Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок уплаты обязательных платежей и санкций в процедурах банкротства ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 11)



"Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 11

ПОРЯДОК УПЛАТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ

В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА

Несмотря на более чем десятилетнюю практику применения законодательства о банкротстве, порядок и очередность уплаты обязательных платежей вызывают неоднозначное толкование, о чем свидетельствуют и акты арбитражных судов.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) установил особый порядок исполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей. Законом введены ограничения общих требований к исполнению обязанности по уплате обязательных платежей. Статья 2 Закона, раскрывающая основные понятия, характеризует обязательные платежи как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня, которые определяются законодательством РФ.

В силу ст. 63 Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления таких требований.

Согласно ст. 81 Закона с даты введения арбитражным судом финансового оздоровления требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения этой процедуры, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований, установленного Законом.

В рамках процедуры внешнего управления (ст. 94 Закона) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Мораторий распространяется на обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Согласно ст. 95 Закона текущие обязательства во время внешнего управления не подпадают под действие моратория.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Из приведенных выше статей Закона следует, что в процедурах банкротства ограничения по уплате обязательных платежей введены лишь по тем обязательным платежам, срок уплаты которых наступил по состоянию на дату принятия арбитражным судом определения о введении той или иной процедуры банкротства. Требования об исполнении именно таких обязательных платежей подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Вместе с тем в процессе банкротства имеют место обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, срок уплаты которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Согласно п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона такие обязательные платежи являются текущими. В ст. 134 Закона перечислены текущие обязательства, в числе которых названы требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства (абз. 4 п. 1).

Пунктом 1 ст. 134 установлено, что текущие платежи исполняются вне очереди за счет конкурсной массы. Это означает, что платежи кредиторам по данным требованиям осуществляются до того, как получат удовлетворение кредиторы по другим требованиям в рамках процедуры банкротства, и по правилам, предусмотренным Законом. Согласно п. 3 указанной статьи очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ.

В целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Пленум ВАС РФ в Постановлении от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснил, что согласно п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле банкротства.

В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 отмечено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, предъявляются к должнику только в порядке, установленном Законом, т.е. кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Их требования могут быть удовлетворены в соответствии с нормами Закона о банкротстве;

2) требования об уплате обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в общеустановленном порядке вне рамок дела о банкротстве.

Иными словами, все обязательства должника можно разделить на две группы: подлежащие включению в реестр кредиторов и текущие. Для первых в процедурах банкротства установлено особое правовое регулирование. Вторые подлежат исполнению в обычном порядке с учетом ограничений, закрепленных в Законе для отдельных процедур.

Изложенные выводы подтверждает судебная практика.

Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2005 N Ф08-6259/2004-15А оставлено без изменения решение арбитражного суда по заявлению ЗАО к налоговой инспекции о признании недействительным решения последней о приостановлении расходных операций по счету налогоплательщика, принятого в обеспечение решения о взыскании задолженности по налогу и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах банка.

Суд в решении указал: "Решение от 11.02.2004 является обоснованным, поскольку деятельность организации, в отношении которой возбуждается процедура наблюдения, продолжается в обычном порядке и организация обязана выполнять свои обязанности по уплате налогов, срок уплаты которых наступил после введения процедуры наблюдения". В отношении заявителя определением арбитражного суда от 27.11.2003 возбуждено дело о признании его банкротом и введено наблюдение.

Требованием от 26.01.2004 налоговая инспекция предложила обществу уплатить текущий платеж - единый сельскохозяйственный налог и пени, срок уплаты которых истек 20.01.2004. Общество не исполнило требование, поэтому налоговый орган принял решение от 11.02.2004 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его расчетном счете. В обеспечение названного решения инспекция приняла решение от 11.02.2004 о приостановлении всех расходных операций по счету налогоплательщика.

Признавая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, суд кассационной инстанции сослался на п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29. В нем разъясняется, что требования налоговых органов по обязательным платежам (текущим платежам), возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.

Суд признал, что налоговый орган правомерно воспользовался правами, предусмотренными ст. ст. 46 и 76 НК РФ о принудительном взыскании обязательного платежа, срок уплаты которого возник после введения процедуры наблюдения, т.е. правомерно предъявил свои требования в общеустановленном порядке, а не в рамках процедуры банкротства.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.02.2005 по делу N А74-2809/03-К1-Ф02-51/05-С2 сделан вывод, что нарушение налогового законодательства по текущим платежам на этапе конкурсного производства является основанием для применения мер ответственности, предусмотренных НК РФ, и не подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

ФАС Западно-Сибирского округа, принимая Постановление от 07.04.2005 N Ф04-1758/2005(10004-А27-19) об оставлении без изменения решения суда первой инстанции по иску налоговой инспекции к ОАО о взыскании налоговых санкций, руководствовался п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 и счел необоснованным изложенный обществом в кассационной жалобе довод о том, что требование о взыскании налоговых санкций не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве 1998 г.

ФАС Западно-Сибирского округа счел правомерным обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, исходя из следующего. В силу ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Сумма штрафов и иных санкций подлежит удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.

Для включения указанного требования в реестр требований кредиторов оно должно быть установлено в определенном Законом порядке. Размер денежного обязательства по требованию кредитора считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или в иных предусмотренных настоящим Законом случаях.

Согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Следовательно, требование налогового органа о взыскании налоговой санкции должно быть подтверждено в судебном порядке.

Итак, налоговый орган вправе предъявить должнику требования по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения об их принудительном взыскании с должника. Включение взыскиваемой по данному спору суммы штрафа в реестр производится только на основании соответствующего судебного акта <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 N Ф04-1622/2005(9563-А45-23).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 3620/05, где говорится, что рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном ст. ст. 71, 100 Закона о банкротстве, "допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями гл. 26 АПК РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника".

Необходимо отметить, что в практике арбитражных судов до принятия Пленумом ВАС РФ Постановления от 15.12.2004 N 29 имела место противоположная точка зрения.

Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2004 по делу N А05-5203/04-9 обращено внимание на то, что в силу п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве налоговые инспекции не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке и что долг по уплате налоговой санкции, возникший после открытия конкурсного производства в отношении должника, является текущей задолженностью и требование о взыскании такого долга не может быть рассмотрено в исковом производстве (п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 134 Закона).

И.Н.Горяинова

Главный юрисконсульт

Орловского регионального филиала

ОАО "Россельхозбанк"

Т.А.Гусева

К. ю. н.,

доцент

Института бизнеса и права

Орловского государственного

технического университета

Подписано в печать

14.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Решения Конституционного Суда РФ и их влияние на ход налоговой реформы ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 11) >
Статья: Последствия исполнения обязанности по уплате налога ненадлежащим лицом ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.