Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Переходный период местного налогообложения ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В прошлом номере журнала был опубликован Закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ, который изменил одновременно три федеральных нормативных акта: Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации...".

Актуальность внесенных поправок не вызывает сомнений, поскольку все они обусловлены проводимой в настоящее время реорганизацией административно-территориального деления субъектов Российской Федерации. В частности, Законом N 129-ФЗ установлен переходный период для реализации этого процесса - до 1 января 2009 г. Кроме того, заметно скорректирован порядок введения местных налогов и ЕНВД в свете текущей ситуации с обновлением системы местного самоуправления.

Новые сроки территориальной реформы

Прежде чем перейти к непосредственному описанию изменений, внесенных Законом N 129-ФЗ в различные "отрасли" законодательства, отметим, что принятие в 2003 г. одного из поправленных сейчас нормативных актов стало этапом административной реформы в нашей стране. Речь идет о Законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ, который предусматривает создание пяти видов муниципальных образований:

- городских поселений;

- сельских поселений;

- муниципальных районов;

- городских округов;

- внутригородских территорий городов федерального значения.

Одним из планируемых результатов таких перемен является экономическая самостоятельность муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения. Сама же реформа предусматривает серьезные изменения существующей территориальной организации местного самоуправления, а также четкое разграничение полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Так, каждый из видов муниципальных образований будет призван решать присущие только ему вопросы местного значения.

Изначально вступление в силу основных положений Закона N 131-ФЗ было запланировано на 1 января 2006 г. Иначе говоря, уже до конца текущего года должны были быть образованы новые муниципальные образования и соответственно сформированы новые органы местного самоуправления.

Однако на практике далеко не все муниципальные образования оказались готовы к переменам с этой даты. То есть в настоящий момент еще не везде определены границы новых муниципальных территорий и сформированы новые органы местного самоуправления. В связи с этим законодатели сочли необходимым отсрочить при помощи внесенных изменений начало действия Закона N 131-ФЗ до 1 января 2009 г., обозначив период до этой даты как переходный. В течение данного промежутка времени решение вопросов местного значения будут регулировать законы субъектов Российской Федерации. Причем как предусматривая такой процесс на региональном уровне, так и законодательно передавая эту возможность органам местного самоуправления на уровне муниципального района (пп. 1 ст. 1 Закона от 12.10.2005 N 129-ФЗ).

Кроме того, поправки в Законы N N 131-ФЗ и 120-ФЗ изменили действующие правила межбюджетных отношений согласно новой структуре муниципальных образований. В частности, последние будут иметь различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.

В настоящей статье мы не станем подробно останавливаться на указанных изменениях, заострив внимание лишь на поправках, которые связаны с налоговыми полномочиями муниципальных властей, а значит, затрагивают интересы налогоплательщиков напрямую.

Специфика местного налогообложения

Очевидно, что изменение существующих границ и форм муниципальных образований тесно взаимосвязано с процедурой налогообложения на местах.

Налоги местного значения в муниципальных образованиях, созданных в соответствии с Законом N 131-ФЗ, фактически необходимо ввести заново. Ведь взимать платежи в прежнем порядке будет уже нельзя, так как они установлены для другой территории.

Для того чтобы уплата местных налогов продолжилась и в следующем году, локальным властям, согласно прежней редакции Закона N 131-ФЗ, предстояло успеть позаботиться об этом до 1 декабря 2005 г. А именно не только принять соответствующие нормативные акты, но и обеспечить их официальную публикацию (см. п. 1 ст. 5 НК РФ). Отметим, что все сказанное справедливо также для системы налогообложения в виде ЕНВД, поскольку с 1 января 2006 г. "вмененка" переведена с регионального уровня на местный (пп. "а" п. 5 ст. 2 Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Таким образом, упомянутое выше несвоевременное формирование новых муниципальных образований и их представительных органов является серьезным препятствием для введения в действие налогов местного значения. Еще в августе текущего года специалисты Минфина отмечали, что в случае отсутствия (неопубликования до 1 декабря 2005 г.) в муниципальном образовании соответствующих законов о местных налогах и ЕНВД указанные платежи на его территории в 2006 г. взиматься просто не будут (Письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-06-02-02/57 <*>).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 17, 2005.

Неудивительно поэтому, что федеральные власти во избежание потери в следующем году немалых налоговых поступлений поспешили урегулировать проблему на законодательном уровне. Так, Закон N 129-ФЗ не только установил переходный период для осуществления административно-территориальной реформы, но и соответственно подкорректировал правила взимания местных налогов и ЕНВД.

Местные налоги и ЕНВД в переходный период

Что касается единого налога на вмененный доход, Законом N 129-ФЗ предложено довольно простое на первый взгляд решение. На тех территориях, где власти новообразованных муниципальных районов и городских округов не успеют до 1 января 2006 г. принять нормативный акт о введении "вмененки", в будущем году нужно опираться на действующий сейчас региональный закон. То есть "перевод" данного спецрежима на местный уровень для таких муниципальных образований будет отложен на год.

Однако очевидно, что указанное переходное положение в то же самое время усложняет ситуацию с уплатой ЕНВД в 2006 г. для территорий, где сроки принятия и опубликования нормативных актов о введении этого налога будут соблюдены. Ведь, приняв законы о спецрежиме "до 1 января 2006 года", местные власти могут опубликовать их как в декабре 2005 г., так и до этой даты. Причем следует иметь в виду, что порядок уплаты налога для этих случаев будет различаться. В первом из них применять "вмененку" по-новому нужно будет лишь со II квартала будущего года, а во втором - уже с 1 января.

В отношении же местных налогов - на имущество физических лиц и земельного - подобной отсрочки не предусмотрено. То есть для взимания в 2006 г. нормативные правовые акты об их введении должны быть приняты до 1 декабря 2005 г., и именно властями муниципальных образований. Закон N 129-ФЗ предусматривает лишь одну "поблажку" для территорий, на которых в переходном периоде вопросы местного значения регулируются региональным законом посредством передачи таких полномочий на уровень муниципального района. В этом случае нет необходимости вводить местные налоги во вновь образованных поселениях, которые входят в его состав, отдельными нормативными актами - достаточно принятия и опубликования соответствующих документов районными представительными органами.

Однако, поскольку сроки для установления местных налогов остались прежними, а обновление системы местного самоуправления, как было отмечено выше, происходит недостаточно оперативно, ситуация с невзиманием данных платежей в 2006 г. все еще остается возможной. Является ли этот факт просчетом или намеренным шагом законодателей, возможно, прояснят последующие официальные разъяснения, с которыми мы будем знакомить читателей незамедлительно.

В.И.Мещеряков

Руководитель авторского коллектива

книги "Годовой отчет - 2005"

Подписано в печать

11.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.09.2005 N 4152/05 <О применении нулевой ставки НДС>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22) >
Вопрос: Нашему работнику по согласованию с дирекцией выплачивается компенсация за часть неиспользованного отпуска, превышающего 28 календарных дней. При этом трудовые отношения не прекращаются. Облагается ли ЕСН такая компенсационная выплата? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.