Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35 <О моменте возникновения и прекращения обязанности по уплате налога на игорный бизнес>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 20.10.2005 N 03-06-05-07/35

<О МОМЕНТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС>>

Фирма или предприниматель, которые приобрели объекты игорного бизнеса (игровой автомат, игровой стол) и собираются их установить, в первую очередь должны зарегистрировать такие объекты в налоговой инспекции. И сделать это налогоплательщик должен заблаговременно - за два рабочих дня до даты их установки (п. 2 ст. 366 НК РФ). Однако ответ на столь актуальный вопрос, с какого именно момента (регистрации или установки) организация (предприниматель) становится плательщиком "игорного" налога, гл. 29 Налогового кодекса не содержит. В комментируемом Письме работники финансового ведомства восполнили этот пробел. Сделанные специалистами выводы, несомненно, порадуют налогоплательщиков.

Когда возникает обязанность

Фактически промежуток времени между регистрацией и установкой объектов может составлять больше чем два дня. Более того, дата установки всегда будет отличаться от даты регистрации, поскольку на это есть прямое указание в Кодексе. И может сложиться такая ситуация, когда налогоплательщик зарегистрирует свои игровые объекты в одном налоговом периоде (месяце), а установит и начнет их использовать уже в другом. В подобной ситуации возникает резонный вопрос: с какого момента организация (предприниматель) становится плательщиком "игорного" налога - со дня регистрации объектов в налоговой инспекции или же с даты их установки? При ответе на него финансовые работники предлагают исходить из определения игорного бизнеса, которое дает Налоговый кодекс. Это предпринимательская деятельность, связанная с извлечением налогоплательщиком доходов (абз. 2 ст. 364 НК РФ). И, по мнению финансистов, получение выручки от игорного бизнеса в данном случае играет определяющую роль.

Следуя их рассуждениям, момент регистрации объектов игорного бизнеса еще не свидетельствует о том, что начиная с этого дня налогоплательщик будет использовать их в предпринимательской деятельности и извлекать из этого прибыль. О каком доходе может идти речь, если игровой автомат (стол) даже не установлен? Заметим, что и установка таких объектов еще не говорит о том, что они начали приносить прибыль своему хозяину. Для этого их еще необходимо привести в рабочее состояние. Иными словами, ввести в эксплуатацию.

Здесь же следует отметить, что применить разъяснения финансистов о моменте возникновения объекта налогообложения к порядку определения сумм "игорного" налога вряд ли удастся. То есть, если игровой автомат был зарегистрирован и установлен в начале месяца, а введен в эксплуатацию и стал приносить доход своему владельцу только в конце, на применение половинной ставки налога в этом случае предприниматель не имеет права. Ведь порядок его расчета зависит исключительно от даты установки объектов.

Спорные моменты

Однако у проверяющих по рассматриваемому вопросу имеется иная точка зрения. Как и некоторые сотрудники региональных инспекций, специалисты столичного налогового ведомства также считают, что игровые объекты включаются в налоговую базу с момента подачи заявления на регистрацию (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.08.2004 N 23-10/5/53760).

Свои доводы московское УФНС подкрепляет тем обстоятельством, что инспекторы владеют информацией об игровых объектах лишь на основании подаваемого налогоплательщиком заявления. И единственная дата, которая фигурирует в этом документе, - дата регистрации (подачи) заявления. А момент установки объектов игорного бизнеса в нем не указан. Обоснованна ли такая позиция налоговых работников? Учитывая приведенные выше аргументы Минфина, - нет.

То же самое можно сказать и о последующих рассуждениях налоговых работников. Они считают, что организация (предприниматель), которая подает заявление на регистрацию объектов в начале месяца, а устанавливает их в конце, должна заплатить налог из расчета полной налоговой ставки.

Напомним, что от даты установки игровых автоматов, столов, касс тотализатора и букмекерских контор зависит сумма налога. В частности, налогоплательщикам выгодно вводить "новичков" в работу после 15-го числа месяца, так как в этом случае платить налог надо будет в половинном размере (абз. 2 п. 3 ст. 370 НК РФ).

Однако такое умозаключение налоговых работников вообще противоречит налоговому законодательству. Кодексом установлен особый порядок расчета налога на игорный бизнес. И определяющим фактором при исчислении суммы налога является именно дата установки игровых объектов, а не дата их регистрации.

При возникновении тех или иных спорных ситуаций налогоплательщикам надлежит руководствоваться разъяснениями работников финансового ведомства. Поскольку именно они уполномочены толковать нормы налогового законодательства. Более того, как отмечают финансисты, сложившаяся судебная практика также показывает, что наличие зарегистрированных объектов само по себе не влечет обязанность заплатить налог. Организации и предприниматели становятся плательщиками налога на игорный бизнес в тот момент, когда начинают осуществлять "азартную" предпринимательскую деятельность. А игровые объекты включаются в налоговую базу только с момента установки и использования их для проведения игр. И это уже устоявшееся мнение арбитров.

Осторожно: проверяющие

Финансовые специалисты сделали вывод, что наличие зарегистрированных, но не используемых для получения дохода объектов игорного бизнеса не влечет за собой обязанность заплатить налог. Однако налогоплательщикам не стоит злоупотреблять таким дозволением. Для того чтобы исключить неэксплуатируемые объекты из налоговой базы, организации (предпринимателю) необходимо иметь достаточно веские основания. Не исключено, что налогоплательщику придется доказывать проверяющим, что игровые объекты действительно не приносят дохода владельцу.

К примеру, обязанность заплатить налог не возникнет - и это следует считать обоснованным, - если зарегистрированные игровые автоматы еще не установлены и временно расположены на складе налогоплательщика или находятся в игорном заведении, которое пока не открыто для посетителей. В этих случаях у них отсутствует доступ к потенциальным потребителям - игрокам и, следовательно, они не приносят доход своему хозяину.

Но на практике встречаются и такие ситуации, когда незарегистрированные и не используемые в игорном бизнесе объекты проверяющие могут счесть приносящими доход и привлечь организацию к налоговой ответственности. К примеру, налогоплательщику трудно будет доказать проверяющим, что по тем или иным причинам его игровой стол не используется для извлечения дохода, если он расположен в игровом зале и отсутствуют какие-либо видимые признаки того, что на нем нельзя играть. Инспекторы будут правы, если оштрафуют владельца (п. 7 ст. 366 НК РФ). Такой вывод сделали работники столичного налогового ведомства в своем Письме (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.09.2004 N 11-11н/ 60437).

Н.Ю.Чекмарева

Эксперт "НА"

Подписано в печать

11.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886 <Об отдельных вопросах, связанных с применением законодательства по косвенным налогам>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 23.09.2005 N 03-06-01-04/376 <Об особенностях налогообложения недвижимого имущества организации, которое не находится по месту ее регистрации>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.