Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Внешнеэкономический контракт. Как оформить выезд сотрудника за границу ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 47)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 47

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ.

КАК ОФОРМИТЬ ВЫЕЗД СОТРУДНИКА ЗА ГРАНИЦУ

Ситуация. Наша компания собирается заключить внешнеэкономический контракт с нерезидентом на проведение работ за рубежом. Какова процедура оформления выезда сотрудников и какие документы компании необходимо предоставить для этого?

Существовавшее ранее понятие "экспорт услуг" окончательно исчезло из российского законодательства. Теперь подобная деятельность именуется внешней торговлей услугами и с точки зрения обложения налогом на добавленную стоимость приравнена к реализации в России. Это, правда, не повлияло на необходимость оформления паспорта сделки для осуществления валютного контроля. Статьей 33 Закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определены способы осуществления внешнеторговой деятельности в области оказания услуг. Внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:

1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

2) с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

3) на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

7) российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Выезд сотрудников организации с целью осуществления работ на территории иностранного государства для иностранного заказчика может быть квалифицирован как оказание внешнеторговой услуги в соответствии с п. 5, если на территории иностранного государства нет вашего коммерческого представительства, или п. 7, если такое представительство есть.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Этот нормативный документ определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Обязанность резидентов по репатриации валютной выручки при осуществлении расчетов по внешнеторговым контрактам установлена ст. 19 Закона N 173-ФЗ. Статьей 20 вышеназванного Закона Центробанку дано право устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Делается это для повсеместного контроля и учета валютной выручки. Законом N 173-ФЗ определено также, что паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок установлен Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И. Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении расчетов за вывозимые товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом, устанавливается разд. 3 Инструкции. По каждому контракту резидент оформляет один паспорт сделки в одном уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контракту. Оформление паспорта сделки производится в соответствии с Приложением N 4 к Инструкции N 117-И.

Для оформления паспорта сделки до начала осуществления внешнеторговой операции резидент представляет в банк следующие документы:

- два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с Приложением N 4 к Инструкции N 117-И;

- контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

- разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

- иные документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для оформления паспорта сделки в порядке, установленном Инструкцией.

Указанные в пп. 3.5.2 - 3.5.4 п. 3.5 Инструкции N 117-И документы (далее - обосновывающие документы) представляются резидентом в банк в соответствии с требованиями, установленными ч. 5 ст. 23 Закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Порядок представления документов регламентирован Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П. Следует отметить, что, несмотря на отмену некоторых ограничений в новом валютном законодательстве, процедуры валютного контроля со стороны банков заметно усложнились.

Теперь о том, что касается дальнейших действий по оформлению выезда сотрудников для осуществления услуг (работ) по внешнеторговому контракту.

Согласно действующему сегодня законодательству (Закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане России осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:

- паспорт;

- дипломатический паспорт;

- служебный паспорт;

- паспорт моряка.

Служебный и дипломатический паспорта выдаются штатным сотрудникам дипломатических представительств и прочим государственным служащим, выезжающим в командировки для решения государственных задач. Паспорт моряка также действителен только в определенных ситуациях. Следовательно, ваши сотрудники могут выехать в служебную командировку по так называемому общегражданскому паспорту. Оформление паспорта производится в соответствии с положениями вышеуказанного Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (в ред. от 29.06.2004).

Паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел (ст. 8 Закона N 114-ФЗ). Паспорт может быть выдан российскому гражданину и Министерством иностранных дел РФ по письменному заявлению гражданина, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории Российской Федерации и зарегистрированную в Министерстве иностранных дел РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

К сведению! Положение о регистрации в Министерстве иностранных дел Российской Федерации организаций в целях оказания им консульских услуг утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1142 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731).

Согласно Положению о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации (утв. Приказом МИД России от 14.08.1996 N 6430) основными задачами департамента являются:

- паспортно-визовое обслуживание российских и иностранных граждан и юридических лиц (п. 2.14 Положения);

- получение виз иностранных государств для граждан Российской Федерации, выезжающих за границу со служебными и деловыми целями (п. 3.24 Положения).

Для оформления выезда сотрудников из России организация может зарегистрироваться и встать на консульское обслуживание в МИД России. Чтобы зарегистрироваться в Департаменте консульской службы МИД России, организации нужно представить туда следующие документы (их перечень приведен в п. 3 Положения о регистрации):

а) заявку на оказание консульских услуг, скрепленную печатью и подписанную руководителем организации;

б) нотариально заверенные копии учредительных документов;

в) документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;

г) справку о постановке на учет в органах Государственной налоговой службы РФ;

д) подтверждение права трудовой деятельности, выданное соответствующим органом Федеральной миграционной службы РФ руководителю организации, и российскую визу (если он не является гражданином России);

е) паспорт руководителя организации (если он является гражданином России) либо действительный документ, удостоверяющий личность руководителя организации и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве.

Помимо этого МИД России требует представить:

- информационное письмо об учете организации в Госкомстате либо его нотариально заверенную копию;

- оригинал и копию учетной карточки паспортно-визового управления ГУВД;

- оригинал и копию решения о назначении на должность руководителя организации;

- документ об оплате сбора за регистрацию;

- бланк регистрации и статистический листок (формы этих документов приведены на сайте МИД России www.mid.ru).

Здесь может пригодиться и внешнеторговый контракт, оформленный по всем правилам валютного законодательства.

Регистрация осуществляется в срок до двух недель со дня представления всех документов.

В случае если Консульский департамент МИД России не найдет причин, по которым может быть отказано в постановке организации на учет, вопрос с визами для сотрудников будут решать сотрудники МИД. Они же дадут все разъяснения по визовому режиму каждой страны, в которую планируется направить работников, и разъяснят, какие документы из страны назначения потребуются дополнительно для оформления визы в консульстве этой страны; какие виды виз (однократные, многократные и пр.) и на какие сроки могут получить сотрудники организации.

Если же на основании каких-либо ведомственных актов МИД (нигде не публикуемых и поэтому неизвестных автору) организации откажут в постановке на учет в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации, тогда придется идти по одному из трех путей:

- обратиться в суд с иском о нарушении МИД законодательства РФ;

- получить визы самостоятельно в консульском отделе посольства страны назначения;

- получить визы через туристическую фирму.

В последнем случае у организации могут возникнуть проблемы с оформлением затрат на командировки для целей налогового учета. Ведь, как правило, турфирмы не дают документов консульств, подтверждающих расходы на получение виз. Поэтому в случае если будет принято решение оформлять выезд сотрудников по этому варианту, нужно заранее полюбопытствовать, какие первичные документы, оправдывающие расходы, выдаст турфирма.

Для того чтобы получить визы самостоятельно, организации потребуется приглашение принимающей стороны, оформленное в соответствии с законодательством этой страны, для чего придется озадачить этим вопросом покупателя услуг. Сроки действия и виды виз будут зависеть от страны назначения и статуса заключенного организацией внешнеторгового контракта. Правительствами РФ и СССР подписан ряд соглашений с иностранными государствами о процедурах выезда и въезда граждан на территории стран - участниц соглашений.

К сведению! 14 июня 1985 г. европейскими странами подписано так называемое Шенгенское соглашение. Условия выдачи виз для въезда и пребывания на территории этих стран российских граждан примерно одинаковы. Порядок выдачи того или иного вида визы зависит от статуса гражданина, выезжающего в страну назначения.

Как правило, въездная виза для граждан, осуществляющих деловые поездки, связанные с их профессиональной деятельностью, выдается консульскими учреждениями стран въезда по представлении гражданами обращений торгово-промышленных палат.

Однако бывают исключения из общих правил. Например, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша "Об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша" от 18.09.2003 выдача въездных виз для граждан, осуществляющих деловые поездки в связи с их профессиональной деятельностью, просто не предусмотрена (кроме сотрудников дипломатических миссий).

В большинстве соглашений, подписанных Россией со странами, входящими в Шенгенское соглашение, установлено, что дипломатические представительства и консульские учреждения государства одной Стороны вправе выдавать представителям деловых кругов и предпринимателям, осуществляющим регулярные деловые поездки на территорию государства другой Стороны, многократные визы со сроком действия до 5 лет без предъявления предусмотренных законодательством государств - Сторон приглашений. Визы могут выдаваться по обращению торгово-промышленных палат или иных уполномоченных структур. При этом суммарный срок пребывания данной категории граждан на территории Российской Федерации не может превышать 180 дней в течение года, а на территории государств, применяющих Шенгенское соглашение, - 90 дней в течение календарного полугодия.

В любом случае вопросы о видах, сроках действия, порядке и сроках получения виз лучше уточнить в консульстве конкретной страны, в которую командируются сотрудники.

Решив вопрос с паспортами и визами, нужно сформировать пакет документов, оформляемых при направлении работника в командировку:

- служебное задание (оформляется непосредственным руководителем командируемого работника по форме N Т-10а);

- приказ руководителя (на одного сотрудника оформляется приказ по форме N Т-9; если в командировку едут несколько человек, используется форма N Т-9а).

Формы этих документов приведены в Постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Определившись со сроками выезда, нужно заказать в банке валюту (или дорожные чеки) для выплаты сотрудникам аванса на командировочные расходы.

К сведению! Для оплаты командировочных расходов можно открыть сотрудникам корпоративные банковские карты. Это особенно удобно, если на текущем валютном счете отсутствует достаточное количество средств (или они требуются для других целей). Карты международных платежных систем открываются в рублях, а использоваться за границей могут в иностранной валюте.

И.Перелетова

Генеральный директор

ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"

Подписано в печать

17.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Документальное оформление и учет транспортных услуг ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 47) >
Статья: Налогообложение дооценки ОВГВЗ ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 47)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.