Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Социальные льготы в российском налогообложении ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2005, N 22)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2005, N 22

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ В РОССИЙСКОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

С начала 1990-х гг. термин "налоговые льготы" в отечественной финансовой теории и практике используется достаточно широко, однако до сих пор не сформулировано четко определенного подхода к пониманию и классификации налоговых льгот, особенно касающихся фискальных послаблений физическим лицам. В связи с реформированием всей системы социальных льгот обращение к проблематике налоговых льгот для населения представляется полезным и актуальным.

Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, маневрированием способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства в целях активизации (в отдельных случаях - сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Барулин С.В., Макрушин А.В., Тимошенко В.А. Налоговая политика России: Монография. - Саратов: Изд. "Сателлит", 2004. С. 96.

Состав российских налоговых льгот первоначально был установлен Законом РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы Российской Федерации": необлагаемый минимум объекта обложения, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового платежа за определенный период, целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов), иные налоговые льготы. В целом для периода 1990-х гг. характерен весьма широкий разброс положений о налоговых льготах по разнообразным нормативным правовым актам.

После кодификации отечественного налогового законодательства правила налогового льготирования существенно упорядочены и сконцентрированы.

Действующий Налоговый кодекс РФ (НК РФ) <2>, в ст. 21 устанавливая права налогоплательщиков (плательщиков сборов), в частности, определяет, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1).

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Здесь и далее ссылки на источник: Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая (по состоянию на 15 апреля 2005 г.). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005.

В ст. 56 НК РФ зафиксировано установление и использование льгот по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

В Налоговом кодексе РФ не содержится исчерпывающий перечень видов налоговых льгот, причем не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что не соответствует общепринятому пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Не относятся к льготам ни отсрочка (рассрочка) налогов, ни налоговый инвестиционный кредит. Хотя на определенный период времени как отсрочка (рассрочка) налогового платежа, так и инвестиционный налоговый кредит допускают уменьшение налоговых обязанностей налогоплательщика, что полностью созвучно с понятием льгот по налогам и сборам согласно Кодексу.

С.В. Барулин, А.В. Макрушин, В.А. Тимошенко рассматривают налоговые льготы в целом как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляющий собой совокупность способов и правил уменьшения (полного или частичного) налоговых обязанностей налогоплательщиками, налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов в целях государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач. Следует в основном согласиться с классификацией всех налоговых льгот на три укрупненные группы, которая предложена названными авторами: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты <3>. По нашему мнению, данная классификация должна быть дополнена отдельной группой - социальными налоговыми льготами.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Барулин С.В., Макрушин А.В., Тимошенко В.А. Указ. соч. С. 98.

1. Как выше отмечено, прежние правила о налоговых льготах были распылены по многим законодательным актам. Социальные налоговые льготы в действующем Налоговом кодексе РФ в отдельных случаях рассредоточены в льготах налогоплательщиков-организаций. Например, ст. 149 НК РФ (пп. 2 п. 3) устанавливает, что не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация товаров, работ, услуг производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.

В приведенном примере очевидно, что организация-налогоплательщик получает существенные фискальные послабления при том условии, что члены этой организации имеют особый социальный статус. Данная мера государственного налогового регулирования предполагает, что меньшие налоговые изъятия по НДС с организации повлияют на увеличение доходов конкретных физических лиц - льготников. На наш взгляд, такой подход может вызывать в хозяйственной практике серьезные проблемы, поскольку вероятны устремления отдельных предпринимателей использовать льготы подобной организации без учета в полном объеме интересов лиц, благодаря статусу которых такие льготы возможны.

2. Освобождение от налоговых изъятий касается большого перечня доходов физических лиц, которые не подлежат налогообложению одинаково для всех. Эти льготы установлены ст. 217 НК РФ, в их числе следующие виды доходов:

государственные пособия;

государственные пенсии;

все виды компенсационных выплат;

вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

алименты, получаемые налогоплательщиками;

суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов;

суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства;

суммы единовременной материальной помощи;

суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемые за счет средств работодателей (после уплаты налога на прибыль) и Фонда социального страхования РФ;

суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей, детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов;

стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов, докторантов, учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений;

суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда работников;

доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства;

доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства;

доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции;

доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных;

доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;

доходы, полученные в результате переоценки основных фондов (средств) организаций в виде дополнительно полученных акций или имущественных долей, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале;

призы в денежной и натуральной форме, полученные спортсменами за призовые места на соревнованиях;

суммы, выплачиваемые детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях;

суммы оплаты за инвалидов технических средств профилактики инвалидности и на реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;

доходы, облагаемые единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог;

суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации, субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;

доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов и религиозных организаций;

доходы в виде процентов (с ограничением ставок), получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории России;

доходы, не превышающие 4000 руб., полученные в виде подарков, призов, сумм материальной помощи, возмещения стоимости приобретенных медикаментов, выигрышей в мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг) <4>;

доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы;

суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями;

выплаты профсоюзных комитетов членам профсоюзов за счет членских взносов, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;

выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций;

помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части не превышающей 10 000 руб. за налоговый период <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Федеральный закон от 30.06.2005 N 71-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ" / Собрание законодательства РФ. 2005. N 27. Ст. 2710.

<5> Федеральный закон от 30.06.2005 N 71-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ" / Собрание законодательства РФ. 2005. N 27. Ст. 2710.

Столь внушительный комплекс льгот для физических лиц отражает направленность этих мер государственного налогового регулирования непосредственно на жизненно важные аспекты существования населения.

Государственные пособия по безработице, беременности и родам, например, не облагаются налогом, потому что безработный в данный период человек претерпевает некоторый социальный дискомфорт; не уменьшая его пособие на сумму налога, государство поддерживает его. Освобождение от налогообложения пособия по беременности и родам связано, прежде всего, с текущими демографическими проблемами нашего общества. Государственные пенсии не облагаются налогом, поскольку российские пенсионеры в большинстве своем живут совсем небогато. Аналогия возможна и в отношении стипендий учащихся и научных работников. Компенсационные выплаты, например, в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, освобождены от налогообложения как акт сострадания и поддержки со стороны государства потерпевшему.

Необложение налогом вознаграждений донорам подтверждает стремление государства заинтересовать людей сдавать кровь, материнское молоко, помогать другим нуждающимся и больным людям.

Освобождение от налогообложения грантов на исследования и премий за научные, культурные и иные общественно значимые достижения должно активизировать творческий потенциал населения.

Ряд налоговых льгот направлен на решение вопросов занятости населения и повышение активности работающих для получения больших сумм доходов. Это относится к результатам работы на личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, доходам собирателей, охотников-любителей, родовых, семейных общин от традиционных видов промысла.

Некоторые льготы должны привлекать население хранить денежные накопления в коммерческих банках либо вкладывать в государственные ценные бумаги, а также ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных образований. Освобождение от налогообложения сумм, выплачиваемых физическим лицам, например, участникам избирательных комиссий, должно заинтересовать людей участвовать в демократическом выборном процессе.

3. Стандартные налоговые вычеты следует без сомнения считать льготой налогоплательщика в силу ст. 56 НК РФ, поскольку вычет некоторой суммы из дохода позволяет определенным категориям налогоплательщиков уплачивать налог с совокупного дохода в меньшем размере.

Статьей 218 НК РФ установлены три стандарта налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода: 3000 руб. для лиц, пострадавших от радиационного воздействия в связи с соответствующими катастрофами и испытаниями ядерного оружия, а также для инвалидов-военнослужащих I, II, III групп;

500 руб. для Героев Советского Союза, Российской Федерации, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, участников Великой Отечественной войны, блокадников, инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп, лиц, пострадавших от радиации, воинов-афганцев;

400 руб. для всех физических лиц, пока совокупный доход не превысит 20 000 руб.;

600 руб. для налогоплательщика, имеющего ребенка до 18 лет (учащегося до 24 лет), пока совокупный доход не превысит 40 000 руб.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору физического лица на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на эти вычеты. Выведение из-под налогообложения соответствующей суммы дохода отражает социальную поддержку государством определенной категории населения. Например, уменьшая свой ежемесячный облагаемый налогом доход на 3000 руб., лицо, пострадавшее от радиационного воздействия, получает льготу - помощь в сумме 390 руб. ежемесячно в виде отказа государства от удержания налога в указанной сумме (3000 х 0,13 = 390). Аналогично Герой Российской Федерации получает ежемесячную льготу - помощь в сумме 65 руб. (500 х 0,13 = 65).

Каждый работающий получает льготу в виде неуплаты налога на доход физического лица в сумме 52 руб. (400 х 0,13 = 52), пока не заработает совокупно 20 000 руб., кроме того, являясь родителем ребенка (учащегося), имеет льготу в сумме 78 руб. (600 х 0,13 = 78), пока его доход составит 40 000 руб.

На наш взгляд, стандартный налоговый вычет в 400 руб. является не льготой, а представляет собой особенность порядка налогообложения доходов физических лиц, потому что все налогоплательщики льготу иметь не могут на основании ст. 56 НК РФ.

4. Особые льготы - налоговые вычеты содержатся в ст. 219 НК РФ, где они определены как социальные.

При налогообложении из суммы дохода вычитается максимально 25% (соответственно размеру фактически произведенных расходов), если деньги были перечислены на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения (частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов), физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд. Допускается такой же вычет на сумму пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на уставную деятельность.

Если первая часть изложенного пункта ст. 219 НК РФ заслуживает одобрения, то пожертвования религиозным организациям вызывают вопросы. Государство отказывается от удержания налога с четверти дохода налогоплательщика, который платит деньги служителям конфессии, которой он привержен. Однако существует множество общественных движений, организаций и партий, существование которых весьма полезно всему обществу и государству в том числе, но членские взносы на их уставную деятельность не льготируются.

Из годового облагаемого дохода вычитается сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов, максимально 38 000 руб. Также допускается вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет (налогоплательщиком-опекуном и попечителем за обучение подопечных) на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, до 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Также из годового дохода налогоплательщика вычитается сумма (максимально 38 000 руб.), уплаченная им в налоговом периоде медицинским учреждениям РФ за свое лечение, за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемых Правительством РФ. Кроме того, допускается вычет в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств, но по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ; сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень таких видов лечения определяется Правительством РФ.

К сожалению, социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Такой порядок льготирования влечет два негативных момента. Во-первых, в силу целого ряда причин далеко не все налогоплательщики, фактически осуществляющие указанные выше расходы, подают налоговые декларации. Тогда невостребованные через заявление и декларацию деньги (налог на сумму вычета) превращаются в "кредит", выданный налогоплательщиком государству навсегда. Во-вторых, практика налогового администрирования такова, что возврат части налога рядовой налогоплательщик получает в среднем на пятый месяц после подачи налоговой декларации. Хотя весь смысл социальных льгот в том, чтобы льготник имел на жизненно важные расходы деньги вовремя, как минимум ежемесячно, а в идеале - заранее. На наш взгляд, данные социальные налоговые вычеты должны предоставлять налоговые агенты по месту основной работы налогоплательщика. При этом действующие нормы Налогового кодекса, с одной стороны, показывают недоверие государства налоговым агентам, с другой стороны, очевиден расчет на то, что вычетов из облагаемого дохода и возвращаемых сумм удержанного налога через налоговые органы на практике окажется меньше, чем если бы их исчисляли бухгалтерии налоговых агентов.

5. Другие льготные вычеты закреплены в ст. 220 НК РФ, в которой они определены как имущественные.

При налогообложении физического лица вычитается из его дохода сумма до 1 млн руб. от продажи жилых домов, квартир (включая приватизированные жилые помещения), дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе (находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет). Также из дохода, полученного в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, вычитается сумма до 125 000 руб. Если же проданное недвижимое имущество находилось в собственности налогоплательщика более трех лет, и иное имущество - три года и более, то налоговый вычет предоставляется на всю сумму, полученную налогоплательщиком при его продаже. Необходимо уточнить, что данные льготы не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Также из дохода вычитается сумма, фактически израсходованная налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, максимально до 1 млн руб. Кроме того, вычитается вся сумма, направленная на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным в банках РФ для нового строительства либо для приобретения в РФ жилого дома или квартиры.

Первоначально законодателем было установлено, что имущественные налоговые вычеты предоставляются однократно и только на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. При этом предъявляются документы, подтверждающие право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.

Если в налоговом периоде данная льгота не может быть использована полностью (сумма дохода меньше стоимости приобретенной недвижимости до 1 млн руб.), остаток налогового вычета может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного использования. Очевидно большое социальное значение указанной налоговой льготы. Государство, с одной стороны, возвращает налог, удержанный из доходов, что стимулирует людей направлять заработанные средства на строительство и приобретение жилья. С другой стороны, предельная сумма налогового вычета должна пересматриваться ежегодно, и, по нашему мнению, на 2006 - 2008 гг. должна составлять 2 млн руб.

Возвращаясь к ранее отмеченным негативам практики налогового администрирования, следует с удовлетворением отметить, что в августе 2004 г. ст. 220 НК РФ была дополнена п. 3 <6>. С 2005 г. имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области налогов и сборов. Налогоплательщик получил право на имущественный налоговый вычет у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на вычет, выданного налоговым органом.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Федеральный закон от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса РФ" / Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3527.

Согласно ст. 222 НК РФ в пределах размеров социальных налоговых вычетов и имущественных налоговых вычетов законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут устанавливать иные размеры вычетов (т.е. уменьшать их) с учетом региональных особенностей.

6. Третья группа вычетов зафиксирована в ст. 221, в которой НК РФ определяет их как профессиональные налоговые вычеты. На наш взгляд, эти вычеты не являются льготами, а отражают порядок отнесения на расходы части доходов особых категорий налогоплательщиков, к которым относятся:

1) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой. Эти налогоплательщики имеют право на профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности;

2) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

3) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах согласно табл. п. 3 ст. 221 НК РФ (от 20 до 40% дохода).

Указанные налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента данное право реализуется путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

7. Кроме льгот по налогу на доходы физических лиц существует ряд льгот по единому социальному налогу (ЕСН). Его плательщиками являются: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (не предприниматели), производящие выплаты физическим лицам, а также сами индивидуальные предприниматели и адвокаты. Поскольку ЕСН предназначен для мобилизации средств на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) граждан и медицинскую помощь, льгот по этому налогу относительно немного, они определены ст. 239 НК РФ и касаются в основном работодателей - юридических лиц.

От уплаты ЕСН освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, III группы;

2) налогоплательщики-работодатели - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого отдельного работника - общественные и иные организации инвалидов, согласно перечню, аналогичному ст. 149 НК РФ.

Указанные налогоплательщики-работодатели не имеют права на льготы по ЕСН, если занимаются производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II, III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб.;

4) российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

8. Льготы по налогу на прибыль организаций относятся, прежде всего, к налогоплательщикам - юридическим лицам, вместе с тем имеют и социальную значимость. Следует подчеркнуть, что льготы по налогу на прибыль организаций отдельной статьей в НК РФ не выделены.

Для определения прибыли полученные организацией доходы уменьшаются на расходы (экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме). Расходы подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные. В частности, согласно пп. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится стоимость предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальных услуг, питания и продуктов, бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и подобных услуг). Согласно пп. 5 указанной статьи НК РФ к расходам на оплату труда относится стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством РФ предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам). Также - доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов матерей для кормления ребенка, расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров (пп. 7); расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством РФ на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика (пп. 13); расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови (пп. 20); доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ (п. 23 ст. 255 НК РФ).

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, в частности, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, на гражданскую оборону, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации; а также расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика (пп. 23).

В соответствии с пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся расходы, осуществленные налогоплательщиком - юридическим лицом, использующим труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%. Для определения общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда, иным гражданско-правовым договорам. При этом целями социальной защиты инвалидов признаются:

улучшение условий труда инвалидов;

создание рабочих мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда рабочих-надомников);

обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов;

защита прав и законных интересов инвалидов;

мероприятия по реабилитации инвалидов (включая приобретение и обслуживание технических средств реабилитации, собак-проводников, путевок в санаторно-курортные учреждения);

обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов, организацию отдыха детей-инвалидов), включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов.

В соответствии с пп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, налогоплательщиков-учреждений (собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов) в виде средств, направленных на осуществление их деятельности и на вышеуказанные цели социальной защиты инвалидов.

В состав внереализационных расходов, в частности, включены расходы в виде отчислений организациям, входящим в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств в целях обеспечения подготовки граждан РФ по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта (пп. 19 п. 1 ст. 265 НК РФ).

9. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов обязаны уплачивать организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование этими объектами на территории РФ, на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Ставки сбора за каждый объект животного мира установлены (в рублях за 1 животное) п. 1 ст. 333.3 НК РФ в размерах от 15 до 20 тыс. руб. При этом ставки устанавливаются в размере 0 руб. в случаях, если пользование такими объектами, в частности, осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания (п. 3 ст. 333.3 НК РФ).

Ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов (в рублях за 1 т) определены п. п. 4 - 5 указанной статьи НК РФ в размерах от 20 до 100 тыс. руб. Аналогично ставки устанавливаются в размере 0 руб., если пользование объектами водных биологических ресурсов производится в социальных целях, обозначенных выше.

10. Государственную пошлину обязаны уплачивать организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий и являются инициаторами дел и проигравшими спор ответчиками в судах. Льготы для отдельных категорий физических лиц содержит ст. 333.35 НК РФ.

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

авторы культурных ценностей - за право вывоза ими этих ценностей;

Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны по судебным делам, при совершении нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния;

гражданин РФ, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее при оформлении свидетельства о регистрации на свое имя, если этот гражданин-ветеран Великой Отечественной войны (сумма льгот от 180 до 675 руб.);

гражданин РФ, являющийся таким же автором, если он - инвалид, учащийся (воспитанник) образовательного учреждения (сумма льгот от 180 до 675 руб.).

Девятнадцать вариантов льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям предусматривает п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Кроме того, от уплаты государственной пошлины по делам в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей (если цена иска не превышает 1 млн руб.) освобождаются:

общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

истцы - инвалиды I и II группы;

ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав;

истцы, обращающиеся за защитой прав потребителей;

истцы-пенсионеры по искам имущественного характера к пенсионным фондам и органам, выплачивающим пенсии военнослужащим. Если цена иска превышает 1 млн руб., государственная пошлина уплачивается со скидкой согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.19 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ.

При уплате государственной пошлины по арбитражным судебным делам льготы положены только общественным организациям инвалидов и инвалидам I и II группы при цене иска до 1 млн руб. Если цена иска больше, государственная пошлина уплачивается со скидкой согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.21 и п. 3 ст. 333.37 НК РФ. В арбитражных спорах от уплаты госпошлины полностью освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

При совершении нотариальных действий имеют льготы по уплате государственной пошлины восемь категорий физических лиц и шесть категорий организаций (например, общественные организации инвалидов). При государственной регистрации актов гражданского состояния госпошлина не уплачивается всеми физическими лицами, но только за выдачу четырех видов документов и за внесение исправлений в документы из-за ошибок при государственной регистрации.

В числе льгот по уплате государственной пошлины совершенно необоснованна льгота ветерану Великой Отечественной войны, который является правообладателем, оформляющим свидетельство о регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы на свое имя. Интересно, сколько таких льготников насчитывается в России в 2005 г. и какой социальный слой решено поддержать такой привилегией?

11. В 2002 - 2003 гг. отечественная система налогообложения пополнилась специальными налоговыми режимами (разд. VIII.1 НК РФ), в их числе:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Приведенные специальные налоговые режимы не содержат положений, которые можно рассматривать в ракурсе социальных налоговых льгот. Вместе с тем следует подчеркнуть, что по сравнению с общим режимом налогообложения указанные выше специальные режимы являются в целом льготными для определенных секторов и отраслей российской экономики.

В указанный период в составе региональных налогов и сборов начали действовать транспортный налог и налог на игорный бизнес (налоговые льготы отсутствуют); налог на имущество организаций.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% среднегодовой стоимости имущества. Допускается дифференциация налога на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 380 НК РФ).

В соответствии со ст. 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организаций:

организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

общероссийские общественные организации инвалидов и их учреждения по перечню, как в ст. 149 НК РФ;

организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (до 1 января 2006 г.);

имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности (до 1 января 2006 г.).

В Волгоградской области, например, с 1 января 2005 г. освобождаются от налогообложения <7>:

- организации потребительской кооперации Волгоградской области - в отношении имущества, используемого ими для осуществления своей уставной деятельности;

- организации - в отношении имущества, используемого ими для производства табачно-махорочных изделий;

- организации, являющиеся пользователями объектов инвестиционной деятельности - в отношении имущества, создаваемого, приобретаемого или используемого для реализации инвестиционного проекта (и не входившего в состав налогооблагаемого имущества), при условии, что такое имущество находится на их балансе. Основания, порядок и условия применения льготы по налогу определяются в соответствии со ст. 9 Закона Волгоградской области от 14.02.2002 N 668-ОД "Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области";

- организации - в отношении имущества, используемого для производства и выпуска средств массовой информации;

- организации, являющиеся участниками зоны экономического развития и получившие этот статус в соответствии с Законом Волгоградской области от 03.06.1997 N 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области", - в отношении имущества, находящегося на территории зоны экономического развития;

- образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Волгоградской области.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Закон Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД "О налоге на имущество организаций" (с изм. от 26.2004; 13.07.2004; 02.08.2004; 19.10.2004).

Раздел X НК РФ "Местные налоги" действует в российской системе налогообложения с 1 января 2005 г., в частности, вступила в силу гл. 31 НК РФ "Земельный налог" <8>. Согласно ст. 394 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах от 0,3 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" / Собрание законодательства РФ. 2004. N 49. Ст. 4840.

Налоговая база уменьшается на вычет в 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении участка земли, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненное наследуемом владении нескольких категорий граждан, в их числе:

Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

инвалиды III степени ограничения способности к труду, инвалиды I и II групп (установленных до 2004 г.);

инвалиды с детства;

ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

физические лица, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", от сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, на Семипалатинском полигоне;

физические лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидациях ядерных аварий;

физические лица, получившие лучевую болезнь в результате работ с ядерными установками.

Согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения организации по перечню, аналогичному льготам по налогу на имущество организаций, а также физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

12. Был принят Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Этот налог обязаны уплачивать физические лица - собственники имущества, в которое включаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в следующих пределах: до 0,1% - до 300 тыс. руб.; от 0,1 до 0,3% - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.; от 0,3 до 2,0% - свыше 500 тыс. руб.

Согласно п. 1 ст. 4 названного Закона от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих действующей армии и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, органов внутренних дел и государственной безопасности частей действующей армии в период Великой Отечественной войны либо лица, участвовавшие в обороне определенных городов;

лица, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", от сбросов радиоактивных отходов в р. Теча;

военнослужащие и граждане, уволенные по достижении предельного возраста, состоянию здоровья, по сокращению с военной службы продолжительностью 20 лет и более;

лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидациях ядерных аварий;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

На основании п. 2 вышеуказанной статьи Закона налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают:

пенсионеры, получающие пенсии по законодательству РФ;

граждане, уволенные с военной службы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

родители и супруги военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

со специальных строений, принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам и используемых в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой в интересах культуры;

с дачных домиков жилой площадью до 50 кв. м и дачных хозяйственных построек общей площадью до 50 кв. м.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений по состоянию на 1 января каждого года.

По нашему мнению, данный налог содержит в себе социальный конфликт замедленного действия. Облагаемой базой налога на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость недвижимости. Эта стоимость ежегодно возрастает, приближаясь к рыночным ценам квартир, домов, дач, гаражей, иных строений. Кроме того, стоимость недвижимости возрастает еще и в связи с улучшением качества последней. Люди долго накапливают деньги (которые проходят все "горнило" налогообложения) и вкладывают их в ремонт и отделку, например, собственной квартиры. Окна меняются на пластиковые, чугунные радиаторы отопления - на алюминиевые, полы покрываются паркетом, лоджии застекляются и т.д. Указанная "добавленная стоимость" увеличивает налоговую базу в пользу государства, а вложенные людьми в улучшение своей недвижимости деньги ежегодно облагаются налогом снова и снова. Вопрос требует отдельного и подробного рассмотрения.

13. С развитием в России рыночных отношений и ростом числа частных собственников становятся весьма актуальными для населения вопросы наследования и дарения имущества. В 2005 г. действовавший ранее налог с имущества, переходящего физическому лицу в порядке наследования и/или дарения <9>, отменен <10>.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Закон РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изм. от 22.12.1992, 06.03.1993, 27.01.1995, 30.12.2001).

<10> Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" / Собрание законодательства РФ. 2005. N 27. Ст. 2717.

Объектами налогообложения в соответствии с прежним Законом РФ были жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в банках и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Любой наследник теперь полностью освобожден от налога с полученного наследства. Однако доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ: супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами.

Изложенный выше краткий анализ социальных аспектов российского налогообложения позволяет отметить, что красной нитью в отечественной системе налогообложения проведена забота прежде всего о работниках-инвалидах, а также об их общественных организациях и учреждениях. На первый взгляд, может показаться, что эта категория населения играет важную роль в российском экономическом развитии. Однако всего в России ежегодно признаются инвалидами около 3,7 млн человек, из которых 1,1 млн человек признаются инвалидами впервые <11>. Безусловно, социальная функция государства предполагает системную работу по улучшению условий жизни людей с отклонениями в здоровье, но, по нашему мнению, основная задача современного государства - обеспечивать эффективной занятостью основную, здоровую часть населения страны. На начало апреля 2005 г., например, общая численность безработных в России составляла 6,0 млн. человек (официально зарегистрированных в службе занятости - 1997 тыс. безработных) <12>.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Пенсия. 2004. N 11. С. 25. Отметим, что в августе 2005 г. по Российскому телевидению (канал РТР) сообщалось о том, что в России насчитывается 12,288 млн инвалидов.

<12> Экономический журнал ВШЭ. 2005. N 2. Т. 9. С. 278.

В данной глубокой проблеме сочетаются несколько подпроблем, в том числе вопросы организации свободного времени людей с отклонениями в здоровье. Государство, пытаясь сгладить социальный дискомфорт, еще резче выделяет инвалидов из основной массы населения - льготами по налогам, которые должны не уменьшать доходы инвалидов, зарабатываемые ими самими. Хотя в практике рыночной экономики за одинаковый труд реальные доходы всегда равны.

Мы полагаем, что в обозримой перспективе (5 - 8 лет) все налоговые льготы, касающиеся работников-инвалидов и их организаций и учреждений, должны быть выведены из системы налогообложения и заменены индивидуальными бюджетными трансфертами. То есть каждому инвалиду согласно степени ограничения его трудоспособности будет выплачиваться ежемесячное адресное пенсионное пособие 5 - 8 тыс. руб. плюс ежемесячные денежные выплаты на взносы по индивидуальному лекарственному страхованию и на санаторно-курортное обеспечение. Тогда все работающие люди становятся равны перед налогообложением, включая инвалидов, работающих на общих основаниях. При этом будут устранены искажения финансовых отношений, неизбежно возникающие из-за наличия льготных хозяйствующих субъектов, как и льготных налоговых территорий, которые обходятся экономике в целом значительно дороже. С другой стороны, работники-инвалиды при условии, что они могут трудиться наравне со всеми, фактически станут полноценными участниками общественно-экономического процесса. В налогообложении необходимо оставить только те льготы, которые способствуют развитию предпринимательской деятельности, предполагающей большую наукоемкость и привлечение широкого круга высококвалифицированных специалистов.

На наш взгляд, социальная направленность государственного налогового регулирования будет существенно усилена, если развивать налоговые льготы молодым работникам - членам семей с детьми; молодым выпускникам вузов и колледжей в первые годы работы; работникам - членам многодетных семей; работникам, имеющим 1-й спортивный разряд и выше; работникам, поддерживающим стабильно хорошее состояние здоровья и не прерывающим работу по болезни. В сочетании с этими налоговыми льготами необходимы программные меры по усилению государственного финансирования рождаемости, массового детского и молодежного спорта, а также пропаганде здорового образа жизни населения.

Меры социального налогового регулирования опираются на финансовую базу, которая формируется от налогообложения большей, не льготной части населения. Перераспределение финансовых средств, полученных путем изъятия части доходов указанных физических и юридических лиц, позволяет государству решать важные социальные задачи в масштабах всего общества, несмотря на "недобор" некоторой части налогов с льготных категорий населения.

М.В.Гончарова

К. э. н.,

ведущий ревизор

Волгоградского отделения

Сбербанка России

Подписано в печать

14.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Отчетность бюджетного учреждения: практический пример ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2005, N 22) >
Статья: Возмещение судебных расходов по налоговым спорам ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.