Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Оформление основных документов аудитора (Окончание) ("Аудиторские ведомости", 2005, N 12)



"Аудиторские ведомости", 2005, N 12

ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ АУДИТОРА

(Окончание. Начало см. "Аудиторские ведомости", 2005, N 8)

В ходе унификации текста отчета необходимо достичь единообразия его отдельных элементов путем выделения однотипных повторяющихся элементов текста и установления правила их использования.

Во-первых, следует выделить языковые формулы (т.е. устойчивые, шаблонные, стандартные языковые обороты, используемые в неизменном виде) и регламентировать их применение. Например, можно установить, что текст в блоке "Решение проблемы" (см. Блок-схему изложения материала...) должен начинаться с фразы: "По мнению аудитора, предприятию следует: ...".

Во-вторых, имеет смысл определить порядок применения и написания некоторых наиболее часто используемых повторяющихся слов, обозначений и чисел. Учитывая специфику аудиторских документов, по нашему мнению, в первую очередь следует упорядочить использование буквенно-цифровых обозначений и числительных, географических названий, наименований организаций и т.п. Например, можно выбрать такой вариант оформления, при котором величины денежных выражений следует указывать с одним знаком после запятой в тысячах рублей (с использованием сокращения "тыс. руб."). И, конечно, необходимо утвердить единую форму бухгалтерских записей.

В-третьих, целесообразно разработать унифицированную систему сокращений, результатом которой должно стать создание различных перечней (списков). Такие перечни (списки) призваны аккумулировать наиболее употребительные и повторяющиеся длинные слова и словосочетания и определять их сокращенные формы, которые должны применяться в тексте отчета. Например, для реализации требования Стандарта "Письменная информация" о необходимости указаний в отчете ссылок на документы действующего законодательства можно сформировать Перечень полных и сокращенных наименований наиболее употребительных законодательных и нормативных правовых актов и оформить его в качестве типового приложения к отчету. Это даст возможность употреблять в тексте отчета только их единообразные сокращенные наименования, что значительно снизит трудоемкость оформления отчета и сократит количество фактографических и орфографических ошибок.

И, наконец, нужно сформировать единые требования к стилю текста отчета. Поясним, что языком делового общения является официально-деловой стиль, основными чертами которого считаются нейтральный тон, точность и ясность изложения, а также лаконичность. С учетом специфики аудиторской деятельности, а также положений Стандарта "Письменная информация", определяющих, что сведения, содержащиеся в отчете, должны быть четкими, краткими, содержательными, без фактических неточностей, на наш взгляд можно выделить следующие требования к тексту отчета:

- полнота изложения материала в сочетании с лаконичностью, которая может достигаться путем замены сложных предложений простыми, а также исключением излишних подробностей и повторений;

- последовательность изложения материала;

- убедительность и обоснованность изложения материала;

- объективность и достоверность представления событий и фактов;

- точность изложения информации, отражение только тех фактов, которые установлены;

- безупречность формулировок в юридическом отношении, их соответствие действующим законодательным и нормативным правовым актам;

- корректность, т.е. тон должен быть нейтральным и уважительным, необходимо избегать категорических выражений.

Отметим, что, на наш взгляд, унификация текста отчета призвана обеспечить однозначность его понимания, сократить время на его подготовку и восприятие, а также уменьшить количество разнообразных ошибок.

Стандартизация форм аудиторских документов

Существует несколько различных вариантов закрепления результатов унификации форм письма, договора, заключения и отчета во внутрифирменном "законодательстве".

Во-первых, эти результаты можно включить в соответствующие внутрифирменные стандарты по аудиту исходя из того, что требования, возникшие в ходе унификации форм документов, являются составной частью аудиторских методик и технологий по проведению проверки и реализуются аудиторами.

Во-вторых, результаты унификации форм рассматриваемых документов можно также отразить и во внутренних документах, регламентирующих делопроизводство. Мотивировать это можно тем, что в данном случае речь идет не о сборе и подготовке информации с помощью аудиторских методик и технологий, а о ее фиксации на определенном носителе по установленным правилам, т.е. о документировании (процессе, отнесенном к сфере делопроизводства).

Учитывая особенности рассматриваемых документов, предлагается:

- результаты унификации письма, договора и заключения закрепить во внутренних документах, регламентирующих делопроизводство (например, в форме соответствующего внутрифирменного стандарта или инструкции по делопроизводству организации);

- результаты унификации текста отчета отразить в соответствующем внутрифирменном аудиторском стандарте. Причем в этот внутрифирменный стандарт должны быть включены необходимые комментарии по порядку структурирования текста, заполнения форм представления унифицированного текста, применения унифицированных элементов текста (в первую очередь языковых формул и сокращений), а также соблюдения стилевого единообразия. В качестве приложений к этому внутрифирменному стандарту могут служить типовое оглавление текста отчета, различные формы представления унифицированного текста, а также всевозможные перечни (списки) и т.п.

В качестве примера рассмотрим порядок подготовки внутрифирменного стандарта по оформлению документов, действие которого должно распространяться на все документы, созданные организацией. Для разработки стандарта необходимо унифицировать приемы форматирования, используемые при подготовке документов, а также установить оптимальный набор реквизитов для каждой формы документов.

В качестве основных разделов такого стандарта можно выделить:

- общие положения;

- правила компьютерного набора и форматирования документов;

- требования к оформлению реквизитов документов.

В разделе "Общие положения" нужно указать цели и задачи данного стандарта, нормативную базу, примененную при его подготовке, а также определить круг пользователей и порядок пользования этим документом.

Внутрифирменный стандарт по оформлению документов должен основываться на соответствующих нормативных актах Российской Федерации, регламентирующих документационное обеспечение управления, к которым в первую очередь относятся ГОСТ Р 6.30-2003 и Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Росархива от 27.11.2000 N 68). Заметим, что требования ГОСТ Р 6.30-2003 носят рекомендательный характер и, кроме того, зачастую не дают конкретных указаний и предполагают вариантность.

При создании этого внутрифирменного документа аудиторской организации следует также учитывать требования аудиторских стандартов, касающиеся оформления документации. Отметим, что эти стандарты в ряде случаев дают весьма четкие указания по данному вопросу. Например, Стандарт "Письменная информация" определяет, что отчет должен иметь сквозную нумерацию страниц. Но чаще всего они предоставляют возможность выбора. К примеру, указанный Стандарт предлагает несколько вариантов подписания отчета - либо всеми аудиторами и иными специалистами, проводившими аудит, либо, если аудиторскую проверку проводила группа, - ее руководителем и руководителями отдельных подгрупп или только руководителем группы.

Таким образом, разработчикам внутрифирменного стандарта в большинстве случаев предстоит выбрать из предлагаемых законодательством вариантов оформления документов наиболее оптимальные для данной организации, а также создать новые, руководствуясь принципом удобства, рациональности и наглядности.

Отметим, что такой подход необходим в первую очередь при разработке раздела "Правила компьютерного набора и форматирования документов", призванного обеспечить создание документов в едином стиле и регламентировать порядок использования различных приемов форматирования (ориентация страницы, размер полей, вид и размер шрифта, размер отступа абзаца, междустрочный интервал, допущение или недопущение переносов слов, порядок нумерации страниц и отбивки пробелов и т.п.). Это связано с тем, что в нормативных документах по делопроизводству правила применения большинства таких приемов носят вариантный характер или не определены вовсе.

В отличие от правил форматирования документов порядок оформления их реквизитов регламентирован ГОСТ Р 6.30-2003 достаточно жестко, поэтому при разработке раздела "Требования к оформлению реквизитов документов" необходимо внимательно отнестись к рекомендациям этого стандарта.

Ниже в качестве примера приведены состав основных реквизитов рассматриваемых документов и порядок их оформления в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 и стандартов по аудиту.

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |       Реквизит документа       |      Наличие в документе      |
   |                                +——————T———————T——————————T—————+
   |                                |Письмо|Договор|Заключение|Отчет|
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Эмблему организации (товарный   |   +  |   —   |    +/—   | +/— |
   |знак) помещают на бланках       |      |       |          |     |
   |организации в соответствии с ее |      |       |          |     |
   |уставом                         |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Наименование организации должно |   +  |   +   |     +    |  +  |
   |соответствовать наименованию,   |      |       |          |     |
   |закрепленному в ее учредительных|      |       |          |     |
   |документах. Сокращенное         |      |       |          |     |
   |наименование (если оно          |      |       |          |     |
   |закреплено в учредительных      |      |       |          |     |
   |документах) помещают в скобках  |      |       |          |     |
   |ниже полного или за ним         |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Справочные данные об организации|   +  |   +   |     +    |  +  |
   |включают почтовый адрес, номер  |      |       |          |     |
   |телефона и другие сведения      |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Датой документа является дата   |   +  |   +   |     +    |  +  |
   |его подписания (утверждения).   |      |       |          |     |
   |Документы, изданные двумя или   |      |       |          |     |
   |более организациями, должны     |      |       |          |     |
   |иметь одну (единую) дату.       |      |       |          |     |
   |Дату документа оформляют        |      |       |          |     |
   |арабскими цифрами в             |      |       |          |     |
   |последовательности: день месяца,|      |       |          |     |
   |месяц, год. День месяца и месяц |      |       |          |     |
   |оформляют двумя парами арабских |      |       |          |     |
   |цифр, разделенными точкой, а    |      |       |          |     |
   |год — четырьмя арабскими        |      |       |          |     |
   |цифрами. Допускаются            |      |       |          |     |
   |словесно—цифровой способ        |      |       |          |     |
   |оформления даты, а также        |      |       |          |     |
   |оформление даты в               |      |       |          |     |
   |последовательности: год, месяц, |      |       |          |     |
   |день месяца                     |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Регистрационный номер документа |   +  |   +   |     —    |  —  |
   |состоит из его порядкового      |      |       |          |     |
   |номера, который можно дополнять |      |       |          |     |
   |информацией о корреспонденте,   |      |       |          |     |
   |исполнителях и др.              |      |       |          |     |
   |Регистрационный номер документа,|      |       |          |     |
   |составленного совместно двумя и |      |       |          |     |
   |более организациями, состоит из |      |       |          |     |
   |регистрационных номеров         |      |       |          |     |
   |документа каждой из них,        |      |       |          |     |
   |проставляемых через косую черту |      |       |          |     |
   |в порядке указания авторов в    |      |       |          |     |
   |документе                       |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |При утверждении документа       |   —  |   —   |     —    |  +  |
   |должностным лицом гриф          |      |       |          |     |
   |утверждения документа должен    |      |       |          |     |
   |располагаться в правом верхнем  |      |       |          |     |
   |углу документа и состоять из    |      |       |          |     |
   |слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек),  |      |       |          |     |
   |наименования должности лица,    |      |       |          |     |
   |утверждающего документ, его     |      |       |          |     |
   |подписи, инициалов, фамилии и   |      |       |          |     |
   |даты утверждения                |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Место составления (издания)     |   —  |   +   |     —    |  +  |
   |документа указывают с учетом    |      |       |          |     |
   |принятого                       |      |       |          |     |
   |административно—территориального|      |       |          |     |
   |деления и общепринятых          |      |       |          |     |
   |сокращений                      |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |В качестве адресата могут быть  |   +  |   —   |     +    |  —  |
   |организации, их структурные     |      |       |          |     |
   |подразделения, должностные или  |      |       |          |     |
   |физические лица                 |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Заголовок к тексту включает     |   +  |   +   |     +    |  +  |
   |краткое содержание документа и  |      |       |          |     |
   |должен быть согласован с        |      |       |          |     |
   |наименованием вида документа    |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Тексты документов оформляют в   |   +  |   +   |     +    |  +  |
   |виде анкеты, таблицы, связного  |      |       |          |     |
   |текста или в виде их соединения |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |В состав реквизита "Подпись"    |   +  |   +   |     +    |  +  |
   |входят: наименование должности  |      |       |          |     |
   |лица, подписавшего документ     |      |       |          |     |
   |(полное, если документ оформлен |      |       |          |     |
   |не на бланке, и сокращенное — на|      |       |          |     |
   |документе, оформленном на       |      |       |          |     |
   |бланке), личная подпись и ее    |      |       |          |     |
   |расшифровка.                    |      |       |          |     |
   |При подписании документа        |      |       |          |     |
   |несколькими должностными лицами |      |       |          |     |
   |их подписи располагают одну под |      |       |          |     |
   |другой в последовательности,    |      |       |          |     |
   |соответствующей занимаемой      |      |       |          |     |
   |должности.                      |      |       |          |     |
   |При подписании совместного      |      |       |          |     |
   |документа его оформляют не на   |      |       |          |     |
   |бланке                          |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Согласование документа оформляют|  +/— |  +/—  |     —    |  —  |
   |визой согласования документа,   |      |       |          |     |
   |включающей подпись и должность  |      |       |          |     |
   |визирующего документ,           |      |       |          |     |
   |расшифровку подписи и дату      |      |       |          |     |
   |подписания.                     |      |       |          |     |
   |Допускается полистное           |      |       |          |     |
   |визирование документа и его     |      |       |          |     |
   |приложения                      |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Оттиск печати заверяет          |   +  |   +   |     +    |  +  |
   |подлинность подписи должностного|      |       |          |     |
   |лица на документах,             |      |       |          |     |
   |удостоверяющих права лиц,       |      |       |          |     |
   |фиксирующих факты, связанные с  |      |       |          |     |
   |финансовыми средствами, а также |      |       |          |     |
   |на иных документах,             |      |       |          |     |
   |предусматривающих заверение     |      |       |          |     |
   |подлинной подписи               |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Отметка об исполнителе включает |  +/— |  +/—  |     —    |  —  |
   |инициалы и фамилию исполнителя  |      |       |          |     |
   |документа и номер его телефона. |      |       |          |     |
   |Ее располагают на лицевой или   |      |       |          |     |
   |оборотной стороне последнего    |      |       |          |     |
   |листа документа в левом нижнем  |      |       |          |     |
   |углу                            |      |       |          |     |
   +————————————————————————————————+——————+———————+——————————+—————+
   |Отметка о поступлении документа |   +  |   —   |     —    |  —  |
   |в организацию содержит очередной|      |       |          |     |
   |порядковый номер и дату         |      |       |          |     |
   |поступления документа           |      |       |          |     |
   L————————————————————————————————+——————+———————+——————————+——————
   

Как видно из примера, при оформлении большинства реквизитов предполагается вариантность. Поэтому задача разработчиков внутрифирменного стандарта состоит в том, чтобы выбрать для документального закрепления наиболее предпочтительный для применения в данной организации вариант.

В ряде случаев осуществить это не представляет трудности. Во-первых, если делопроизводственный стандарт предлагает конкретные варианты, не требующие дополнительных разъяснений, а стандарты по аудиту этот выбор ничем не ограничивают (например, при определении формата даты их трех вариантов, предложенных ГОСТ Р 6.30-2003). Во-вторых, если по вопросам оформления конкретных аудиторских документов в нормативных актах по аудиту и делопроизводству наблюдается единство подходов (например, при признании реквизита "Подпись" обязательным для проставления в письме и отчете, когда требования соответствующих аудиторских стандартов совпадают с практикой делопроизводства).

Сложнее обстоит дело, когда позиции делопроизводственных и аудиторских нормативных документов расходятся. Тогда, на наш взгляд, следует либо ограничиться выбором одного из предложенных вариантов, либо пойти путем создания компромиссного варианта. С такой ситуацией можно столкнуться, например, при подготовке первой страницы отчета. Дело в том, что Стандарт "Письменная информация" рекомендует оформлять ее на бланке аудиторской организации или с угловым штампом аудиторской организации (нормы делопроизводства устанавливают два варианта бланков - угловой и продольный) или в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к оформлению официальной переписки. А в делопроизводстве при оформлении отчетной документации, как правило, применяется титульный лист с проставлением грифа утверждения, являющегося для этого документа обязательным реквизитом. Поэтому в данном случае, на наш взгляд, следует использовать именно этот вариант оформления отчета, тем более что он достаточно широко распространен в практике аудита.

Работа по созданию внутрифирменного стандарта должна завершиться формированием его приложений. Причем обязательной составляющей частью данного внутрифирменного стандарта должно стать приложение, содержащее все образцы унифицированных форм документов, разработанных в данной организации (в том числе образцы письма, договора и заключения). Такое приложение может быть выполнено, например, в виде Альбома форм документов, представляющего собой сборник эталонных унифицированных форм документов, применяемых для документирования деятельности данной организации и сгруппированных в определенном порядке.

В заключение отметим, что использование стандартизированных методик подготовки аудиторской документации, основанных на ее унификации, должно обеспечить быстрое и качественное создание документов в едином стиле и в итоге привести к увеличению времени на творческие элементы труда, а также повысить общую культуру труда и управления.

Ю.Ю.Костылева

Независимый управленческий консультант

В.А.Костылев

Начальник отдела аудита

и управленческого консалтинга

ООО "Аудиторская фирма "ГРОСС-АУДИТ"

Подписано в печать

15.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Концепция маржинального дохода: принятие решений (Окончание) ("Аудиторские ведомости", 2005, N 12) >
Статья: Мониторинг в системе управления расчетами с дебиторами ("Аудиторские ведомости", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.