|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Мониторинг в системе управления расчетами с дебиторами ("Аудиторские ведомости", 2005, N 12)
"Аудиторские ведомости", 2005, N 12
МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТАМИ С ДЕБИТОРАМИ
Одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям - это часть общей политики организации по выбору условий реализации продукции на определенный период времени, оптимизации общего размера дебиторской задолженности и по обеспечению ее своевременной инкассации для достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации.
Руководство и административные работники, оказывая влияние на процесс управления дебиторской задолженностью организации, должны иметь полную информацию о ходе всех хозяйственных процессов. Основную информационную нагрузку выполняют три функции управления расчетами: учет, анализ и контроль. Задача максимального использования экономической информации для принятия оптимальных управленческих решений не может быть решена только в рамках учета, поскольку такая информация характеризует расчеты с дебиторами с количественной стороны, не позволяя принимать эффективные тактические и стратегические решения. В этих условиях следует положительно расценивать процесс взаимодействия учета, анализа и контроля, который находит свое отражение в формировании учетно-аналитической информации управленческой деятельности. Процесс и результаты такого взаимодействия реализуются в рамках механизма мониторинга. Цель мониторинга - объективная, очищенная от эмоций оценка состояния объекта мониторинга, происходящих с ним изменений и их причин на каждом этапе его жизненного цикла как основа для корректирующих воздействий (1, с. 1 - 2). Само понятие мониторинга стало использоваться в экономической науке сравнительно недавно, лишь в последние несколько лет, поэтому четкого определения экономического мониторинга в настоящее время не сформулировано. Сложность формулировки понятия "мониторинг" связана также с принадлежностью его как к сфере науки, так и к сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации. Английское слово "monitoring" означает "наблюдение, процесс отслеживания происходящего, фиксация увиденного". В общем виде мониторинг определяют как "постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению" (2, с. 1). Основные сферы научных исследований, проявляющие интерес к мониторингу, - экология, биология, социология, педагогика, экономика, психология, теория управления. Вместе с тем степень изученности и использование этого понятия в различных сферах деятельности неравнозначны. Так, можно говорить об определенном уровне зрелости в решении проблем мониторинга как на прикладном, так и на теоретическом уровне в экологии (7). Здесь понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, достаточно глубоко проработан его методологический аппарат, созданы средства измерения, адекватные поставленным задачам, существует отлаженная система реализации мониторинга, включающая сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, статус его закреплен на законодательном уровне (3, с. 53). Семантический анализ определений мониторинга в экологии, педагогике, медицине, юриспруденции, социологии и психологии позволяет выделить основные составляющие этого процесса:
- непрерывное наблюдение; - оценка и прогнозирование; - определение показателей, позволяющих поставить диагноз; - система сбора, хранения и обработки информации. Присутствие всех этих компонентов обеспечивает своевременное предупреждение неблагоприятной ситуации. Все рассмотренные определения мониторинга, абстрагируясь от области их применения, можно разделить на две группы в зависимости от их связи с управлением: - определения, которые предполагают включение в понятие мониторинга активного управленческого компонента. Это заключается в непосредственном вмешательстве в управление с целью моделирования желаемых параметров объекта мониторинга на основе текущего развития событий; - определения, предполагающие пассивную роль мониторинга в управлении. Пассивная роль подразумевает так называемый ситуационный менеджмент, т.е. управление по "узким местам". К этой группе относятся определения мониторинга в медицине, психологии, а также часть определений экологии и социологии. Экономический мониторинг обычно проводится для поиска тенденций и закономерностей, характерных для определенного периода деятельности организации, ситуации на рынках сбыта, технологического процесса. Мониторинг в хозяйственной деятельности любой коммерческой организации необходим, поскольку он позволяет выявить, насколько часто происходят нарушения в той или иной области. Для достижения достоверных результатов следует проводить наблюдение в течение длительного периода времени. Только в том случае, когда закономерности выявлены, возможен их анализ (4, с. 1). В системе управления дебиторской задолженностью, как и в любой другой системе, выделяют управляющую и управляемую подсистемы, которые соответственно представлены субъектами и объектами управления. К объектам управления следует отнести непосредственно расчеты с дебиторами по товарным операциям (МРДТ). Субъекты управления - службы и органы управления, которые используют единые приемы, характерные для управленческой деятельности в целом, и специфические методы целенаправленного воздействия на объект. Стратегия управления дебиторской задолженностью по товарным операциям подразумевает общее направление развития ситуации с объектом и пороговые значения (правила и ограничения) по его величине и структуре, которые гарантировали бы достижение приемлемого уровня финансовой устойчивости на данном этапе развития организации. Тактика управления дебиторской задолженностью по товарным операциям - это конкретные методы и приемы достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации в определенной ситуации и в определенный момент времени. Задача тактики управления - выбор наиболее оптимального решения и способов его воплощения в сложившейся ситуации (5, с. 42). Согласно функциональному подходу к управлению Анри Файоля управлять - значит прогнозировать, планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям предполагает решение следующего комплекса задач (рис. 1).
Функции Задачи ———————————————————————————————————————¬ | Выбор модели управления | ————+ дебиторской задолженностью | | | по товарам операциям | | L———————————————————————————————————————--------------¬ ¦ ---------------------------------------¬ ¦ Организация +---+---+ Формирование структуры управления ¦ L------T------- ¦ L------------------------------------- ———— ¦ ¦ ---------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Разработка методик по оценке рисков, ¦ ¦ L---+ формированию портфеля заказов, ¦ ¦ ¦расчету сроков предоставления кредита,¦ ¦ ¦ оценке надежности дебиторов ¦ ¦ L------------------------------------- ———— ¦ ¦ ---------------------------------------¬ ¦ ¦ Установление стандартов ¦ ¦ ----+ по работе с дебиторами, определяющих ¦ \¦/ ¦ ¦ единую политику в этой области ¦ ——————————————¬ | | на планируемый период | | Планирование+———+ L———————————————————————————————————————L------T------- ¦ ---------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Разработка детальных графиков ¦ ¦ L---+ погашение дебиторской задолженности ¦ ¦ ¦ по товарным операциям ¦ ¦ ¦ в планируемом периоде ¦ ¦ L------------------------------------- ———— ¦ \¦/ ---------------------------------------¬ ———————+——————¬ | Разработка графика | | Координация +———————+ документооборота по дебиторской | L——————T——————— | задолженности | | L———————————————————————————————————————¦ ¦ ---------------------------------------¬ \¦/ ----+ Система стимулирования ¦ ———————+——————¬ | | работников организации | | Мотивация +———+ L———————————————————————————————————————L------T------- ¦ ---------------------------------------¬ ¦ L---+ Система поощрений ¦ ¦ ¦ и санкций для дебиторов ¦ ¦ L------------------------------------- ———— ¦ ¦ ---------------------------------------¬ ¦ ¦ Регулярное отслеживание отклонений ¦ \¦/ ----+ фактических параметров дебиторской ¦ ———————+——————¬ | | задолженности от запланированных | | Контроль +———+ L———————————————————————————————————————L-------------- ¦ ---------------------------------------¬ ¦ ¦ Разработка системы мер ¦ L---+ и мероприятий по оптимизации ¦ ¦ параметров дебиторской задолженности ¦ L------------------------------------- ———— Рис. 1. Взаимосвязь функций и задач управления дебиторской задолженностью
Применительно к расчетам с дебиторами, на наш взгляд, равноправное положение среди приведенных занимают функции учета и анализа (рис. 2)
Функции Задачи ———————————————————————————————————————¬ | Сбор и обработка информации | ——————————+ об операциях с дебиторской | | | задолженностью | | L———————————————————————————————————————------------+-¬ ---------------------------------------¬ ¦ Учет +-------+ Количественная оценка накопленной ¦ L------T----T-- ¦ дебиторской задолженности ¦ ¦ ¦ L------------------------------------- ———— ¦ ¦ ---------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Расчет налогов, ¦ ¦ L---------+ предусмотренных законодательством ¦ ¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ L------------------------------------- ———— ¦ ¦ ---------------------------------------¬ ¦ ¦ Оценка эффективности планирования и ¦ ¦ ----------+ организации работы с дебиторами ¦ ¦ ¦ L------------------------------------- ———— ¦ ¦ ---------------------------------------¬ ———————+————+—¬ | Качественная оценка накопленной | | Анализ +———————+ дебиторской задолженности | L———————————T—— L———————————————————————————————————————¦ ---------------------------------------¬ ¦ ¦ Выявление резервов оптимизации ¦ L---------+ величины, структуры и качества ¦ ¦ дебиторской задолженности ¦ L------------------------------------- ———— Рис. 2. Функции учета и анализа и соответствующие задачи управления дебиторской задолженностью
Сравнительный анализ литературы по вопросам мониторинга позволил сформулировать понятие МРДТ, под которым мы понимаем систему комплексного непрерывного наблюдения, анализа и представления информации о количественных и качественных параметрах дебиторской задолженности, обеспечивающую возможность оперативной подготовки достоверных прогнозов, а также придания дебиторской задолженности желаемых параметров (посредством своевременных управленческих решений). Объектом этого мониторинга является вся совокупность реализуемых конкретным хозяйствующим субъектом взаимоотношений с покупателями и заказчиками. Данный объект можно отнести к категории сложных в силу большой подверженности влиянию внешних факторов и неоднородности этой группы дебиторов. Причем неясно, какой из факторов спровоцировал изменение, поэтому отличительной особенностью МРДТ является его комплексный характер, так как отслеживаются не только величина, но и структура, динамика, качественные характеристики объекта мониторинга, их взаимосвязи и т.д. Объект МРДТ поддается измерению либо напрямую (с использованием системы общепринятых критериев или индикаторов), либо опосредованно (с привлечением технологий научного исследования). Поэтому для реализации задач мониторинга важная роль отводится обеспечению высокого качества инструментария, разработке критериев оценивания, индикаторов и показателей, процессу измерения, статистической обработке результатов и их адекватной интерпретации. Риск дебиторской задолженности, ее качество - это субъективные понятия, которые необходимо оценить количественно. Методики же, позволяющей дать достоверные результаты, пока не выработано. Для того чтобы МРДТ успешно мог применяться в практике отечественных предприятий, необходимо разработать механизм мониторинга. По аналогии с финансовым механизмом можно выделить следующие элементы механизма мониторинга расчетов с дебиторами: - нормативно-правовое обеспечение (законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и письма министерств и ведомств и т.д.) (6, с. 18; 7, с. 10); - информационное обеспечение (учетные и внеучетные данные о дебиторах и расчетах с ними); - ресурсное обеспечение - субъекты МРДТ (планово-экономический отдел, бухгалтерия, юридическая служба, отдел маркетинга и ценообразования, служба сбыта, служба внутреннего аудита, руководство), техническое обеспечение (компьютерное и программное) и финансовое обеспечение; - организационно-экономическое обеспечение - методическое (принципы учета расчетов, приемы обработки информации, методики анализа дебиторской задолженности, методы прогнозирования, способы контроля и т.д.) и инструментальное (формы расчетов, виды сделок, например факторинг, цессия и т.п., рабочий план счетов, графики документооборота, должностные инструкции, порядок взаимодействия субъектов, процедуры контроля, система показателей оценки дебиторской задолженности и т.д.). Изучение понятия МРДТ позволяет выделить его следующие функции: - познавательная, или информационная, функция позволяет получить документированные знания о состоянии задолженности дебиторов и произошедших в нем изменениях путем сбора, накопления, систематизации и обработки информации в рамках хозяйственного учета; - контрольная функция дает возможность проводить в ходе мониторинга комплексный контроль за соблюдением действующего законодательства, работой конкретного подразделения или службы организации, а также совместной работой всех отделов. МРДТ призван обеспечить правильную оценку ситуации. В рамках реализации этой функции в организации должна быть разработана и внедрена система раннего обнаружения отклонений в ходе хозяйственных процессов и выполнения управленческих решений, а также созданы методики проведения мероприятий, направленных на корректировку неблагоприятных явлений; - аналитическая функция, с помощью которой можно выявить влияние отдельных хозяйственных операций на финансовое состояние организации, провести глубокую и всестороннюю оценку результатов деятельности и предупредить финансовые риски. За осуществление этой функции отвечает анализ дебиторской задолженности. Перечень этих функций может быть расширен, но наиболее значимыми, отражающими фундаментальные свойства системы являются указанные. Взаимосвязь охарактеризованных функций МРДТ с содержанием информации и задачами мониторинга представлена на рис. 3.
————————————————¬ | Руководство | L———————T————————/¦\ —————————+———————————————————————————————————————————————————————¬ | | 1 —————————¬ 1 | | —————+————————————————+ +—————————————————————————¬ | | | | | Учет |/ 2 | | | | | | +——————————————————¬ | | | | | L—————————\ | | | | \|/ 4| | \|/ | |———+————+——¬ ———+——————+——¬| || Анализ | Мониторинг | Контроль || |L——T————T——— L——T——————T———| | | /|\ 3 | /|\ | | | L————————————————————————————————————————————— | | | | 5 | | | L————————————————————————————————————————————————————————— | L——————————————————————————————T——————————————————————————————————\¦/ ————————+—————————¬ | Прогнозирование | L—————————————————— Рис. 3. Взаимосвязь функций МРДТ с его задачами:
1 - учетная информация по запросам; 2 - проверка достоверности учетной информации и соответствия хозяйственной деятельности и ее учета нормам бухгалтерского законодательства и хозяйственного права; 3 - сигналы об отклонениях от норм, планов или о негативной динамике показателей; 4 - выявление причин, вызвавших отклонения, оценка влияния факторов на сложившиеся показатели; выявление тенденций развития и резервов улучшения показателей; 5 - определение контрольных точек для оперативного контроля
Учет является источником преимущественно количественной информации для анализа и контроля. Взаимодействие учета и контроля позволяет выявить отклонения от плановых параметров дебиторской задолженности; взаимодействие анализа и учета способно вскрыть причины этих отклонений. На основе этого можно заключить, что анализ и контроль предоставляют не столько количественную информацию, сколько качественную. Таким образом, мониторинг представляет собой более высокую организационную систему по отношению к учету, анализу и контролю, которые носят дискретный характер, в то время как мониторинг предполагает непрерывность, возможность прогнозирования, нацеленность на предупреждение негативных изменений на основе оперативного отслеживания состояния объекта, что становится возможным только в результате взаимодействия учета, анализа и контроля во времени. Мониторинг является частью системы управления, способствующей принятию эффективных и своевременных управленческих решений (рис. 4).
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Управляющая подсистема | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ +————————————————————————————————————————————————————————————————+ |Предварительное управление Оперативное управление | |(до появления дебиторской (после совершения операций | | задолженности) и возникновения дебиторской | | задолженности) | | | | ——————————————————¬ 1 \——————————————¬ | | | Целеполагание +————————————————————————+ Организация | | | | Прогнозирование |/ 6 /| Координация | | | | Планирование +————————————————————————+ Мотивация | | | L———T—————————T————\ L———T——————T——— | | /|\ | Мониторинг /|\ | | | | | | | | | | | 2 \———————————¬ 3 | | | | | L——————————+ Учет +——————————— | | | | 5 /| Анализ | 4 | | | L————————————————————+ Контроль | | | | L——————————— | | L—————————————————————————————————T———————————————————————+———————/¦\ ¦ ¦ ¦ \¦/ \¦/ ——————————————————————————+———————————————————————+——¬ | Управляемая подсистема | L————————————————————————————————————————————————————— Рис. 4. Взаимосвязь функций МРДТ с другими функциями управления дебиторской задолженностью:
1 - проектная документация, бизнес-планы, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.; 2 - нормативно-плановая информация; 3 - информация оперативного учета и сигналы об отклонениях от плана и нормативов; 4 - оперативные управленческие решения корректирующего характера по сигнальным точкам; 5 - учетно-аналитическая информация, которая может являться базой для принятия тактических и стратегических решений; 6 - внесение изменений по результатам ретроспективного анализа и контроля
Субъектам управления нужны не сами по себе учет, анализ и контроль, а конечный их результат в виде данных о вариантах совершения корректирующих действий. Таким образом, мониторинг осуществляет прямую и обратную связь предварительного управления расчетами с дебиторами с оперативным (8, с. 2). Сам по себе МРДТ не может напрямую воздействовать на объект управления, хотя обладает достаточной для этого информацией, его влияние на объект управления проявляется опосредованно через функции организации, мотивации, координации и планирования, т.е. в процессе управления мониторинг не только завершает весь процесс, начатый выработкой цели, но и дает начало новым управленческим решениям. Создание механизма МРДТ для решения задач управления организацией не означает ослабление содержания самостоятельных функций учета, контроля и анализа, а более четко отражает наличие тесных информационных связей между всеми функциями управления и является дополнительным средством защиты интересов собственников и инвесторов. Несмотря на изученность каждой составляющей механизма МРДТ, вопросам взаимодействия учета, анализа и контроля в рамках единой системы уделяется недостаточное внимание. Результатом этого является отсутствие единой информационной базы по расчетам с дебиторами, т.е. наряду с дублированием одной информации наблюдается дефицит другой. Особенно это проявляется в период сближения российского бухгалтерского учета с МСФО.
Литература
1. Хельсинкский Фонд по Правам Человека. Мониторинг прав человека. http://www.hrights.ru/monitoring/metod_rekomend.htm 2. Горбунова О.Н. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files629/files632/docs/1.doc 3. Казаченко А. П., Камеристова О.Р., Добровольских И.П., Даванков А.Ю. Научные основы мониторинга, охраны и рекультивации земель. - Челябинск., 2000. 211 с. 4. Панфилов О. Мониторинг. http://www.gdf.ru/books/books/monitor/01.html 5. Красная Е.Н., Снитко Л.Т. Управление оборотным капиталом организации. - М.: РДЛ, 2002. 216 с. 6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. 528 с. 7. Кураков Л.П., Рябина Э.Н., Владимирова М.П., Кураков В.П. Экономический анализ и основы управления финансами. - М.: Вуз и школа, 2002. 310 с. 8. Шимоволос С. http://www.hrights.ru/monitoring/shimovolos.htm
О.Г.Танашева К. э. н., профессор Челябинский государственный университет
А.В.Урванцева Челябинский государственный университет Подписано в печать 15.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |