Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Практическое применение Бюджетной классификации Российской Федерации ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 11)



"Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 11

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ

КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Действующие в настоящее время Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", в который за период с января 2005 г. по сентябрь 2005 г. соответствующими Приказами Министерства финансов Российской Федерации (от 20.01.2005 N 4н, от 23.03.2005 N 47н, от 14.04.2005 N 57н и от 14.09.2005 N 115н) внесены необходимые изменения.

Однако нескончаемый поток писем и запросов, поступающих в адрес Министерства финансов Российской Федерации от участников бюджетного процесса, свидетельствует о том, что применение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации требует дополнительного рассмотрения и обсуждения.

В связи с изложенным предлагаю рассмотреть в рамках схемы "вопрос-ответ" некоторые из наиболее часто встречающихся вопросов.

1. Возможна ли оплата за счет средств федерального бюджета банковских услуг по перечислению средств на выплату заработной платы на лицевые счета сотрудников, которые открыты ими в кредитных организациях?

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ средства на указанные расходы не предусмотрены.

В связи с изложенным при перечислении любых видов денежных средств по заявлениям работников бюджетных учреждений на лицевые счета, открытые в отделениях кредитных организаций (за исключением выплат, доставка которых определена законодательством Российской Федерации), возможны следующие варианты оплаты банковских услуг:

- оплата за счет внебюджетных источников работодателя при наличии у бюджетного учреждения предпринимательской деятельности (в этом случае расходы бюджетного учреждения на оплату услуг кредитной организации отражаются по подстатье 226 "Прочие услуги");

- оплата за счет получателя средств, осуществляемая путем удержания бюджетным учреждением необходимой для оплаты банковской услуги суммы из заработной платы получателя с последующим ее перечислением кредитной организации и отражением расходов по подстатье 211 "Оплата труда";

- путем перечисления средств заработной платы на лицевые счета, открытые работниками в кредитной организации, которая самостоятельно удерживает из перечисляемых средств сумму тарифа.

Следует отметить, что осуществление второго и третьего вариантов в директивной форме незаконно (ст. 4 Трудового кодекса РФ запрещает принудительный труд, к которому в рамках указанной статьи, в частности, отнесена выплата заработной платы не в полном размере), поэтому необходимо наличие договоренности с конкретным работником (соответствующее его заявление).

2. Какая подстатья экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации предназначена для отражения расходов учреждения на оплату труда внештатных сотрудников при условии, что с данными сотрудниками заключен трудовой договор?

Для того чтобы точно ответить на вопрос о применении экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н), при отражении расходов, связанных с выплатами физическим лицам, состоящим в договорных отношениях с бюджетными учреждениями, необходимо определить вид договора, заключаемого между бюджетным учреждением и физическим лицом, рассмотрев совокупность его условий.

Взаимоотношения между юридическими и физическими лицами оформляются трудовыми договорами либо договорами возмездного оказания услуг (гражданско-правовыми договорами). Трудовые отношения связаны с подчинением административной власти работодателя, осуществлением трудовой деятельности на страх и риск работодателя, особым порядком оплаты результатов работы. Все это отличает трудовые отношения и трудовой договор от сходных гражданско-правовых договоров. Однако, как это часто бывает на практике, название договора может не соответствовать его сущности.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить соответствующие условия труда (предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права), своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель выполняет определенные виды работ или услуг, обусловленные договором (вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности), для другой стороны. Предметом такого договора служит конечный результат труда. Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, самостоятельно определяют приемы и способы выполнения заказа. Для них важен конечный результат труда - выполнение условий договора в надлежащем качестве и в согласованный срок.

Что касается применения экономической классификации, то, согласно разд. VI Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, отражение выплат физическим лицам, состоящим в договорных отношениях с бюджетными учреждениями, осуществляется в следующем порядке:

- для отражения выплат физическим лицам, состоящим с учреждением в трудовых отношениях, следует применять подстатью 211 "Оплата труда" (отражение единого социального налога осуществляется по предметной ст. 213 "Начисления на оплату труда");

- для отражения расходов на выплату вознаграждения физическим лицам за выполненные работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера с учетом начисленных сумм единого социального налога следует применять соответствующие подстатьи ст. 220 "Приобретение услуг".

3. На какую подстатью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации подлежат отнесению расходы, связанные с приобретением для нужд команд высшего спортивного мастерства или детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва спортивной одежды и обуви, предметов спортивной экипировки и инвентаря со сроком полезного использования менее года?

Расходы, связанные с приобретением спортивного инвентаря (одежды, обуви и других предметов спортивной экипировки), независимо от срока его службы следует относить на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств".

4. По какой подстатье экономической классификации расходов следует проводить расходы по оплате договора на составление проектно-сметной документации или договора на проведение экспертизы проектно-сметной документации, если неизвестно, будут ли в текущем году профинансированы расходы на ремонт или строительство?

В случае если расходы по оплате договоров на составление проектно-сметной документации, а также договоров на проведение ее экспертизы входят в сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта или сводный сметный расчет стоимости капитального строительства, они подлежат отражению соответственно по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества" либо по ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств".

5. Какие подстатьи экономической классификации расходов следует применять при отражении расходов, связанных с депортацией (административным выдворением) иностранных граждан?

Расходы, связанные с депортацией (административным выдворением) иностранных граждан, следует относить на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов в следующем порядке:

- расходы, связанные с приобретением проездных документов для выдворяемых лиц, следует относить на подстатью 222 "Транспортные услуги";

- расходы, связанные с оформлением документов, необходимых для депортации (административного выдворения), следует относить на подстатьи 226 "Прочие услуги" (в части оплаты консульских услуг) и 290 "Прочие расходы" (в части возмещения судебных издержек).

6. Просим разъяснить порядок применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации при отражении расходов, связанных с реализацией Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части компенсации расходов граждан, временно не работающих и не состоящих на учете в федеральном учреждении государственной службы занятости населения за время исполнения ими воинской обязанности, в том числе за время подготовки их по военно-учетным специальностям в общественных объединениях. Возможно ли указанные расходы относить на подстатью 212 "Прочие выплаты"?

Подстатья 212 "Прочие выплаты", по которой в бюджетной росписи Министерства обороны Российской Федерации предусмотрены расходы на выплату указанной компенсации, входит в состав ст. 210 "Оплата труда и начисления на оплату труда", предназначенной для отражения расходов, направляемых исключительно на денежные выплаты штатным сотрудникам учреждения.

Расходы военных комиссариатов, через которые Министерство обороны Российской Федерации осуществляет выплату компенсации, следует относить на ст. 290 "Прочие расходы" по аналогии с компенсацией расходов, понесенных организациями Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", о порядке отнесения которой говорилось в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 01.04.2005 N 02-14-10/607.

7. Просим разъяснить порядок применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части отражения расходов, сопутствующих аренде помещений, а именно расходов, связанных с охраной арендуемых помещений, страхованием арендуемых помещений, приобретением различного рода расходных материалов.

Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 01.04.2005 N 02-14-10/607 эксплуатационные расходы по арендованному имуществу, в случае если они, согласно договору аренды, не включены в состав арендной платы, подлежат оплате по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов исходя из экономического содержания проводимых расходов.

Так, например, расходы, связанные:

- с охраной, страхованием арендуемых помещений, следует относить на подстатью 226 "Прочие услуги";

- с приобретением различного рода расходных материалов - на подстатью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

8. Просим дать разъяснение о возможности отнесения расходов, связанных с мобилизационной подготовкой экономики в 2005 г., на подстатью 226 "Прочие услуги".

Расходы на организацию и проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки экономики могут быть осуществлены двумя способами:

- путем оформления между заказчиком мероприятия (получателем бюджетных средств) и исполнителем договора, в рамках которого исполнитель берет на себя организацию мероприятия и осуществление всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы). В этом случае заказчик мероприятия расходы по оплате договора на организацию и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности должен относить на подстатью 226 "Прочие услуги";

- путем оформления между заказчиком мероприятия (получателем бюджетных средств) и исполнителем договора на оказание соответствующих услуг (договор на оказание транспортных услуг, договор аренды, договор на приобретение нефинансовых активов и т.д.). В этом случае заказчик мероприятия расходы по оплате договоров в рамках текущей деятельности должен относить на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов исходя из их экономического содержания.

9. Просим разъяснить, на какие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы на приобретение оборудования, его доставку, монтаж, наладку и пуск, а также расходы по командированию специалистов для проведения монтажа и пусконаладочных работ по оборудованию.

Расходы, связанные с оплатой договоров, предметом которых является приобретение оборудования, следует относить на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств". По данной статье отражаются также расходы, связанные с доставкой, монтажом и пусконаладочными работами, осуществляемыми поставщиком оборудования в рамках исполнения договора на приобретение этого оборудования.

Расходы, связанные с направлением специалистов в командировку с целью осуществления монтажа и пусконаладочных работ (при условии, что специалисты командируются направляющей стороной, с которой они состоят в трудовых отношениях), следует распределять по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации в порядке, установленном для командировочных расходов, а именно:

- суточные подлежат отнесению на подстатью 212 "Прочие выплаты";

- расходы по оплате проезда подлежат отнесению на подстатью 222 "Транспортные услуги";

- расходы по оплате общежитий, мест в гостиницах подлежат отнесению на подстатью 226 "Прочие услуги".

10. Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 01.04.2005 N 02-14-10/607 расходы на проведение мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, органов безопасности производятся по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации исходя из экономического содержания проводимых в рамках указанных мероприятий расходов. Подобное распределение расходов на ОРД приведет к нарушению режима секретности, а также будет способствовать искажению бюджетной отчетности в части несоответствия утвержденных лимитов бюджетных обязательств аналитическому учету фактических расходов. В связи с чем считаем целесообразным сохранить ранее действовавший порядок расходования средств на указанные цели в части отражения расходов по подстатье 290 "Прочие расходы" экономической классификации.

В соответствии с п. 5 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2001 N 103н "Об утверждении Положения о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета оперативно-розыскных мероприятий" финансирование оперативно-розыскных мероприятий осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов на оперативно-розыскные мероприятия в структуре кодов функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации. В этой связи Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.04.2005 N 02-14-10/607, содержащее указание по отнесению расходов на оперативно-розыскные мероприятия на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации исходя из экономического содержания проводимых в рамках указанных мероприятий расходов, соответствует требованиям указанного Приказа.

В связи с тем что сведения об оперативно-розыскной деятельности, согласно ст. 12 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", составляют государственную тайну, документы, отражающие порядок расходования бюджетных средств на проведение оперативно-розыскных мероприятий, являются секретными и подлежат учету в рамках секретного делопроизводства. Поэтому предположение о нарушении режима секретности по причине распределения расходов на оперативно-розыскные мероприятия по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации следует считать безосновательным.

Что касается бухгалтерской отчетности в части несоответствия утвержденных лимитов бюджетных обязательств аналитическому учету фактических расходов, то Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2005 N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" указанное соответствие не предусмотрено.

В связи с изложенным бюджетным учреждениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо обеспечить реализацию Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2001 N 103н и Письма Минфина России от 01.04.2005 N 02-14-10/607.

11. Просим разъяснить порядок отражения расходов подразделений органов внутренних дел, связанных с реализацией Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 119 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей", в части возможности осуществления данных выплат сотрудникам вневедомственной охраны МВД России с применением целевой ст. 2020000 "Воинские формирования (органы, подразделения)", при наличии целевой ст. 2150000 "Обеспечение деятельности вневедомственной охраны".

Выплаты компенсационного характера, установленные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 119, являются общесистемными для воинских формирований, к которым, в частности, относятся и подразделения вневедомственной охраны МВД России. В этой связи расходы на указанные выплаты предусмотрены в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2005 г. по гл. 188 "Министерство внутренних дел Российской Федерации" в рамках целевой ст. 2020000 "Воинские формирования (органы, подразделения)". Что касается целевой ст. 2150000 "Обеспечение деятельности вневедомственной охраны", то данная целевая статья предназначена для отражения расходов, направляемых исключительно на обеспечение деятельности подразделений вневедомственной охраны МВД России.

12. Какую подстатью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует применять при отражении расходов, связанных с компенсацией офицеру, уволенному с военной службы, затрат на установку зубных протезов?

Расходы на указанные цели подлежат отнесению на подстатью 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления", поскольку данная подстатья, согласно Указаниям, аккумулирует расходы, связанные с реализацией мер социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе расходы на выплату компенсаций и пособий пенсионерам и членам их семей по системам национальной обороны.

13. Просим разъяснить порядок применения функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации при отражении расходов, связанных с проездом военнослужащих и приравненных к ним лиц к месту использования отпуска и обратно, поскольку для отражения расходов на указанные цели территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, применяют различные показатели функциональной классификации, а именно виды расходов:

233 "Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации";

239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания";

472 "Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа".

Расходы, связанные с проездом военнослужащих и приравненных к ним лиц к месту использования отпуска и обратно в силу специфики указанных органов, предусмотрены на 2005 г. по различным видам расходов функциональной классификации, в связи с чем данные расходы подлежат отражению по тем показателям бюджетной классификации Российской Федерации, в рамках которых они предусмотрены Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2005 г.

14. Возможно ли отражение расходов федеральных учреждений системы МВД России на организацию питания задержанных, содержащихся в ИВС, а также кормление служебных и сторожевых собак по виду расходов 221 "Продовольственное обеспечение", предназначенному для отражения расходов на продовольственное обеспечение военнослужащих?

Указанные расходы могут быть осуществлены за счет средств, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2005 г. по гл. 188 "Министерство внутренних дел Российской Федерации", виду расходов 221 "Продовольственное обеспечение".

15. Могут ли бюджетные учреждения предоставлять своим сотрудникам ссуды для приобретения жилья или обзаведения домашним хозяйством и на какую статью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы, связанные с предоставлением данных ссуд?

Бюджетные учреждения могут предоставлять своим работникам ссуды для приобретения жилья или обзаведения домашним хозяйством (на возвратной и безвозмездной основах) за счет внебюджетных источников (в части использования средств за счет чистой прибыли), если предоставление указанных ссуд предусмотрено нормами отраслевого законодательства Российской Федерации, регулирующими использование внебюджетных источников бюджетных учреждений. Расходы на указанные цели следует относить на подстатью 540 "Увеличение задолженности по бюджетным кредитам" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 5 к Указаниям).

16. Каков порядок применения федеральными образовательными учреждениями бюджетной классификации Российской Федерации при отражении операций, связанных с приобретением ценных бумаг за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также операций по перечислению временно свободного остатка указанных средств на депозитный счет в коммерческом банке?

С 1 января 2005 г. при проведении указанных операций следует применять коды Классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (Приложение 7 к Указаниям о порядке бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения" (с учетом изменений, внесенных Приказом от 14.09.2005 N 115н).

Так, при перечислении федеральным образовательным учреждением на депозитный счет коммерческого банка свободного остатка средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывается код Классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации 073 08 02 01 00 01 0000 510 "Увеличение прочих остатков денежных средств федерального бюджета". Операции по возврату средств с депозитного счета подлежат отражению по коду 073 08 02 01 00 01 0000 610 "Уменьшение прочих остатков денежных средств федерального бюджета".

В случае приобретения федеральным образовательным учреждением за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, ценных бумаг в поле "Назначение платежа" платежного поручения указываются следующие коды Классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации:

- при приобретении акций - 073 05 00 00 00 01 0000 530 "Приобретение акций и иных форм участия в капитале в федеральную собственность";

- при приобретении векселей, облигаций и т.п. - 073 08 02 02 00 01 0000 520 "Увеличение прочих остатков средств федерального бюджета, временно размещенных в ценные бумаги".

Операции по продаже указанных ценных бумаг подлежат отражению по кодам соответственно 073 05 00 00 00 01 0000 630 "Продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности" или 073 08 02 02 00 01 0000 620 "Уменьшение прочих остатков средств федерального бюджета, временно размещенных в ценные бумаги".

Д.В.Новиков

Главный специалист

Департамента бюджетной политики

Минфина России

Подписано в печать

10.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: На основании каких документов осуществляется электронный документооборот с органами Федерального казначейства? ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 11) >
Статья: Инвентаризация нефинансовых, финансовых активов и обязательств бюджетных учреждений ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.