|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Упрощенная система налогообложения ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 12)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 12
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Учет товаров в розничной торговле в 2006 году
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ) с 1 января 2006 г. расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются для целей налогообложения по мере реализации указанных товаров. При этом установлено, что налогоплательщики вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров: - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); - по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); - по средней стоимости; - по стоимости единицы товара. В связи с изложенным Минфин России в Письме от 9 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/75 разъяснил, что с 1 января 2006 г. налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, обязаны учитывать расходы по приобретению товаров по мере их реализации одним из приведенных выше способов.
Учет остатков оплаченных товаров
В Письме МНС России от 11 июня 2003 г. N СА-6-22/657 разъяснялось, что расходы по оплате стоимости приобретенных товаров учитываются при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при УСН, только по мере их реализации. Минфин России в Письме от 13 мая 2005 г. N 03-03-02-02/70 признал такую позицию МНС России не соответствующей законодательству и сообщил о том, что стоимость покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признается при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты независимо от времени реализации товаров. Вместе с тем вопрос о том, как поступить налогоплательщикам, руководствовавшимся до выхода этого Письма Минфина России указаниями МНС России, до недавнего времени оставался открытым. Порядок внесения изменений в налоговые декларации регулируется ст. 54 НК РФ. Согласно этой норме при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки в исчислении налоговой базы. На основании этого Минфин России в Письме от 15 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/78 разъяснил, что организации могут учесть расходы, относящиеся к остаткам оплаченных, но не реализованных товаров, в отчетном периоде издания Письма от 13 мая 2005 г. N 03-03-02-02/70, т.е. в первом полугодии 2005 г.
Аренда автомобиля у учредителя
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения учитываются расходы на арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. При этом неважно, кто является арендодателем. Поэтому организация, арендующая автомобиль у своего учредителя, вправе отнести на уменьшение налоговой базы по единому налогу сумму уплачиваемых учредителю арендных платежей. В каком размере такие платежи могут быть приняты для целей налогообложения? Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Однако следует учитывать, что налоговые органы в соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ вправе проверять правильность применения цен по сделкам, в том числе и между взаимозависимыми лицами, исходя из рыночных цен. В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации (п. 5 ст. 40 НК РФ). В связи с изложенным Минфин России в Письме от 19 августа 2005 г. N 03-11-04/2/52 сообщает, что арендная плата за арендуемый у учредителя автомобиль может быть отнесена к расходам и учтена налогоплательщиком при определении объекта налогообложения в составе расходов, уменьшающих доходы, по цене сделки. Однако при принятии решения о размере арендной платы, по мнению Минфина России, организация должна руководствоваться ценами, сложившимися в ее регионе.
Расходы по распространению наружной рекламы
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установлено, что распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления. За выдачу разрешения уплачивается государственная пошлина. Размер государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы установлен пп. 80 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 1500 руб. Согласно п. 3 Закона о рекламе распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии вышеуказанного разрешения. В соответствии с п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. В связи с этим Минфин России в Письме от 6 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/64 разъяснил, что суммы государственной пошлины, уплачиваемой в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона о рекламе в порядке и в размерах, установленных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по единому налогу на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В Письме отмечается также, что плата за распространение наружной рекламы, осуществляемая на основании договора с собственником имущества или с лицом, обладающим вещными правами на имущество, предусмотренная п. 3 ст. 14 Закона о рекламе, может учитываться при налогообложении в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (как расходы на рекламу).
ЕСН при договоре простого товарищества
Минфин России в Письме от 12 августа 2005 г. N 03-05-02-04/154 разъяснил, что начисление и уплату единого социального налога с выплат в пользу физического лица, выполняющего работы в рамках осуществления организациями совместной деятельности по договору простого товарищества, осуществляет тот участник совместной деятельности (простого товарищества), с которым данное физическое лицо связано трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором. Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты единого социального налога, выплаты, производимые такими организациями в пользу физического лица, связанного с данной организацией вышеуказанными договорами и выполняющего работы в рамках осуществления совместной деятельности по договору простого товарищества с организацией, находящейся на общем режиме налогообложения, налогообложению единым социальным налогом не подлежат.
Изменения в УСН с 1 января 2006 года
Напомним основные изменения в режиме налогообложения УСН, вступающие в силу с 1 января 2006 г. в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ). Состав налогоплательщиков. С 1 января 2006 г. в состав налогоплательщиков, не имеющих права на применение УСН, дополнительно включены: - бюджетные учреждения; - иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации; - адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований. Предельный объем дохода для применения УСН в 2006 г. Предельный объем дохода, при котором налогоплательщики вправе будут применять упрощенную систему налогообложения в 2006 г., составит 20 млн руб. При превышении этого значения в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Основания для возврата на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан вернуться на общий режим налогообложения при несоблюдении любого из установленных п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ требований. Предельный объем дохода для перехода на УСН с 1 января 2007 г. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г., если по итогам девяти месяцев 2006 г. доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысят 15 млн руб. Изменение объекта налогообложения. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. С 1 января 2006 г. объект налогообложения могут изменить налогоплательщики, перешедшие на УСН с 1 января 2003 г. Для этого налогоплательщики, исчисляющие единый налог исходя из доходов, должны подать в налоговый орган соответствующее уведомление не позднее 20 декабря 2005 г. (п. 3 ст. 5 Закона N 101-ФЗ), а налогоплательщики, применяющие объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", - не позднее 1 января 2006 г. (п. 6 Письма Минфина России от 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44). Переход на УСН при прекращении применения ЕНВД. С 2006 г. организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Состав расходов. В перечень расходов дополнительно включены: - расходы на сооружение и изготовление основных средств; - расходы на создание нематериальных активов самим налогоплательщиком; - расходы на бухгалтерские и юридические услуги; - расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров; - расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения; - расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; - расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; - расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы; - плата за предоставление информации о зарегистрированных правах; - расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков); - расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности; - судебные расходы и арбитражные сборы; - периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности); - расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе, в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ; - расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком РФ. Состав основных средств и нематериальных активов. В состав основных средств и нематериальных активов для целей определения налоговой базы включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Учет нематериальных активов. С 1 января 2006 г. в отношении расходов на приобретение нематериальных активов применяется тот же порядок учета, что и в отношении основных средств. То есть появилась возможность учитывать в составе расходов стоимость нематериальных активов, приобретенных до перехода налогоплательщика на УСН. Признание доходов. Уточнен порядок признания доходов, в том числе при получении в оплату товаров (работ, услуг) векселя: - датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод); - если в счет оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) от покупателя получен вексель, датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. Признание расходов. В новой редакции гл. 26.2 раскрыты особенности учета отдельных видов расходов (в том числе расходов, в счет оплаты которых передается вексель) при определении налоговой базы. В частности, установлено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов по мере их реализации. Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты. Если в счет оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав налогоплательщик выдает продавцу вексель, расходы по приобретению учитываются после оплаты указанного векселя. Если же продавцу передается вексель, выданный третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права. При этом установлено, что расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе. Совмещение УСН и ЕНВД. В отношении налогоплательщиков, применяющих наряду с упрощенной системой налогообложения систему налогообложения в виде ЕНВД, из гл. 26.2 исключено требование об определении ограничения по величине доходов исходя из всех осуществляемых видов деятельности. Согласно новой редакции п. 4 ст. 346.12 НК РФ исходя из всех осуществляемых такими налогоплательщиками видов деятельности определяются только ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов. Отдельно в новой редакции гл. 26.2 прописан порядок распределения доходов и расходов при совмещении указанных налоговых режимов. Установлено, что в случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов. Уменьшение единого налога при применении объекта налогообложения "доходы". С 1 января 2006 г. сумма налога (квартальных платежей) не может быть уменьшена налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения "доходы", более чем на 50 процентов в общем, т.е. с учетом уменьшения на величину выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Порядок принятия на учет основных средств и нематериальных активов при переходе на УСН с иных режимов налогообложения. В новой редакции ст. 346.25 НК РФ содержится отдельный пункт, устанавливающий порядок определения стоимости основных средств и нематериальных активов, по которой они принимаются на учет при переходе на УСН, в зависимости от применяемого ранее режима налогообложения. Так, при переходе на УСН с общего режима налогообложения основные средства принимаются к учету по остаточной стоимости, которая определяется в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммы начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. При переходе на УСН с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в налоговом учете на дату перехода отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая исходя из остаточной стоимости на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, уменьшенной на сумму расходов, определяемых в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ, за период применения гл. 26.1 НК РФ. При переходе на УСН с ЕНВД основные средства и нематериальные активы принимаются к налоговому учету по остаточной стоимости, определяемой в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) имущества и суммы амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде ЕНВД. Определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе с УСН на иные режимы налогообложения. По сравнению с правилами, действующими в отношении основных средств в настоящее время, порядок определения остаточной стоимости при возврате на общий режим налогообложения значительно упрощен: с 1 января 2006 г. при переходе с УСН на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на момент перехода на УСН, на сумму произведенных за период применения УСН расходов, определенных в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ. УСН на основе патента. С 1 января 2006 г. для индивидуальных предпринимателей вводится УСН на основе патента (вместо единого налога, уплачиваемого при применении УСН, оплачивается стоимость патента на осуществляемый им вид деятельности). Переход на УСН на основе патента осуществляется в добровольном порядке. Право на это имеют те индивидуальные предприниматели, которые не привлекают в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляют один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Л.А.Волгина Подписано в печать 08.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |