Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Доверительное управление имуществом: бухгалтерский учет и налогообложение (Начало) ("Финансовая газета", 2005, N 46)



"Финансовая газета", 2005, N 46

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ:

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Одним из эффективных методов управления активами являются операции доверительного управления (трастовые операции). Понятие "доверительное управление" включает целую группу разнообразных операций, связанных с доверительными отношениями на основе поручительства и комиссии на долгосрочной основе.

Под доверительным управлением имущества понимается деятельность управляющего по управлению от своего лица за вознаграждение переданным ему на неопределенный срок имуществом, принадлежащим другому лицу на праве собственности, в интересах выгодоприобретателя. Учреждение доверительного управления не влечет за собой перехода права собственности.

Учредитель доверительного управления - физическое или юридическое лицо, основавшее доверительное управление и/или передавшее в него определенное имущество. Лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении доверительного управления, называется бенефициаром. Им может быть как третье лицо, так и сам учредитель доверительного управления.

Доверительный управляющий - лицо, назначенное учредителем для управления этим имуществом. Обязанности и права доверительного управляющего определяются законодательством и договором доверительного управления. Доверительным управляющим могут быть любое юридическое или физическое лицо, кроме государственных органов власти и управления, а также лица, которые по договору о доверительном управлении могут быть признаны выгодоприобретателями. Однако как в российской, так и зарубежной практике доверительные управляющие представлены в большинстве случаев коммерческими банками, поэтому доверительное управление часто рассматривается как один из видов активных банковских операций.

Каждый коммерческий банк на основании банковской лицензии может организовывать и осуществлять доверительные (трастовые) операции. В большинстве случаев активы организаций сводятся к ценным бумагам и передаются управляющему в траст в соответствии с трастовой декларацией, которую подписывает клиент. Для выполнения трастовых операций не существует никаких требований к размеру собственных средств банка, выполнению экономических нормативов.

В некоторых российских банках для осуществления доверительного управления уже организуются траст-отделы. В силу того что доверительное управление - это довольно новый вид услуг для российских банков и объем операций относительно небольшой, траст-отделы, как правило, не являются самостоятельными подразделениями, а их функции выполняют отделы ценных бумаг. Банки, имеющие в своей структуре траст-отделы, стараются сочетать их операции с другими видами услуг, для того чтобы реально конкурировать со страховыми компаниями, брокерскими конторами и организациями, оказывающими консультационные услуги по инвестициям.

Большинство банков предлагает своим клиентам предварительно заключить договор, определяющий основные положения их будущего сотрудничества. Согласно этому договору деловые взаимоотношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк официально предоставляет свои услуги клиенту по выполнению указаний последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм. Все права представительства или распоряжения денежными средствами, ценными бумагами и другими ценностями имеют силу до тех пор, пока от клиента не поступит специальное письменное указание об их отмене или приостановлении.

Структура доверительного управления предполагает, что ни учредитель, ни бенефициарный владелец юридически не могут распоряжаться находящимся в управлении имуществом, что соответственно защищает это имущество от любых возникающих у того или другого проблем. Доверительное управление можно признать ничтожным, если доказать недобросовестный умысел при его создании (например, должник, которому грозит банкротство, передает в траст все свое имущество, чтобы обмануть кредиторов).

Российские банки имеют на сегодняшний день соответствующую материальную базу: достаточно квалифицированный персонал, информационные и технологические возможности для принятия эффективных управленческих решений. Все это, безусловно, позволяет существенно снизить риск инвестиций, однако осуществление доверительных операций наряду с государственным регулированием сможет способствовать более рациональному размещению финансовых ресурсов в экономике страны и соответственно выполнению общей экономической задачи по управлению инвестиционными ресурсами и финансированию дефицита госбюджета.

Обычно банки предоставляют следующие виды трастовых услуг:

хранение ценных бумаг;

ведение ежемесячных бухгалтерских записей клиента;

получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи;

покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями;

консультационные услуги;

принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости и автомобилей;

создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граждан (частных пенсионных фондов, вклады в которые гарантируются акциями фонда) по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица.

Трастовые компании также могут предлагать дополнительные услуги, такие, как:

регистрация частных фирм за границей;

принятие в управление недвижимости и другого имущества в стране и за границей;

инвестирование средств клиента в операции с высокой нормой доходности.

Таким образом, можно выделить ряд преимуществ передачи трастовой компании или банку отдельных функций по управлению имуществом организаций. Прежде всего это возможность использования практического опыта и профессионализма сотрудников организации - доверенного лица, которые специализируются на взаимовыгодном распоряжении собственностью клиента. Вознаграждение, получаемое банком за управление средствами доверителя, напрямую зависит от результатов проведения финансовых операций: по условиям трастового соглашения его величина устанавливается в виде процента от полученного дохода. Следовательно, банк заинтересован в наиболее оптимальной диверсификации трастового портфеля. Анализ, осуществляемый по многим критериям, постоянное отслеживание ситуаций на валютном фондовом рынке и рынке краткосрочных кредитных ресурсов, внесение изменений и дополнений в существующие прогнозы позволяют избежать необоснованных рисков финансовых вложений и таким образом увеличивать доходы клиентов.

Кроме того, траст позволяет решить задачу создания легальной схемы контроля над активами при сохранении конфиденциальности и отсутствии необходимости для российского гражданина лично выступать собственником, управляющим или бенефициаром активов.

Отметим, что создавать траст не следует, если стоимость активов недостаточно велика по сравнению с расходами по созданию и поддержанию траста или есть необходимость открыто выступать собственником имущества.

Политика банка по привлечению ресурсов должна строиться на основе разумного сочетания различных финансовых инструментов в зависимости от текущей тенденции финансового рынка. Изменяя уровень ставок по срочным депозитам и размер комиссионного вознаграждения за проведение операций по доверительному управлению, банк может существенно минимизировать риски проведения пассивных операций, тем самым увеличивая доходность деятельности банка. При этом, ставя своей целью максимизацию текущей прибыли, банкам выгодно ориентироваться на оказание уникальных услуг, в предоставлении которых у них нет конкурентов. Установленная при этом цена воспринимается рынком, даже если она не отражает реальную структуру затрат банка, связанных с предоставлением этих услуг.

Следовательно, развитие доверительных операций крайне актуально для банковской деятельности. В сочетании с традиционными банковскими операциями проведение трастовых операций придаст дополнительную структурную прочность банку, повысит его доходность, усилит позиции в конкурентной среде. Кроме того, это даст дополнительную эффективность клиентам, будет в целом способствовать развитию финансового рынка.

Бухгалтерский учет операций

доверительного управления имуществом

При отражении в бухгалтерском учете операций по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", субсчет 1 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом".

Отражение учредителем управления операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. Передача объектов имущества в доверительное управление осуществляется учредителем управления по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. При этом дебетуется счет 79-1 в корреспонденции с кредитом счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 58 "Финансовые вложения" и др. Одновременно на суммы начисленной амортизации производится запись по дебету счетов 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов" и кредиту счета 79-1.

Подтверждением получения имущества, переданного в доверительное управление, для учредителя управления являются извещение об оприходовании имущества от доверительного управляющего или первичный учетный документ с пометкой "Д.У." (копия накладной, акт приема-передачи и т.п.).

Денежные средства, полученные учредителем управления в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом, учитываются в бухгалтерском учете по кредиту счета 79-1 в корреспонденции с дебетом счетов по учету денежных средств.

Причитающиеся учредителю управления суммы возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды от доверительного управляющего (ст. 1022 ГК РФ) отражаются по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы". При получении учредителем управления указанных средств дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 76.

В случае прекращения договора доверительного управления имуществом возвращенные учредителю управления объекты имущества учитываются им по дебету счетов 01, 04, 58 и др. в корреспонденции с кредитом счета 79-1 в той же оценке, по которой они были переданы в доверительное управление. Одновременно на суммы начисленной амортизации в рамках отдельного баланса производится запись по кредиту счетов 02, 05 и дебету счета 79-1.

При составлении бухгалтерской отчетности учредителя управления в нее полностью включаются данные, представленные доверительным управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях, путем суммирования аналогичных показателей. В баланс учредителя управления данные по счету 79-1 не включаются. Бухгалтерская отчетность учредителем управления представляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. на 30.06.2003) "О бухгалтерском учете". Раскрытие информации, связанной с осуществлением договора доверительного управления имуществом, в составе пояснительной записки производится согласно правилам, установленным ПБУ 12/2000.

(Продолжение см. "Финансовая газета", 2005, N 47)

А.Войко

К. э. н.,

Государственный университет управления

Подписано в печать

16.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Налогоплательщик в течение 2005 г. осуществляет розничную торговлю на арендованной им части торгового зала магазина площадью 15 кв. м через сборно-разборную конструкцию, оборудованную витриной и не предусматривающую доступа покупателей к товарам. Какой физический показатель базовой доходности должен быть использован налогоплательщиком при исчислении налоговой базы по ЕНВД - "площадь торгового зала" или "торговое место"? ("Финансовая газета", 2005, N 46) >
Вопрос: Возможно ли признать затраты по приобретению форменной одежды для работников частными охранными предприятиями расходами в целях налогообложения прибыли, если форменная одежда передается в собственность работнику, а также если эта одежда передается для ношения во время исполнения служебных обязанностей? ("Финансовая газета", 2005, N 46)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.