|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учетная политика для целей налогообложения на 2006 год (Окончание) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 23)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 23
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА 2006 ГОД
(Окончание. Начало см. "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 22)
Сегодня мы заканчиваем начатый в прошлом номере журнала разговор о формировании учетной налоговой политики на 2006 г.
Учетная политика по налогу на прибыль
Амортизация
В п. 1 ст. 259 НК РФ предусмотрены два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, входящим в 8 - 10 амортизационные группы, амортизацию можно начислять только линейным методом. Это правило закреплено п. 3 ст. 259 НК РФ. В эти группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По остальным объектам амортизация может начисляться любым методом. При формировании учетной политики для целей налогообложения надо определить те основные принципы, которыми налогоплательщик будет руководствоваться при выборе метода начисления амортизации при приобретении новых амортизируемых объектов. 1. По всем объектам амортизация должна определяться одним методом. 2. Все объекты должны быть распределены по группам: по одним из них применяется один метод амортизации, по другим - другой. При этом выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества. Для начисления амортизации предварительно рассчитывается ее норма. Она вычисляется исходя из срока полезного использования объекта. Учтите, что если налогоплательщик собирается включить в состав расходов отчетного или налогового периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% от первоначальной стоимости ОС, то при расчете суммы амортизации эти 10% не учитывают. При этом если НК РФ предоставляет налогоплательщику в данной ситуации возможность выбора, его решение должно быть отражено в налоговой учетной политике: будет организация применять эту возможность или нет; по всем основным средствам или только по каким-то определенным группам. Однако выбор не ограничен только этими методами начисления амортизации. В приказе об утверждении УП для целей налогообложения можно предусмотреть применение к основной норме амортизации специальных коэффициентов. Они делятся на повышающие и понижающие. Специальные повышающие коэффициенты могут применяться в отношении следующих объектов: - амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности - в размере не выше 2; - амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга) - в размере не выше 3; - собственных основных средств, принадлежащих налогоплательщикам - сельскохозяйственным организациям промышленного типа. Это птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты и т.п. Они вправе применять специальный коэффициент в размере не выше 2; - основных средств, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие гл. 25 НК РФ. Налогоплательщики, передавшие (или получившие) это имущество, вправе применять специальный коэффициент не выше 3. В п. 10 ст. 259 НК РФ содержится положение, допускающее начисление амортизации по по более низким нормам амортизации, чем они установлены в ст. 259 НК РФ. Пониженную норму амортизации можно применять по всем ОС организации, либо по отдельным их группам. Данное решение должно быть закреплено в УП для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего этого периода. Отказаться от понижающих коэффициентов в середине года налогоплательщик не имеет права. При этом каких-либо иных ограничений, условий и обоснований применения понижающих коэффициентов для амортизации российским налоговым законодательством не предусмотрено. Помимо добровольных понижающих коэффициентов НК РФ содержит и обязательные. В п. 9 ст. 259 НК РФ указан специальный коэффициент 0,5, который должен применяться к основной норме амортизации в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имеющих первоначальную стоимость соответственно более 300 000 и 400 000 руб. Применение указанного коэффициента носит обязательный характер, и освещать этот вопрос в УП не нужно. Понижающий коэффициент применяется также организациями, получившими или передавшими дорогостоящие легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы в лизинг. При этом понижающий коэффициент 0,5 применяется одновременно с повышающим коэффициентом, который не может быть выше 3. Таким образом, в реальности по этой технике будет применяться повышающий коэффициент, но только в размере 1,5 (3 х 0,5). В учетной политике налогоплательщика также необходимо разобрать вопрос о норме амортизации имущества, бывшего в употреблении. Возможны два варианта. 1-й: по основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками; 2-й: по основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется без учета срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками. Исходя из п. 12 ст. 259 НК РФ, организации при приобретении объектов ОС, бывших в употреблении, вправе уменьшить срок их полезного использования на то количество лет (или месяцев), которые они эксплуатировались предыдущими собственниками. Такой порядок может применяться независимо от метода начисления амортизации. При этом срок фактического использования основного средства у предыдущего владельца должен быть подтвержден документально. Если такого документа нет, то уменьшить срок эксплуатации бывшего в употреблении объекта ОС нельзя. В этой ситуации налогоплательщику придется устанавливать срок полезного использования (СПИ) приобретенного ОС, исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, как для нового объекта. Однако учтите, что нельзя установить такой срок эксплуатации, при котором из-за физического или морального износа объект будет представлять опасность для работающих на нем (или окружающих его) людей.
Формирование резервов
Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам возможность регулировать сумму исчисляемого налога на прибыль организации с помощью создания резервов. Формируя резерв, организация увеличивает в текущем отчетном (или налоговом) периоде свои налоговые расходы и переносит уплату части налога на прибыль на будущее. Таких резервов несколько: - резерв по сомнительным долгам; - резерв по гарантийному ремонту; - резерв по ремонту основных средств; - резерв на оплату отпусков и вознаграждений; - резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Резервы по сомнительным долгам могут создавать только те организации, которые исчисляют налог на прибыль методом начисления. Порядок учета расходов по формированию данного резерва прописан в ст. 266 НК РФ. В нем также даны определения сомнительной задолженности и безнадежного долга. Обратите внимание: дебиторская задолженность, участвующая в формировании резерва, учитывается в полной сумме, включая НДС. В то же время сумма создаваемого резерва обусловлена тем, что она не может быть больше 10% от выручки налогоплательщика за отчетный (налоговый) период. При этом сформированный резерв организация может использовать только с одной целью - покрыть убыток от безнадежных долгов. Если налогоплательщик решит отказаться от создания резерва по сомнительным долгам, то это решение он должен отразить в учетной политике следующего года. Тогда вся сумма резерва, не использованная в налоговом или отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на основании п. 7 ст. 250 НК РФ. Порядок формирования резерва на гарантийный ремонт для целей налогообложения прибыли регулируется ст. 267 НК РФ. Право на создание указанного резерва также имеют те налогоплательщики, которые пользуются методом начисления. Решение о создании резерва - это право налогоплательщика, и оно должно быть закреплено в УП для целей налогообложения. В момент реализации товаров, имеющих гарантию, определенную сумму денег следует отнести к расходам, уменьшающим доходы от реализации для целей налогообложения. Совокупность этих сумм формирует необходимую величину резерва. Производить соответствующие расчеты можно как ежемесячно, так и ежеквартально, а данные для вычислений надо взять из итоговых данных о продажах организации. Период, на который создается резерв, налогоплательщик также определяет самостоятельно. Однако размер резерва, который можно признать в налоговом учете, ограничен. Он прямо зависит от фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию за предыдущие три года и от выручки от реализации имеющих гарантию товаров за предыдущие три года. Показатель предельного коэффициента отчислений в резерв на гарантийный ремонт определяется путем деления первого показателя на второй. Все фактически понесенные в течение налогового периода расходы на гарантийный ремонт и обслуживание списываются за счет сумм созданного резерва. В течение налогового периода включать в расходы сумму превышения затрат на гарантийный ремонт и обслуживание над суммой созданного за тот же период резерва нельзя. В случае если по итогам года размер созданного резерва на гарантийный ремонт оказался больше фактически произведенных расходов, возникшую разницу налоговое законодательство разрешает перенести на следующий год. Право на создание резерва на ремонт ОС предусмотрено в п. 3 ст. 260 НК РФ, а общий порядок создания такого резерва описан в ст. 324 НК РФ. В налоговом законодательстве говорится о том, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств в состав налоговых расходов налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты. Организация должна рассчитать сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт исходя из совокупной стоимости ОС и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком в УП для целей налогообложения прибыли. Совокупная стоимость ОС определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых ОС, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало года, в котором образуется указанный резерв. Расчет норматива отчислений состоит из нескольких этапов. 1-й: определяется сумма предстоящих (планируемых) расходов на ремонт; 2-й: рассчитывается средняя величина фактических расходов на ремонт за прошедшие три года; 3-й: вышеприведенные показатели сравниваются между собой. При расчете предельной суммы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт за основу берется меньший из сравниваемых показателей. Исходя из установленной предельной суммы, организация должна определить максимально возможный норматив. Он рассчитывается как процентное отношение предельной суммы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт к совокупной стоимости ОС. Налогоплательщик вправе выбрать любое значение норматива отчислений, который не может быть больше максимально возможного. После создания резерва на ремонт ОС сумма всех фактически осуществленных на эти цели затрат списывается за счет этого резерва. Поэтому в течение года при формировании базы по налогу на прибыль организаций могут учитываться расходы на ремонт только в размере созданного резерва, приходящегося на данный отчетный период. В этот момент размер фактически произведенных затрат на ремонт ОС не имеет значения. Только по окончании налогового периода налогоплательщик сможет сравнить фактические затраты на ремонт с суммой созданного под него резерва. Это вытекает из положений ст. 324 НК РФ. Если фактические расходы на ремонт в конце года окажутся больше, чем созданный резерв, то организация вправе включить превышение фактических расходов над резервом в состав своих прочих расходов. Если фактические расходы на ремонт окажутся меньше сформированного резерва, то получившийся остаток является внереализационным доходом. Об этом говорится в п. 7 ст. 250 НК РФ. В то же время существует еще одна возможность. В п. 2 ст. 324 НК РФ указано, что если налогоплательщик накапливает средства для проведения особо сложных и дорогостоящих видов капитального ремонта в течение более чем одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование данного вида ремонта. При этом отчисления могут производиться при условии, если в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные виды ремонта не осуществлялись. Если налогоплательщик копит средства и на обычный, и на дорогостоящий ремонт, то у него получаются как бы два резерва. Однако для целей налогового учета они объединяются, и общая сумма годовых отчислений в резерв на ремонт ОС равномерно включается в состав расходов текущего отчетного или налогового периода. В то же время следует отдельно учитывать средства, одновременно накапливаемые для создания этих двух резервов. Дело в том, что в отличие от резерва на обычный ремонт при создании резерва на особо дорогой и сложный капитальный ремонт в течение более одного налогового периода остаток этих средств на конец текущего периода не надо включать в состав внереализационных доходов. В ст. 324.1 НК РФ сказано, что налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения прибыли предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в УП принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв. В аналогичном порядке формируются резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. Процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Следовательно, конкретный размер отчислений в этот резерв будет определяться ежемесячно путем умножения месячной суммы расходов на оплату труда (включая начисленный ЕСН) на процент отчислений в резерв. Обратите внимание: взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, при расчете норматива резерва не учитываются. Так же как это предусмотрено для вышеописанных резервов, в течение налогового периода реальные расходы на оплату отпусков и выплату вознаграждений при расчете налога на прибыль не учитываются. Они будут корректировать сумму налога только с момента окончания налогового периода после проведения инвентаризации. Так, например, если, по мнению организации, дальнейшее формирование резерва нецелесообразно, то остаток резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря текущего налогового периода, будет включен в состав внереализационных доходов этого периода для целей налогообложения.
Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг
При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик может выбрать один из трех методов списания на расходы в целях налогообложения стоимости выбывших ценных бумаг: - по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); - по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); - по стоимости единицы. Эти методы относятся к ценным бумагам, как обращающимся, так и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.
Метод признания расходов в виде процентов по кредитам и займам
Вариантов признания расходов два, и они предлагаются в ст. 269 НК РФ. В соответствии с первым вариантом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, если размер начисленных налогоплательщиком по нему процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Если организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, то в расчет берут не квартал, а месяц. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах и под аналогичные обеспечения. Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале (или месяце) на сопоставимых условиях. Практика показала, что этот вариант признания расходов является довольно сложным, поэтому большинство налогоплательщиков используют другой вариант. Он заключается в том, что предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей
Налогоплательщик, уплачивающий налог на прибыль, самостоятельно выбирает один из двух вариантов уплаты авансовых платежей по налогу в течение налогового периода. Первый вариант заключается в том, что по итогам каждого отчетного (налогового) периода исчисляется сумма авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и суммы прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ. Второй вариант предполагает, что ежемесячные авансовые платежи будут уплачиваться исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей должно производиться налогоплательщиком исходя из ставки налога на прибыль и суммы фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Выбранный порядок уплаты авансовых платежей налогоплательщик не может изменять в течение налогового периода.
Распределение прибыли между обособленными подразделениями
Выбор налогоплательщика в отношении уплаты налога на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений предоставлен положениями ст. 288 НК РФ. Во-первых, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из них он может и не производить. Достаточно выбрать то обособленное подразделение, через которое будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта. Затем о принятом решении необходимо уведомить налоговые органы. Во-вторых, налог по месту нахождения обособленного подразделения исчисляется из той доли прибыли, которая приходится на него. Эта доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (или расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации. Налогоплательщик должен сделать выбор: будет он применять показатель среднесписочной численности работников или показатель расходов на оплату труда. При этом выбранный показатель должен быть неизменным в течение всего налогового периода.
Учетная политика по НДС
С 01.01.2006 налогоплательщики больше не смогут выбирать для целей уплаты НДС момент определения налоговой базы: "по отгрузке" или "по оплате". Теперь в соответствии с новой редакцией ст. 167 НК РФ в общем случае налогооблагаемая база по НДС определяется исходя из наступления более ранней даты: - дня отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг или имущественных прав; - дня оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав. Так как в данном вопросе выбора у налогоплательщиков больше нет, то и отражать его в УП для целей налогообложения не нужно.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Положения ст. 145 НК РФ позволяют организациям и предпринимателям получить освобождение от начисления и уплаты НДС при наличии ряда условий. Сделанный выбор нужно зафиксировать в УП. В 2006 г. право на такое освобождение могут получить налогоплательщики, у которых выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС за три предшествующих календарных месяца не превысила двух миллионов рублей. Если выручка отсутствовала совсем, то организация также вправе воспользоваться освобождением. Не могут получить освобождение от уплаты НДС те, кто реализует только подакцизные товары. Если подакцизные товары реализуются наряду с другими, освобождение получить можно, если налогоплательщик осуществляет раздельный учет. Кроме того, освобождение от НДС не применяется: - в отношении обязанностей налогоплательщиков, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ; - если налогоплательщик должен исполнить обязанности налогового агента. Организации, уплачивающие ЕНВД, имеют право на освобождение от НДС только по операциям, не облагаемым единым налогом. При определении предельной суммы выручки от реализации надо учитывать реализацию как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0%), так и необлагаемых товаров, работ или услуг. Кроме того, суммируется выручка, полученная как в денежной, так и в натуральной форме, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров, работ или услуг, местом реализации которых не признается территория РФ. Отказаться от полученного освобождения нельзя до истечения 12 последовательных календарных месяцев. Но налогоплательщики могут утратить право на освобождение, если в течение периода, когда они его используют: - сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысит два миллиона рублей; - организация начнет реализацию только подакцизных товаров; - наряду с обычными будут продаваться и подакцизные товары, а раздельный учет отсутствует. Сумма налога за месяц, в котором произошли вышеперечисленные события, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Прежде чем принять решение об использовании права на освобождение от уплаты НДС, надо учесть, что часть сумм НДС, принятых налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ до использования права на освобождение, придется вернуть в бюджет. Это надо сделать по тем товарам, работам и услугам, которые были изначально приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, но не использованы в указанных операциях. Если организация переходит с системы налогообложения, подпадающей под освобождение от НДС, на общую систему налогообложения, то суммы налога, уплаченные по товарам, работам или услугам, приобретенным в период применения такого освобождения, но использованным уже после утраты этого права, могут быть предъявлены к вычету из бюджета. Для этого данные товары, работы или услуги должны применяться в операциях, облагаемых НДС.
Определение операций, не подлежащих налогообложению
В п. 3 ст. 149 НК РФ дан перечень хозяйственных операций, которые не подлежат обложению НДС: В частности, к ним относятся: - операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме; - услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности; - реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы; - реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них; - передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир; - реализация лома и отходов черных и цветных металлов; - передача в рекламных целях товаров, работ или услуг, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб. По перечисленным операциям налогоплательщики имеют право отказаться от освобождения НДС и начислить налог. Однако отказ от льготы или ее приостановление возможен в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Кроме того, нельзя, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем соответствующих товаров, работ или услуг. Также не допускается отказ или приостановление освобождения от обложения НДС на срок менее одного года.
Порядок ведения раздельного учета
Налогоплательщик обязан предусмотреть в своей УП порядок ведения раздельного учета для целей исчисления НДС по трем причинам. Во-первых, в п. 10 ст. 165 НК РФ говорится о том, что нужно установить порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, работам, услугам и имущественным правам, приобретенным для производства и реализации товаров, работ или услуг, реализация которых облагается по налоговой ставке 0%. Во-вторых, в п. 4 ст. 170 НК РФ указано на то, что необходимо прописать порядок распределения "входного" НДС, который относится к операциям как подлежащим налогообложению, так и освобожденным от него. В-третьих, согласно п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, он обязан вести раздельный учет таких операций.
Облагаемые и необлагаемые операции
Налогоплательщики, которые осуществляют как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, должны учитывать "входной" налог следующим образом: - при возможности прямого учета сумм "входного" НДС, относящегося только к облагаемым операциям, эти суммы возмещаются в полном объеме; - при возможности прямого учета сумм "входного" НДС, относящегося только к необлагаемым операциям, эти суммы в полном объеме учитываются в стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг; - при невозможности прямого учета сумм "входного" НДС, если они относятся как к облагаемым, так и необлагаемым налогом операциям, эти суммы распределяются расчетным путем. Расчет основан на определении доли стоимости отгруженных товаров, работ или услуг, облагаемых или не облагаемых НДС, в общей стоимости товаров, работ или услуг, отгруженных организацией за налоговый период. Налог принимается к вычету или учитывается в стоимости ТМЦ в той доле, в которой это имущество используется при производстве и реализации товаров, работ или услуг, облагаемых или не облагаемых НДС. Однако чтобы использовать данный порядок, нужно вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, одновременно используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению операций. Если такого раздельного учета не будет, то вся сумма "входного" НДС по приобретенным товарам, работам и услугам из возмещения будет исключена, а включить ее в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, нельзя. Если у налогоплательщика в одном налоговом периоде имеются только облагаемые, а в другом - только необлагаемые операции, то в первом случае весь "входной" НДС может быть полностью предъявлен к вычету, а во втором - налог надо полностью включить в себестоимость. Есть еще один нюанс. Если у организации в налоговом периоде доля совокупных расходов на производство товаров, работ, услуг или имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% от общей величины совокупных расходов на производство, то разделять НДС необязательно. При этом все суммы "входного" НДС, полученного в указанном налоговом периоде, подлежат вычету. К сожалению, в ст. 170 НК РФ нет ответа на вопрос, что понимать под "совокупными расходами". Следовательно, налогоплательщик вправе самостоятельно установить порядок расчета суммы совокупных расходов, закрепив его в УП организации.
Разные налоговые ставки
Особый порядок вычета "входного" НДС при экспортной торговле товарами, работами или услугами предусмотрен п. 3 ст. 172 НК РФ. Получить вычет по налогу налогоплательщик вправе только на основании отдельной налоговой декларации. Чтобы ее составить, НДС по товарам, работам, услугам, которые относятся к реализации на территории РФ, надо учитывать отдельно от налога по товарам, работам, услугам, относящимся к экспорту. Порядок расчета, описанный в п. 4 ст. 170 НК РФ, здесь не обязателен. Дело в том, что в данном случае все операции являются облагаемыми НДС, различаются только ставки налога. При этом никакого особого порядка для этой ситуации в НК РФ не предусмотрено. Таким образом, порядок ведения раздельного учета налогоплательщик должен установить самостоятельно. С этим согласны и специалисты Минфина России (Письмо от 14.03.2005 N 03-04-08/48). Самый распространенный метод вышеуказанного распределения - пропорционально выручке от операций, облагаемых по разным ставкам. Однако никто не запрещает налогоплательщику выбрать совершенно другую базу для расчетов, например, распределить "входной" налог в конце налогового периода исходя из данных бухгалтерского учета о стоимости готовой продукции, отгруженной на экспорт и внутренним потребителям, или распределить "входной" налог в конце налогового периода исходя из стоимости закупленных товаров.
Сроки представления декларации и уплаты налога
В п. 6 ст. 174 НК РФ сказано, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС, не превышающими двух миллионов рублей, имеют право уплачивать налог не ежемесячно, а ежеквартально. Перечисление налога в этом случае производится за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим кварталом. При ежеквартальной уплате НДС налоговая декларация должна представляться в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Если налогоплательщик превысит лимит в два миллиона рублей, то он утратит право на ежеквартальную уплату налога и ежеквартальное представление декларации по нему. С месяца превышения лимита у него возникает обязанность помесячно уплачивать НДС и сдавать налоговые декларации. Причем если превышение произошло во второй месяц квартала, то придется уплатить налог и сдать декларации за прошедшие месяцы этого квартала.
Учетная политика при УСНО
Хотя в гл. 26.2 НК РФ нет требования о составлении учетной политики для целей налогообложения для налогоплательщиков, применяющих УСНО, она необходима. Во-первых, таким налогоплательщикам ст. 346.14 НК РФ предоставлено право выбора объекта налогообложения: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Понятно, что тому налогоплательщику, который выберет в качестве объекта налогообложения доходы, документ об УП для целей налогообложения не нужен, так как у него нет вариантов выбора элементов налогообложения. Если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то он учитывает те расходы, которые перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Порядок признания некоторых из этих расходов различен. Значит, у организации, находящейся на УСНО, появляется выбор. Этим и объясняется необходимость разработки УП для целей налогообложения. Так, например, материальные расходы при УСНО принимаются применительно к порядку, установленному в ст. 254 НК РФ. В этой статье предусмотрены четыре метода оценки ТМЦ: - по стоимости единицы запасов (товара); - по средней стоимости; - по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); - по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Аналогичные методы оценки применяются при списании стоимости приобретения покупных товаров исходя из положений ст. 346.17 НК РФ. Также можно самостоятельно выбрать способ определения величины процентов по полученным кредитам или займам, принимаемой для целей налогообложения, исходя из: - сопоставления суммы начисленных по договору процентов и среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях; - расчета предельной величины процентов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Напомним, что принятую УП для целей налогообложения необходимо оформить соответствующим организационно-распорядительным документом, например: приказом, распоряжением и т.д.
А.В.Анищенко Эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" Подписано в печать 14.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |