|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: <На вопросы отвечает заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Минфина России В.Н. Сучков> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22
Многочисленные изменения законодательства о налогах, которые вступят в силу с 1 января 2006 г., затронули и гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса. Вопросы о том, как организациям в будущем году предстоит его платить и представлять в инспекцию соответствующую отчетность, мы адресовали заместителю начальника отдела имущественных и прочих налогов Минфина России Вадиму Николаевичу Сучкову.
- Законами отдельных субъектов Российской Федерации (например, Московской области) ранее были введены авансовые платежи по транспортному налогу, в то время как Налоговым кодексом они предусмотрены не были. Обязаны ли региональные законодатели в связи с изменениями, внесенными недавно в Налоговый кодекс, принять новый закон о транспортном налоге или фирмы будут руководствоваться прежними нормативными актами, в которых авансовые платежи уже предусмотрены? - С 1 января 2006 г. вступает в силу Закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым устанавливаются отчетные периоды по транспортному налогу для налогоплательщиков-организаций и соответственно их обязанность по исчислению и уплате авансовых платежей по данному налогу по истечении каждого отчетного периода. Изменениями, внесенными Законом N 131-ФЗ в гл. 28 Налогового кодекса, также предусмотрено, что при введении транспортного налога на подведомственной территории законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды либо предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков право не рассчитывать и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Таким образом, обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по исчислению и уплате авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода установлена непосредственно Налоговым кодексом, и дополнительного отражения данной нормы в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге не требуется. Вместе с тем если законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации воспользуется своим правом не устанавливать на подведомственной ему территории отчетные периоды по транспортному налогу либо предусмотрит для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, то такие нормы должны быть отражены в законе субъекта РФ. - Каким образом субъект Российской Федерации может предоставить льготу для отдельного вида организаций: это должно быть предусмотрено в региональном законе о транспортном налоге или же такие льготы могут предоставляться в течение года отдельными законами? Возможен ли будет возврат авансовых платежей из бюджета, если окажется, что платить их не было необходимости? - Действительно, субъект РФ вправе предоставлять налоговые льготы по транспортному налогу отдельным категориям налогоплательщиков. Так, в ст. 356 Налогового кодекса указано, что при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, налоговое законодательство не исключает возможности принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего налоговую льготу по транспортному налогу и имеющего обратную силу, то есть распространяющегося на правоотношения, возникшие с уже истекшей даты. При этом налоговые льготы могут быть установлены на определенный срок, например на один год, или носить длящийся характер, то есть действовать до их отмены региональным законом.
Что касается возможности возврата излишне уплаченной суммы авансового платежа, то следует учитывать, что аванс является частью налога, поэтому по итогам налогового периода излишне уплаченная сумма может быть возвращена в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса. - Как быть бухгалтеру организации в следующем году, если региональным законодательством отчетные периоды не будут установлены, однако согласно Налоговому кодексу вносить авансовые платежи налогоплательщик будет обязан? Чем следует руководствоваться - региональным законом или все же федеральным законодательством? Иначе говоря, сдавать отчетность раз в год или ежеквартально? - Как отмечено выше, обязанность налогоплательщиков-организаций по исчислению и уплате авансовых платежей по транспортному налогу по итогам каждого отчетного периода предусмотрена гл. 28 Налогового кодекса с учетом изменений, внесенных Законом N 131-ФЗ и вступающих в силу с 1 января 2006 г. Так, в ст. 363.1 Налогового кодекса указано, что налогоплательщики-организации по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Это следует делать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом отсутствие в законе субъекта РФ норм, устанавливающих отчетные периоды по транспортному налогу, не освобождает организации от обязанности представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по истечении каждого отчетного периода. - Статья 358 Налогового кодекса освобождает от транспортного налога сельхозпроизводителей. Но только в части специальных транспортных средств, которые используются в производстве сельхозпродукции. Случается, что такие машины применяют и в других целях. Нужно ли уплачивать в таком случае транспортный налог в полном размере? - Действительно, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции. Из данной нормы Налогового кодекса следует, что возможность исключения транспортного средства из числа объектов налогообложения никак не зависит от его использования исключительно в указанных целях. В то же время необходимо отметить, что при непризнании налогоплательщика сельскохозяйственным товаропроизводителем по итогам года транспортный налог необходимо будет заплатить в общеустановленном порядке. Для подтверждения указанного статуса нужно представить в инспекцию расчет доли произведенной сельхозпродукции в общем объеме произведенной продукции за налоговый период (п. 17.3 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177). Обратите внимание: в соответствии с п. 2 данных Методических рекомендаций при установлении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя следует руководствоваться Законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ. Согласно ст. 1 этого документа сельскохозяйственным товаропроизводителем признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельхозпродукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема продукции. - Согласно поправке, внесенной в ст. 356 Налогового кодекса, субъекты РФ не вправе самостоятельно разрабатывать форму декларации по транспортному налогу, а также расчетов по авансовым платежам. Будут ли новые формы декларации (расчета), утвержденные Минфином России, предусматривать какие-то особенности для регионов, которые освободят отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей или не введут отчетные периоды? - Форма налоговой декларации и форма налогового расчета по транспортному налогу, утверждаемые согласно ст. 363.1 Налогового кодекса Минфином России, будут едиными для всей территории РФ. Каких-либо особенностей для регионов, освобождающих отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей либо принимающих решение о том, что на подведомственной территории отчетные периоды не устанавливаются, разрабатываемые в настоящее время формы предусматривать не будут. При этом налогоплательщики, имеющие транспортные средства, зарегистрированные на территории тех субъектов РФ, которые сочтут возможным принять указанные решения, формы налогового расчета по авансовому платежу заполнять не будут.
Подписано в печать 11.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |