Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: За розыгрыш призов могут штрафовать ("Московский бухгалтер", 2005, N 14)



"Московский бухгалтер", 2005, N 14

ЗА РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ МОГУТ ШТРАФОВАТЬ

Под конец года торговые фирмы начинают избавляться от старого ассортимента продукции. Однако скидки и подарки при покупке уже давно всем наскучили. Появилась новая тенденция - столичные фирмы проводят среди покупателей лотереи и розыгрыши. Но большинство забывают, что для этого нужно получить специальное разрешение.

Главное - предупредить власти

Перед тем как проводить акции, сотрудникам компании следует изучить Закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".

Если участникам не надо платить деньги, а призовой фонд для победителя формирует компания-организатор, то такая лотерея называется стимулирующей. Как правило, столичные фирмы проводят именно их, пытаясь увеличить спрос на свои товары, работы или услуги.

Имейте в виду, компания обязана сообщить о таком виде розыгрыша властям за 20 дней до его начала. Если территория, на которой фирма проводит лотерею, ограничивается Москвой, то бухгалтер должен уведомить Департамент экономической политики и развития г. Москвы (Постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. N 430-ПП) (далее - Департамент). Если столичная компания хочет провести лотерею в Подмосковье, работник учета должен будет сообщить об этом в Федеральную налоговую службу.

В уведомлении нужно указать срок, способ, территорию проведения стимулирующей лотереи, организатора, а также наименование товара или услуги, которые достанутся победителю (п. 1 Правил проведения городской стимулирующей лотереи, утвержденных Постановлением N 430-ПП).

К тому же столичное правительство требует, чтобы к пакету документов фирма приложила справку из инспекции о том, что у нее нет задолженности по уплате налогов и сборов. Обратите внимание, Департамент имеет право проверить достоверность этой справки, запросив информацию у контролеров.

Но это далеко не весь перечень необходимых документов. Также компания должна описать условия стимулирующей лотереи - ее название, порядок проведения, права и обязанности участников. Руководство фирмы должно разработать данные условия самостоятельно и утвердить их приказом генерального директора. Здесь же надо указать способ информирования участников лотереи о сроках проведения розыгрыша и о порядке его прекращения. Также нужно описать признаки товаров (услуг), с которыми связана стимулирующая лотерея. Обязательно расскажите о порядке хранения невостребованных выигрышей и как их можно получить уже после того, когда все сроки прошли.

К уведомлению приложите нотариально заверенные копии учредительных документов. На всех бумагах должны стоять подпись руководителя компании и фирменная печать организатора лотереи. Не забудьте, что финансовые документы должен завизировать еще и главный бухгалтер.

Департамент (или ФНС, если лотерея проводится не только на территории Москвы) обязан рассмотреть ваш пакет документов в течение 15 дней. Он либо запретит лотерею, либо внесет информацию о ее проведении в специальный реестр.

Если вам откажут, вы об этом, конечно, узнаете. Представители власти направят вам письмо, в котором объяснят причины отказа. Имейте в виду, запретить лотерею можно только в определенных ситуациях. Их исчерпывающий перечень приведен в ст. 7 Закона N 138-ФЗ. Так, например, если вы представите не весь перечень документов или какие-то из них не будут соответствовать требованиям закона, о лотерее придется забыть. То же самое и в случае, если у фирмы есть задолженность по уплате налогов и сборов.

Контролеры нагрянут по жалобе

Если в процессе проведения розыгрыша или после нее сотрудники Департамента (ФНС) придут к вам с проверкой, не удивляйтесь. Такое право у них есть. Причем посетить компанию они могут как планово, так и внепланово. Правда, первый вид проверки инспекторы могут проводить не чаще одного раза в год по утвержденному графику.

Что касается внеплановых визитов, контролеры их наносят, когда сомневаются в достоверности представленных фирмой сведений. Также проверяющие могут нагрянуть, если на вас пожалуется кто-то из участников лотереи (что не такая уж и редкость). В любом случае сотрудники компании обязаны показать контролерам всю необходимую документацию по лотерее.

Кто платит налоги?

Теперь рассмотрим особенности расчета налогов по деятельности, связанной с лотереями. Исходя из п. 2 ст. 226 Налогового кодекса, ваша организация обязана исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц со всех выплат гражданам. Однако с лотерейных выигрышей компания не вправе удерживать НДФЛ. Победители должны это сделать самостоятельно (ст. 228 НК). Следовательно, ваше предприятие не будет налоговым агентом в отношении тех, кому оно выдает призы, и бухгалтеру нет необходимости перечислять налог.

При расчете налога на прибыль расходы на приобретение (изготовление) призов в рекламных целях бухгалтер имеет право учесть только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК). Поэтому фирма может включить в затраты в качестве расходов на рекламу любые расходы на организацию лотереи, а также расходы на приобретение призов для участников лотереи. Но только в пределах 1 процента от реализационной выручки. Естественно, что бухгалтер должен проследить за правильным оформлением всей документации. В приказе генерального директора необходимо прописать все наименования призовых товаров и их количество.

Спорный НДС

В Налоговом кодексе передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров (ст. 146 НК). Но в том случае, если фирма отнесет стоимость призов на рекламные расходы, безвозмездной передачи не будет и НДС платить не нужно. Ведь фактически компания передает призы не безвозмездно: их может получить только тот, кто участвует в розыгрыше. А участниками стимулирующей лотереи становятся клиенты, купившие товар, работу, услугу.

Мнение. Мария Варенцова, главный бухгалтер магазина "Белое кружево":

"Недавно директор решил провести среди наших постоянных клиентов лотерею. Все документы я оформила как подарки покупателям - думала, что лотерея ничем не отличается от бесплатных сюрпризов к покупке. Совершенно случайно узнала, что в этом случае нужна еще и регистрация! Пришлось в спешном порядке все оформлять и переделывать. Теперь вот боюсь, что штрафов нам не избежать".

Правда, налоговые инспекторы и сотрудники Минфина так не считают. С их точки зрения, призы облагаются налогом на добавленную стоимость именно потому, что это безвозмездная передача. НДС необходимо начислить исходя из рыночной стоимости продукции. Такие выводы финансисты высказывали, например, в Письмах от 1 марта 2005 г. N 03-04-11/43 и от 31 марта 2005 г. N 04-03-11/52.

Отметим, что раньше налоговое ведомство признавало, что если стоимость призов относят на рекламные расходы, то НДС платить не нужно (Письмо Управления МНС по г. Москве от 31 июля 2001 г. N 02-14/35611). Так что если вы НДС не перечислите, а инспекторы при проверке начислят штраф, то его платить не нужно. Ведь в силу ст. 111 Налогового кодекса выполнение письменных разъяснений освобождает от налоговой ответственности. А если дело дойдет до суда, то у вас есть неплохие шансы выиграть.

Расходы на рекламу бухгалтер может включить в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом отдельного объекта налогообложения НДС при передаче призов не возникает. Такие выводы можно встретить, например, в Постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. N А05-3624/04-22, Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2003 г. N КА-А40/5796-03-П и от 13 января 2003 г. N КА-А40/8381-02.

Тайная лотерея приведет к штрафам

Конечно, всегда есть вариант провести лотерею "тихо", за закрытой дверью магазина, не афишируя это нигде. В этом случае оформить документы можно как подарки к покупке, не регистрируя акцию в госучреждении. Но есть риск, что любой из обиженных клиентов "настучит", и в этом случае фирме не позавидуешь. Если компания проведет лотерею, предварительно не сообщив об этом, то по п. 1 ст. 14.27 КоАП ее оштрафуют на сумму от 50 000 до 500 000 руб. К тому же наказать могут главного бухгалтера, генерального директора и любого другого сотрудника, ответственного за проведение розыгрыша. В этом случае штраф составит от 4000 до 20 000 руб.

В.Тираспольский

Подписано в печать

11.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Требования приставов не всегда законны ("Московский бухгалтер", 2005, N 14) >
Статья: Московские бухгалтеры борются с гриппом ("Московский бухгалтер", 2005, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.