|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: За розыгрыш призов могут штрафовать ("Московский бухгалтер", 2005, N 14)
"Московский бухгалтер", 2005, N 14
ЗА РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ МОГУТ ШТРАФОВАТЬ
Под конец года торговые фирмы начинают избавляться от старого ассортимента продукции. Однако скидки и подарки при покупке уже давно всем наскучили. Появилась новая тенденция - столичные фирмы проводят среди покупателей лотереи и розыгрыши. Но большинство забывают, что для этого нужно получить специальное разрешение.
Главное - предупредить власти
Перед тем как проводить акции, сотрудникам компании следует изучить Закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях". Если участникам не надо платить деньги, а призовой фонд для победителя формирует компания-организатор, то такая лотерея называется стимулирующей. Как правило, столичные фирмы проводят именно их, пытаясь увеличить спрос на свои товары, работы или услуги. Имейте в виду, компания обязана сообщить о таком виде розыгрыша властям за 20 дней до его начала. Если территория, на которой фирма проводит лотерею, ограничивается Москвой, то бухгалтер должен уведомить Департамент экономической политики и развития г. Москвы (Постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. N 430-ПП) (далее - Департамент). Если столичная компания хочет провести лотерею в Подмосковье, работник учета должен будет сообщить об этом в Федеральную налоговую службу. В уведомлении нужно указать срок, способ, территорию проведения стимулирующей лотереи, организатора, а также наименование товара или услуги, которые достанутся победителю (п. 1 Правил проведения городской стимулирующей лотереи, утвержденных Постановлением N 430-ПП).
К тому же столичное правительство требует, чтобы к пакету документов фирма приложила справку из инспекции о том, что у нее нет задолженности по уплате налогов и сборов. Обратите внимание, Департамент имеет право проверить достоверность этой справки, запросив информацию у контролеров. Но это далеко не весь перечень необходимых документов. Также компания должна описать условия стимулирующей лотереи - ее название, порядок проведения, права и обязанности участников. Руководство фирмы должно разработать данные условия самостоятельно и утвердить их приказом генерального директора. Здесь же надо указать способ информирования участников лотереи о сроках проведения розыгрыша и о порядке его прекращения. Также нужно описать признаки товаров (услуг), с которыми связана стимулирующая лотерея. Обязательно расскажите о порядке хранения невостребованных выигрышей и как их можно получить уже после того, когда все сроки прошли. К уведомлению приложите нотариально заверенные копии учредительных документов. На всех бумагах должны стоять подпись руководителя компании и фирменная печать организатора лотереи. Не забудьте, что финансовые документы должен завизировать еще и главный бухгалтер. Департамент (или ФНС, если лотерея проводится не только на территории Москвы) обязан рассмотреть ваш пакет документов в течение 15 дней. Он либо запретит лотерею, либо внесет информацию о ее проведении в специальный реестр. Если вам откажут, вы об этом, конечно, узнаете. Представители власти направят вам письмо, в котором объяснят причины отказа. Имейте в виду, запретить лотерею можно только в определенных ситуациях. Их исчерпывающий перечень приведен в ст. 7 Закона N 138-ФЗ. Так, например, если вы представите не весь перечень документов или какие-то из них не будут соответствовать требованиям закона, о лотерее придется забыть. То же самое и в случае, если у фирмы есть задолженность по уплате налогов и сборов.
Контролеры нагрянут по жалобе
Если в процессе проведения розыгрыша или после нее сотрудники Департамента (ФНС) придут к вам с проверкой, не удивляйтесь. Такое право у них есть. Причем посетить компанию они могут как планово, так и внепланово. Правда, первый вид проверки инспекторы могут проводить не чаще одного раза в год по утвержденному графику. Что касается внеплановых визитов, контролеры их наносят, когда сомневаются в достоверности представленных фирмой сведений. Также проверяющие могут нагрянуть, если на вас пожалуется кто-то из участников лотереи (что не такая уж и редкость). В любом случае сотрудники компании обязаны показать контролерам всю необходимую документацию по лотерее.
Кто платит налоги?
Теперь рассмотрим особенности расчета налогов по деятельности, связанной с лотереями. Исходя из п. 2 ст. 226 Налогового кодекса, ваша организация обязана исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц со всех выплат гражданам. Однако с лотерейных выигрышей компания не вправе удерживать НДФЛ. Победители должны это сделать самостоятельно (ст. 228 НК). Следовательно, ваше предприятие не будет налоговым агентом в отношении тех, кому оно выдает призы, и бухгалтеру нет необходимости перечислять налог. При расчете налога на прибыль расходы на приобретение (изготовление) призов в рекламных целях бухгалтер имеет право учесть только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК). Поэтому фирма может включить в затраты в качестве расходов на рекламу любые расходы на организацию лотереи, а также расходы на приобретение призов для участников лотереи. Но только в пределах 1 процента от реализационной выручки. Естественно, что бухгалтер должен проследить за правильным оформлением всей документации. В приказе генерального директора необходимо прописать все наименования призовых товаров и их количество.
Спорный НДС
В Налоговом кодексе передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров (ст. 146 НК). Но в том случае, если фирма отнесет стоимость призов на рекламные расходы, безвозмездной передачи не будет и НДС платить не нужно. Ведь фактически компания передает призы не безвозмездно: их может получить только тот, кто участвует в розыгрыше. А участниками стимулирующей лотереи становятся клиенты, купившие товар, работу, услугу.
Мнение. Мария Варенцова, главный бухгалтер магазина "Белое кружево": "Недавно директор решил провести среди наших постоянных клиентов лотерею. Все документы я оформила как подарки покупателям - думала, что лотерея ничем не отличается от бесплатных сюрпризов к покупке. Совершенно случайно узнала, что в этом случае нужна еще и регистрация! Пришлось в спешном порядке все оформлять и переделывать. Теперь вот боюсь, что штрафов нам не избежать".
Правда, налоговые инспекторы и сотрудники Минфина так не считают. С их точки зрения, призы облагаются налогом на добавленную стоимость именно потому, что это безвозмездная передача. НДС необходимо начислить исходя из рыночной стоимости продукции. Такие выводы финансисты высказывали, например, в Письмах от 1 марта 2005 г. N 03-04-11/43 и от 31 марта 2005 г. N 04-03-11/52. Отметим, что раньше налоговое ведомство признавало, что если стоимость призов относят на рекламные расходы, то НДС платить не нужно (Письмо Управления МНС по г. Москве от 31 июля 2001 г. N 02-14/35611). Так что если вы НДС не перечислите, а инспекторы при проверке начислят штраф, то его платить не нужно. Ведь в силу ст. 111 Налогового кодекса выполнение письменных разъяснений освобождает от налоговой ответственности. А если дело дойдет до суда, то у вас есть неплохие шансы выиграть. Расходы на рекламу бухгалтер может включить в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом отдельного объекта налогообложения НДС при передаче призов не возникает. Такие выводы можно встретить, например, в Постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. N А05-3624/04-22, Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2003 г. N КА-А40/5796-03-П и от 13 января 2003 г. N КА-А40/8381-02.
Тайная лотерея приведет к штрафам
Конечно, всегда есть вариант провести лотерею "тихо", за закрытой дверью магазина, не афишируя это нигде. В этом случае оформить документы можно как подарки к покупке, не регистрируя акцию в госучреждении. Но есть риск, что любой из обиженных клиентов "настучит", и в этом случае фирме не позавидуешь. Если компания проведет лотерею, предварительно не сообщив об этом, то по п. 1 ст. 14.27 КоАП ее оштрафуют на сумму от 50 000 до 500 000 руб. К тому же наказать могут главного бухгалтера, генерального директора и любого другого сотрудника, ответственного за проведение розыгрыша. В этом случае штраф составит от 4000 до 20 000 руб.
В.Тираспольский Подписано в печать 11.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |