Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговый учет скидок и премий до и после 1 января 2006 года ("Главбух", 2005, N 22)



"Главбух", 2005, N 22

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ СКИДОК И ПРЕМИЙ ДО И ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА

С 1 января 2006 г. продавцы смогут учесть в составе внереализационных расходов суммы выплаченных покупателям премий и предоставленных скидок. Соответствующая норма внесена в п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ. В этой статье мы подробно разберем, как эти новшества повлияли на налоговый учет в ситуации, когда скидка предоставлена после отгрузки. Тем более что на эту тему уже появились и первые разъяснения чиновников. Причем касаются они как продавцов, так и покупателей.

Учет у продавца

Наиболее часто продавцы предоставляют оптовым покупателям следующие виды скидок:

- в виде снижения первоначальной цены товара;

- в виде уменьшения долга покупателя (без изменения первоначальной цены). Рассмотрим подробно обе эти ситуации.

Скидка в виде снижения первоначальной цены товара

До 1 января 2006 г., чтобы учесть сумму скидки в расходах, продавец вынужден прописывать в договоре купли-продажи скидку как одно из условий, исходя из которых складывается окончательная цена товара. Получается, что по документам скидка превращается в элемент цены. Так поступать позволяют ст. ст. 485 и 424 Гражданского кодекса РФ. Там сказано, что стороны договора вправе самостоятельно определить цену товара. При этом цена может быть определена либо в твердой сумме, либо могут быть оговорены условия, которые позволяют определить ее величину. Как раз в качестве таких условий в договорах обычно указывается, за что именно и в каком размере покупатель получает скидку. И уже исходя из этого формируется окончательная цена единицы товара. Но эта цена товара формируется только в том периоде, когда будут выполнены условия скидки. Пока же такие условия не выполнены, стоимость товара считается равной первоначально установленной цене. Такой же подход следует и из Письма Минфина России от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190.

К сожалению, определить величину скидки в момент отгрузки возможно не всегда. В этом случае первичные документы на отгруженные товары приходится выписывать исходя из первоначальной цены. А после того как покупатель выполнит условия скидки, в "первичку" приходится вносить исправления или выписывать новые документы. Конечно, такой порядок создает массу проблем с документооборотом.

Сложности есть и с налоговым учетом. Как следует из ст. 249 Налогового кодекса РФ, доходом от реализации товаров признается выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за проданный товар. Фактически это означает, что сумма скидки относится в уменьшение выручки, поскольку снижает стоимость товара. Для фирм, работающих по методу начисления, это вызывает немало проблем. Дело в том, что в соответствии с п. 3 ст. 271 и п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ датой получения дохода от реализации является день передачи права собственности на товар покупателю.

Это означает, что сумма скидки должна быть учтена в том отчетном периоде, когда указанные товары были реализованы покупателю. Ведь именно тогда формируются окончательная цена товаров и сумма выручки в налоговом учете. Если же продажа и предоставление скидки относятся к разным периодам, то сумма налога за прошлый период считается ошибочной. Поэтому налог придется пересчитать и подать уточненную декларацию. Такой подход не раз приводился в письмах столичных налоговиков (см., например, Письма УМНС России по г. Москве от 25 марта 2003 г. N 26-12/16816, от 21 апреля 2003 г. N 26-12/21952 и от 16 мая 2003 г. N 26-12/26517).

У фирм, работающих по кассовому методу, проблем меньше. Ведь покупатель, как правило, оплачивает конечную стоимость товара (то есть с учетом предоставленной ему скидки). Тогда корректировать что-либо в налоговом учете не нужно. Но выписанные ранее первичные документы все равно придется поправить. После 1 января 2006 г. по договорам, которые предусматривают изменение первоначальной цены товара на сумму скидки, сохранится тот же порядок учета, что действует и сейчас. Такого же вывода придерживаются и в Минфине России (Письмо от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190).

Скидка без изменения первоначальной цены товара

До 1 января 2006 г., предоставляя покупателю скидку без изменения цены товара (когда уменьшается общая задолженность по договору), продавец не может учесть ее в расходах для целей налогообложения. Такого мнения придерживаются как специалисты Минфина России, так и налоговики.

Чиновники рассуждают так. В подобной ситуации получается, что организация-продавец пересматривает сумму задолженности покупателя по договору купли-продажи. То есть освобождает его от обязанности оплатить товар на сумму скидки. Такая скидка на основании ст. ст. 572 и 574 Гражданского кодекса РФ должна рассматриваться как безвозмездная передача той части товара, которая не оплачена покупателем. То же касается и премии, которая выплачена продавцом покупателю за достижение определенных обстоятельств, зафиксированных договором купли-продажи. В таком случае в соответствии с п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ сумма скидки или премии не может быть учтена при налогообложении прибыли.

Однако такая позиция чиновников не бесспорна, и продавцам удавалось отстоять возможность учета скидки, оформленной без изменения первоначальной цены товара, в суде. Об этом мы писали в "Главбухе" N 4, 2005, с. 24.

После 1 января 2006 г. в связи со вступлением в силу п. 17 ст. 1 Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ ситуация меняется. И спорить с чиновниками больше не придется. Суммы выплаченных покупателям премий и предоставленных скидок продавцы смогут учесть как отдельный вид внереализационных расходов. Причем признаваться они будут в том периоде, в котором была предоставлена скидка или выплачена премия.

Такие новшества позволяют больше не прибегать к способу, описанному выше, - корректировке цены товара на сумму скидки. Соответственно, не нужно и переделывать первичные документы, исправлять данные налогового учета и подавать уточненные декларации.

Получается, что с 1 января 2006 г. скидки выгоднее оформлять не как условие, которое влияет на окончательную цену единицы товара, а как отдельное положение договора, изменяющее общую задолженность покупателя. Например, в договоре можно прописать, что если покупатель приобретет некое количество товаров, то заплатить он может на столько-то процентов меньше. Разница между договорной ценой и суммой, которая была фактически уплачена, признается скидкой. При этом по договору и первичным документам стоимость единицы товара не меняется.

Однако имейте в виду: как и все расходы, которые учитываются в целях налогообложения, расходы в виде премий и скидок должны подтверждаться документами и быть экономически обоснованными.

Экономическую обоснованность предоставления скидки можно подтвердить внутренними документами. Тут как нельзя лучше подойдет маркетинговая политика (ст. 40 Налогового кодекса РФ). С тем, что этот документ может подтвердить обоснованность скидки, согласны и чиновники (см., например, Письма Минфина России от 6 февраля 2001 г. N 04-02-05/2/7 и УМНС России по г. Москве от 7 июня 2004 г. N 26-12/37860).

В качестве цели скидки может быть указано, например, стимулирование спроса, привлечение или удержание новых клиентов, повышение конкурентоспособности.

Кроме того, из текста договора должно быть четко видно, за что и в каком размере покупателю предоставляется скидка или выплачивается премия. Если же в договоре это не указано, расчет суммы скидки или премии нужно оформить в виде бухгалтерской справки.

Учет у покупателя

Если в соответствии с договором из-за скидки происходит пересмотр цены товара, то у покупателя налогооблагаемого дохода не появляется. Об этом чиновники Минфина России сообщили в Письме от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190. Ведь пересмотренная цена будет окончательной, и как раз ее нужно отразить в учете. Этот порядок касается как 2005-го, так и следующего года.

Проблемы у покупателя здесь будут те же, что и у продавца. Так, нужно получить "первичку", в которой указана окончательная цена товара, и внести исправления в учет. Возможно, еще придется подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот период, в котором товар был принят к учету. Ведь сумма расходов, учтенных ранее, из-за скидки станет меньше. Такого мнения придерживаются и налоговики.

Что же касается случая, когда цена единицы товара по документам не меняется, то полученная покупателем скидка или премия, в соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ, расценивается как безвозмездно полученное имущество. Поэтому соответствующие суммы следует включить во внереализационные доходы в том периоде, в котором покупатель воспользовался скидкой или получил премию.

На этом же настаивают специалисты Минфина все в том же Письме N 03-03-04/1/190, указывая при этом, что со следующего года приведенный выше порядок не изменится.

В.В.Семенихин

Заместитель генерального директора

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

09.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новый НДС по строительству для собственных нужд ("Главбух", 2005, N 22) >
Статья: Расчет процентов по кредитам и займам. Переходим на порядок 2006 года ("Главбух", 2005, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.