Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет возврата нереализованной части тиража по договору комиссии ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 46)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 46

УЧЕТ ВОЗВРАТА НЕРЕАЛИЗОВАННОЙ ЧАСТИ ТИРАЖА

ПО ДОГОВОРУ КОМИССИИ

Бухгалтерский учет у организации-издателя

При передаче печатной продукции распространителям по договору комиссии стоимость отгруженной продукции организацией-издателем учитывается на счете 45 "Товары отгруженные" в корреспонденции со счетом 43 "Готовая продукция".

При возврате нереализованной части тиража стоимость соответствующего количества изданий списывается с кредита счета 45 "Товары отгруженные" в дебет счета 43 "Готовая продукция".

Согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.06.1999 N 33н, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, относятся к операционным расходам организации. Такие расходы учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

Пример. Издательство передало распространителю по договору комиссии 8000 экз. журнала. Себестоимость 1 экз. - 50 руб. До выхода в свет следующего номера журнала распространитель реализовал 7500 экз., 500 экз. возвратил издательству. Нереализованный тираж журнала уничтожен. В бухгалтерском учете делаются записи:

Д-т 45, К-т 43 - 400 000 руб. - передан распространителю тираж журнала (8000 х 50);

Д-т 90-2, К-т 45 - 375 000 руб. - списана себестоимость реализованного тиража (7500 х 50);

Д-т 43, К-т 45 - 25 000 руб. - отражен возврат нереализованного тиража (500 х 50);

Д-т 91-2, К-т 43 - 25 000 руб. - списана себестоимость нереализованного тиража.

Налоговый учет у организации-издателя

Подпунктами 43 и 44 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся:

расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;

потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими их производство и выпуск, в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:

для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;

для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;

для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.

Согласно п. 41 ст. 270 НК РФ расходы, превышающие нормативы, установленные пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 250 НК РФ была дополнена п. 21. В соответствии с данным пунктом к внереализационным относятся доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции, по основаниям, предусмотренным пп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ. Другими словами, при списании нереализованной морально устаревшей печатной продукции ее стоимость издательство должно включить в налогооблагаемые доходы.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ п. 21 ст. 250 с 1 января 2006 г. дополнен предложением следующего содержания: "Оценка стоимости указанной в настоящем пункте продукции производится в соответствии с порядком оценки остатков готовой продукции, установленным статьей 319 НК РФ".

Таким образом, при буквальном прочтении норм НК РФ, с одной стороны, стоимость нереализованной продукции (в пределах 10% от стоимости тиража) издательство вправе включить в состав расходов, но, с другой стороны, эту сумму необходимо учесть в составе доходов.

Следует обратить внимание, что в п. 21 ст. 250 НК РФ не оговаривается, нужно ли включать в доходы всю стоимость такой продукции или только в пределах 10% от стоимости тиража. В связи с этим возможны следующие варианты.

Первый вариант: в доходы и расходы включается одна и та же сумма - стоимость нереализованной продукции в пределах 10% от стоимости тиража. В данном случае стоимость нереализованной продукции не учитывается в целях налогообложения прибыли.

Второй вариант: в доходы включается вся стоимость нереализованной продукции, а в расходы - только в пределах 10% от стоимости тиража. В этом случае издательство должно с суммы превышения заплатить налог на прибыль.

Оба варианта вызывают много вопросов у налогоплательщиков.

Третий вариант: в доходы для целей налога на прибыль включается только "стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене...", т.е. продажная стоимость части тиража, которая будет уничтожена или возвращена и заменена на реально реализованную. Соответственно, включение данного пункта преследовало цели осуществить налогообложение продукции средств массовой информации и книжной продукции, которая будет на самом деле реализована.

Напомним, что в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае ее оценки и определяемая в соответствии с другими главами НК РФ. Следовательно, включать в доходы можно только то, что экономически выгодно. Убыток от списания стоимости нереализованной продукции не может быть таковым. Поэтому, по мнению автора, в данном случае можно говорить о том, что в п. 21 ст. 250 НК РФ речь идет о доходах, полученных при списании нереализованной продукции. Примером таких доходов могут служить средства, полученные издательством за сдачу печатной продукции в макулатуру. Это еще один - четвертый - вариант.

Е.Акилова

Консультант по налогам

Подписано в печать

16.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: При оплате платежного поручения поставщик просит указывать в нем "в том числе НДС". Вправе ли организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, выделять НДС для организации, работающей по обычной системе? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 46) >
Вопрос: ...Основной деятельностью организации являются проектно-изыскательские работы. Сотрудники предприятия разработали технико-строительные нормативы в соответствии со сметой затрат. Эти нормы напечатаны типографией в виде брошюр, которые мы продаем по безналичному расчету проектно-изыскательским и строительным организациям. Как вести бухучет и оформлять реализацию? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 46)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.