Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Некоторые вопросы правового регулирования системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей ("Законодательство и экономика", 2005, N 11)



"Законодательство и экономика", 2005, N 11

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог) регулируется гл. 26.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Специфика этого налога состоит в том, что переход на его уплату (так же как и возврат к общему режиму налогообложения) осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями практически во всех случаях добровольно, кроме определенной ситуации, которая будет рассмотрена ниже.

Переход на уплату этого вида налога заменяет следующие виды налогов:

- налог на прибыль организаций;

- налог на добавленную стоимость (кроме случаев уплаты его в соответствии с таможенным законодательством);

- налог на имущество организаций;

- единый социальный налог.

Налогоплательщики обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Эти взносы уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прочие налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога в общем порядке.

Налогоплательщиками данного вида налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на его уплату.

Для целей налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством РФ.

На июнь 2005 г. действовало Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2004 г. N 449 "Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы" <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> СЗ РФ. - 2004. N 36. - Ст. 3673.

В данном документе установлено, что к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, относятся сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства и животноводства) и (или) выращенная рыба (продукция рыбоводства (ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов")) <2>, прошедшие технологические операции переработки для сохранения их качества и обеспечения длительного хранения, используемые в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемые без последующей промышленной переработки потребителям, по Перечню согласно Приложению.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> СЗ РФ. - 2004. - N 52 (ч. 1). - Ст. 5270

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы.

Условия перехода на уплату налога. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога возможен при условии, что по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на уплату налога, доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы и продукции первичной переработки составит не менее 70% в общем доходе от реализации.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога исключен для:

- производителей подакцизных товаров (ст. 181 НК РФ);

- организаций, имеющих филиалы или представительства;

- лиц, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).

Заявление о переходе на уплату рассматриваемого налога подается в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего переходу.

Вновь созданные организации могут подать заявление о переходе на уплату налога одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговый орган (то же правило действует для индивидуальных предпринимателей при их регистрации в качестве таковых).

Переход на общий режим налогообложения возможен только после окончания налогового периода, которым для данного вида налога является календарный год.

Вместе с тем если по итогам года доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и выращенной рыбы составит менее 70% от общего дохода, налогоплательщик обязан произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь период.

При этом налогоплательщик должен самостоятельно подать соответствующие заявления в налоговые органы и произвести уплату налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Переход на общий режим налогообложения в добровольном порядке может быть осуществлен по заявлению налогоплательщика, поданному не позднее 15 января.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, полный перечень которых для единого сельскохозяйственного налога содержится в ст. 346.5 НК РФ и включает, в частности, расходы на приобретение и ремонт основных средств, арендные платежи, расходы на оплату труда, оплату услуг нотариусов в пределах установленных тарифов, аудиторов и др.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, а датой осуществления расходов - день их фактической оплаты.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При определении налоговой базы доходы и расходы считаются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предшествующих налоговых периодов, но не более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10. При переходе на общую систему налогообложения (так же, как и с нее на уплату рассматриваемого налога) убыток не принимается.

Единый сельскохозяйственный налог уплачивается в два приема. Отчетным периодом по нему является полугодие. Налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по итогам отчетного периода, вносят авансовый платеж, который засчитывается в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Налоговая декларация <3> должна быть подана по итогам налогового периода:

- организациями - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, а по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня его окончания;

- индивидуальными предпринимателями - соответственно не позднее 30 апреля и также не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 28 марта 2005 г. N 50н и применяются начиная с расчетов за первое полугодие 2005 г. // Российская газета. - 2005. - N 90.

И.Д.Черник

К. ю. н.,

консультант по налогам и сборам,

государственный советник

Российской Федерации 2 класса

Подписано в печать

14.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговые льготы в свободных экономических зонах ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 11) >
Статья: Правовое регулирование водного налога ("Законодательство и экономика", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.