Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новое облачение НДС ("Налоговые споры", 2005, N 12)



"Налоговые споры", 2005, N 12

НОВОЕ ОБЛАЧЕНИЕ НДС

С нового года существенно изменится порядок уплаты НДС. Многие спорные вопросы будут сняты, но могут возникнуть новые, требующие разъяснений специалистов. Советы налогового консультанта помогут налогоплательщикам избежать возможных проблем, связанных с нововведениями.

Существенные изменения в определении налоговой базы

В июле этого года Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в гл. 21 НК РФ было внесено большое количество поправок. И, как это часто бывает, несмотря на то что многие спорные вопросы найдут, наконец, свое разрешение, непременно возникнут новые, требующие разъяснений. Остановимся на основных изменениях и на тех нюансах, знание которых поможет налогоплательщикам избежать многих проблем.

Отныне выбирать не приходится

Основное изменение, к которому должны подготовиться плательщики НДС, связано с изменением общего порядка определения налоговой базы. Налогоплательщики больше не смогут самостоятельно выбирать один из двух методов "по отгрузке" или "по оплате". Моментом определения налоговой базы из двух дат станет наиболее ранняя дата:

- либо день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Примечание. Налогоплательщики больше не смогут самостоятельно выбирать один из двух методов определения налоговой базы: "по отгрузке" или "по оплате".

Таким образом, в отношении авансовых платежей, которые исключены из состава налоговой базы, мало что изменилось. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут учитывать их при определении налоговой базы по НДС вместе с налогом на добавленную стоимость.

Впрочем, тот факт, что авансовых платежей в перечне сумм, увеличивающих налоговую базу, больше нет (ст. 162 НК РФ), обрадует экспортеров, поскольку для операций, налогообложение которых производится по ставке 0%, предусмотрены особый порядок и момент определения налоговой базы.

Исключение из общего правила есть и для налогоплательщиков, у которых длительность цикла производства продукции превышает шесть месяцев (то же самое относится к выполнению работ, оказанию услуг). Налогоплательщики вправе исчислять НДС в день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг). Но для этого нужно, во-первых, обеспечить раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла (более шести месяцев), и для других операций. Во-вторых, при получении оплаты в счет исполнения своих обязательств налогоплательщик, изготавливающий товары (выполняющий работы, оказывающий услуги), одновременно с налоговой декларацией должен будет представить в налоговый орган контракт с покупателем (либо его заверенную копию), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления товаров (выполнения работ, оказания услуг), выданный ему Минпромэнерго России.

Примечание. Тот факт, что авансовых платежей в перечне сумм, увеличивающих налоговую базу, больше нет, обрадует только экспортеров. Остальные должны будут учитывать их при определении налоговой базы по НДС.

Налоговая база при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав по-прежнему будет определяться исходя из всех доходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) или имущественных прав. Цены реализации должны определяться с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Однако для пересчета в рубли выручки, полученной в иностранной валюте, законодатель изобрел разные подходы. По общему правилу пересчет выручки производится на день определения налоговой базы.

Но есть ряд операций, для которых должен применяться особый подход пересчета выручки. Среди них:

- реализация экспортируемых товаров;

- реализация работ, услуг, связанных с экспортируемыми товарами, включая работы, услуги, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте;

- реализация припасов, вывезенных с территории России в таможенном режиме перемещения припасов.

Валютная выручка, полученная по этим операциям, подлежит пересчету в рубли по курсу, сложившемуся на день оплаты товаров (работ, услуг). Но включается выручка в налоговую базу тогда, когда налоговая база определяется.

Переходный период

Налогоплательщики, установившие в своей учетной политике на 2005 г. момент определения налоговой базы "по оплате", должны по состоянию на 31 декабря текущего года провести инвентаризацию дебиторской задолженности и зафиксировать суммы НДС как отложенные налоговые обязательства по неоплаченной дебиторской задолженности.

Пример. Организация по состоянию на 31 декабря 2005 г. имеет дебиторскую задолженность за реализованные товары в сумме 118 тыс. руб. (из них 18 тыс. руб. НДС). Отложенный налог числится в бухгалтерском учете на счете 76.

До 1 января 2008 г. по мере погашения дебиторской задолженности суммы поступлений будут включаться в налоговую базу. Если до этой даты дебиторская задолженность останется непогашенной, суммы долга должны быть включены в налоговую базу первого налогового периода 2008 г. (или за январь 2008 г., или за I квартал 2008 г. в зависимости от налогового периода по НДС).

Передача имущественных прав имеет свои особенности

Как известно, объектом налогообложения НДС является в том числе и передача имущественных прав. Однако в статьях гл. 21 НК РФ, регулирующих порядок налогообложения, законодатель не учел этот объект. Свою ошибку он постарался исправить - соответствующие изменения внесены. Об особенностях определения налоговой базы при передаче имущественных прав говорится в новой редакции ст. 155 НК РФ. В ней идет речь лишь о передаче прав требования, вытекающих из договоров реализации товаров (работ и услуг), облагаемых НДС. При продаже товаров (работ, услуг), операции по реализации которых НДС не облагаются (ст. 149 НК РФ), уступка права требования не приведет к возникновению налоговой базы не только у налогоплательщика, уступающего это требование, но и у нового кредитора при дальнейшей переуступке права требования.

Если же налоговая база при передаче права требования появляется, то она будет определяться в день уступки (переуступки) права требования или в день прекращения соответствующего обязательства, в т.ч. в связи с его исполнением должником. Налоговая база всегда будет определяться с межценовой разницы с включением в нее НДС.

Очень важным дополнением гл. 21 НК РФ является установление порядка определения налоговой базы при передаче имущественных прав участниками долевого строительства жилых домов или жилых помещений, долей в них, гаражей или машиномест. Налоговая база по этим операциям также определяется с межценовой разницы с включением в нее НДС.

Необходимо обратить внимание на порядок определения налоговой базы при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав. По этим операциям налоговая база определяется в общеустановленном порядке, а момент определения налоговой базы установлен как день передачи имущественных прав.

Определение налоговой базы по операциям,

облагаемым по ставке 0%

При определении налоговой базы по экспортируемым товарам нужно учитывать, что налогообложение по ставке 0% осуществляется только при условии предоставления в налоговые органы необходимых документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Если налогоплательщик изначально не предполагает подтверждать льготную ставку, ему лучше в договорной цене учесть НДС.

Одним из документов, представляемых в комплекте для подтверждения ставки 0%, является выписка банка (либо ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортируемого товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. Если поступает выручка не от иностранного лица, указанного в контракте, а от третьего лица, то в налоговые органы дополнительно представляется договор поручения покупателя товара третьему лицу по оплате за указанный товар.

Законодательством установлено представление именно договора поручения, а не его копии, что необходимо учитывать.

Примечание. Если налогоплательщик изначально не предполагает подтверждать льготную ставку, ему лучше в договорной цене учесть НДС.

Работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров, облагаются только по нулевой ставке вне зависимости от желания налогоплательщика.

К таким работам (услугам), в частности, отнесены:

- работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке;

- работы по организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы России или ввозимых на ее территорию товаров;

- работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Перевозчики с 1 января 2006 г. могут не представлять в налоговые органы таможенные декларации для обоснования применения нулевой ставки и налоговых вычетов, за исключением случаев перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (новая редакция пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ).

Момент определения налоговой базы по операциям реализации экспортируемых товаров, а также работ, услуг, связанных с ними, установлен как последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий право на применение ставки 0%. На сбор документов, как и раньше, отводится 180 дней. Если налогоплательщик не уложится в этот срок, налоговая база должна быть им определена на день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение ставки 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.

И вот тут требует разрешения вопрос: нужно ли подавать уточненную декларацию и будут ли начисляться пени, если в последующем документы все-таки будут собраны и льготная ставка будет подтверждена?

Уточненную декларацию подавать не нужно, поскольку налогоплательщик не уточняет ранее заявленные данные. Необходимо подать отдельную декларацию по ставке 0% за тот месяц, в котором наступает момент определения налоговой базы, и выручку рассчитать с учетом п. 5 ст. 153 НК РФ (по курсу Центробанка России на день отгрузки или оплаты).

По мнению автора, пени начисляться в любом случае не должны, так как ст. 75 НК РФ устанавливает требования начисления пеней только в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Обязанность исчислить налог возникает только на 181-й день после отгрузки товаров, а не в тот период, когда товары были фактически отгружены.

Пример. Товары на экспорт отгружаются в марте. В сентябре истекает срок для сбора документов, подтверждающих ставку 0%. Обязанность исчислить налог по общей ставке возникает только в сентябре. Поэтому ст. 75 НК РФ применяться не должна.

Один из спорных вопросов, касающихся экспортеров, в следующем году будет снят. Это вопрос о том, обязаны ли экспортеры вести раздельный учет операций, облагаемых налогом по ставке 0%, и операций, облагаемых по ставкам 10 и 18%. На сегодняшний день многие суды указывают на то, что у экспортеров нет такой обязанности, поскольку Налоговый кодекс РФ ее не предусматривает (см. Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2005 по делу N КА-А40/4132-05). С нового года законодатель обязал налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги) по ставке 0%, вести раздельный учет для определения суммы входного налога, относящейся к экспортным операциям.

Принцип отнесения тех или иных расходов к расходам, связанным с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Учетная политика следующего года должна быть сформирована и утверждена до 1 января 2006 г.

Налог, уплаченный поставщикам.

Что изменилось? Налоговые вычеты

Существенно изменен порядок применения налоговых вычетов. С нового года вычетам подлежат суммы налога, только предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав. Факт уплаты налога не влияет на право применения налоговых вычетов и становится важным лишь тогда, когда товары ввозятся на таможенную территорию России либо когда организация выполняет функции налогового агента. В этих случаях нужно документально подтвердить право на налоговые вычеты.

Налоговые вычеты по-прежнему производятся на основании счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Примечание. Налоговые вычеты по-прежнему производятся на основании счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. Факт уплаты налога больше не влияет на право применения налоговых вычетов и становится важным лишь тогда, когда товары ввозятся на таможенную территорию России.

Налоговые агенты, как и раньше, имеют право на налоговые вычеты, если они перечислят в бюджет сумму НДС. Однако налоговые агенты, реализующие конфискованное имущество и (или) осуществляющие операции по посредническим договорам с участием в расчетах, права на вычеты не имеют.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Эти вычеты производятся после принятия на учет выполненных работ, оказанных услуг подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), после принятия на учет товаров, приобретенных для выполнения строительно-монтажных работ, после принятия на учет объектов незавершенного капитального строительства.

При расторжении договора суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычету вне зависимости от уплаты их в бюджет.

Пример. В январе 2006 г. налогоплательщик, получил предоплату в сумме 118 тыс. руб. за товары, которые должны быть отгружены им в марте 2006 г. В декларации за январь исчисляется налог с аванса в сумме 18 тыс. руб. В феврале по инициативе покупателя договор был расторгнут. В декларации за февраль сумма исчисленного с аванса НДС включается в состав налоговых вычетов.

Теперь обратимся к вопросам учета сумм входного налога. Как же поступить налогоплательщику с теми суммами налога, которые предъявлены ему до 1 января 2006 г., но не уплачены поставщикам до этой даты.

Законодатель четко прописал правила переходного периода.

1. Налогоплательщики, которые в 2005 г. определяли налоговую базу "по оплате", могут принять НДС к вычету только по мере уплаты сумм налога поставщикам. Если продавцам товаров (работ, услуг) не будет уплачено до 1 января 2008 г., то вычет можно применить в первом налоговом периоде 2008 г.

2. Налогоплательщики, которые признавали момент определения налоговой базы "по отгрузке", суммы налога, предъявленные, но не принятые им к налоговому вычету до 1 января 2006 г., вправе принять к вычету в течение первого полугодия 2006 г. равными долями.

Пример. По состоянию на 1 января 2006 г. сальдо счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" равно 234 900 руб. Это сумма НДС, которая предъявлена налогоплательщику поставщиками приобретенных товаров (работ, услуг), но не уплачена им. Налоговым периодом по НДС является месяц.

Если налогоплательщик признавал момент определения налоговой базы по отгрузке, то указанная сумма включается в состав налоговых вычетов в декларациях за январь - июнь 2006 г равными долями (по 39 150 руб. в каждом месяце). Конечно, при наличии первичных учетных документов и счетов-фактур.

Когда суммы налога относятся на затраты

по производству и реализации товаров (работ, услуг)

В основном порядок отнесения сумм налога на затраты не изменился. Однако что касается сумм налога, которые ранее были приняты к налоговому вычету и которые подлежат восстановлению, то тут изменения существенные. Перечень случаев восстановления сумм налога расширен, и он будет применяться с 1 января 2006 г.

Передача имущества в счет вклада в уставный капитал

При передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов налогоплательщик должен восстановить и уплатить НДС в размере всей суммы, ранее принятой к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Таким образом, для целей восстановления НДС по основным средствам и нематериальным активам нужно использовать данные бухгалтерского учета. Утешением может служить тот факт, что сторона, принимающая это имущество (нематериальные активы, имущественные права) в качестве вклада в уставный капитал, вправе принять НДС к вычету. Но тут могут возникнуть проблемы.

В соответствии с новой редакцией ст. 170 НК РФ сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача имущества, нематериальных активов и имущественных прав. Стоимость передаваемого имущества, нематериальных активов и имущественных прав устанавливается учредительными документами дочерней организации. Гражданским законодательством определен порядок стоимостной оценки вносимого имущества (нематериальных активов и имущественных прав), но к НДС это не относится.

Суммы НДС, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость передаваемого имущества (нематериальных активов и имущественных прав), и их указание в документах, которыми оформляется передача имущества (нематериальных активов, имущественных прав), приведет к разночтениям, поскольку в учредительных документах будут указаны одни суммы, а в передаточном акте - другие. Представляется, что передающая имущество (нематериальные активы, имущественные права) сторона должна оформлять отдельный документ на сумму НДС, хотя такой порядок Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.

Примечание. Суммы НДС, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость имущества и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Также не предусмотрена Кодексом возможность выставлять счет-фактуру при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал. Пункт 3 ст. 169 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру только по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Изменение режима налогообложения

Восстановить налог придется и в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов и имущественных прав для осуществления операций, не облагаемых НДС. Эта операция производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги, имущественные права) начнут использоваться налогоплательщиком для указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ операций. Исключение составляют случаи перехода налогоплательщиков НДС на специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26.2 и 26.3 НК РФ. При переходе на спецрежим восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету, нужно в налоговом периоде, предшествующем переходу на спецрежим. Восстановленные суммы НДС учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Особые правила для недвижимого имущества

Особые правила восстановления налога установил законодатель для недвижимого имущества. Если имущество перестает использоваться для облагаемых налогом операций, то те суммы, которые предъявлены к налоговому вычету в период строительства или при приобретении объектов недвижимости, подлежат восстановлению. Исключение сделано лишь для полностью самортизированных объектов и для тех объектов, срок эксплуатации которых составил 15 лет и более.

Теперь что касается самих правил. К сожалению, из новой редакции п. 6 ст. 171 НК РФ сложно четко выстроить механизм восстановления сумм налога. Согласно указанной норме налогоплательщику необходимо в течение десяти лет отражать в налоговой декларации за последний налоговый период восстановленную сумму налога. Делать это он должен с того года, в котором начинает начисляться амортизация по этому основному средству (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению, производится исходя из 1/10 суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), не облагаемых налогом на основании п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (переданных) за календарный год.

Примечание. Из новой редакции п. 6 ст. 171 НК РФ сложно четко выстроить механизм восстановления сумм налога. Налогоплательщикам можно порекомендовать заранее определиться с алгоритмом расчета, прописав его в учетной политике для целей налогообложения.

Пример. Организация приобрела недвижимость, ввела ее в эксплуатацию в марте 2006 г., приняла к вычету НДС в размере 10 млн руб. В октябре 2008 г. организация начнет использовать это основное средство для производства продукции, не облагаемой НДС.

Допустим, за 2008 г. доля стоимости отгруженной продукции, не облагаемой налогом, в общей стоимости отгруженной продукции составит 0,4. Одна десятая часть принятого к вычету НДС составит 1 млн руб.

Восстановить нужно 400 000 руб. (1 000 000 х 0,4). Но когда? Если в периоде, на который приходится начало начисления амортизации, то налогоплательщику нужно в 2008 г. уточнять расчеты за декабрь 2006 г., а тогда неясно, как определять долю. В 2006 г. основное средство использовалось только для операций, облагаемых НДС. Если же восстанавливать налог в декабре 2008 г. в соответствующей доле, то не ясно, для чего законодатель указал на момент начала начисления амортизации. Непонятно также, о каком календарном годе идет речь.

Поскольку налицо неопределенность налоговой нормы, нужно применять п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика. А еще налогоплательщикам можно порекомендовать заранее определиться с алгоритмом расчета и порядком восстановления сумм налога, прописав его в учетной политике для целей налогообложения. В качестве одного из вариантов предлагаем следующий (станем исходить из условий примера).

Восстанавливать суммы НДС будем с 2006 г. по 2015 г. При этом под календарным годом будем понимать каждый из указанных периодов, и долю не облагаемых НДС операций в общем объеме отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) будем определять за каждый из них. Таким образом, в 2006 и 2007 гг. сумма налога, которую нужно восстановить, будет равна нулю, поскольку не облагаемых НДС операций в указанные периоды организация не осуществляла. В 2008 г. восстановлению подлежит 400 000 руб. и т.д. Если в каком-либо из последующих календарных лет организация перестанет использовать имущество в операциях, не облагаемых НДС, сумма, подлежащая восстановлению, опять станет равна нулю.

Учет НДС по строительно-монтажным работам

Статьей 159 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Налоговая база определяется исходя из стоимости всех фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на их выполнение. Изменения, внесенные в гл. 21 НК РФ, не коснулись этой статьи. Однако с 1 января 2006 г. меняется момент определения налоговой базы, им будет признаваться последний день месяца каждого налогового периода.

Пример. Организация осуществляет строительство цеха. Срок строительства установлен проектно-сметной документацией и составляет три года, т.е. 36 месяцев. В течение этого срока организация осуществляет расходы, связанные с объектом строительства, поэтому по состоянию на конец каждого месяца (в течение всех 36) она должна включить в налоговую базу стоимость фактических затрат, произведенных в связи со строительством.

Но что делать организации, если она в каком-либо месяце не производила расходы, например, строительство было приостановлено в связи с отсутствием финансирования? В таком случае согласно неизменному п. 2 ст. 159 НК РФ налоговая база будет отсутствовать и НДС в бюджет начислять не надо.

Обязанность ежемесячно уплачивать налог компенсирована правом организации принимать налог по приобретенным материалам, работам, услугам, использованным при выполнении строительно-монтажных работ, к вычету вне зависимости от факта их оплаты. С 2006 г. необходимо учитывать только факт предъявления поставщиками и подрядчиками сумм налога по этим материалам, работам, услугам и факт их оприходования.

Примечание. Обязанность ежемесячно уплачивать налог при выполнении строительно-монтажных работ компенсирована правом организации принимать налог по приобретенным материалам, работам, услугам к вычету вне зависимости от факта их оплаты.

К изменениям в порядке вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам), связанным с проведением строительно-монтажных работ, нужно подготовиться.

Весь учитываемый на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" налог необходимо сгруппировать следующим образом.

1. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) до 1 января 2005 г., и суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления до 1 января 2005 г. Эти суммы будут приниматься к вычету по мере постановки на учет соответствующих основных средств. Можно будет принять к вычету НДС и при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

2. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) в 2005 г. Эти суммы подлежат вычетам в течение 2006 г. равными долями по налоговым периодам. Однако если объект завершенного капитального строительства будет принят на учет или реализован в 2006 г., суммы НДС, не принятые к вычету, можно будет вычесть из общей суммы налога единовременно.

3. Суммы НДС, исчисленные в бюджет по строительно-монтажным работам для собственного потребления, выполненным до 1 января 2005 г., подлежат вычетам с того месяца, в котором начинает начисляться амортизация объекта для целей налогообложения. Но только при условии уплаты в бюджет исчисленного НДС.

И наконец, по тем строительно-монтажным работам, которые выполнены в 2005 г., но не обложены налогом, налог нужно исчислить. Налоговую базу следует определить 31 декабря 2005 г. исходя из фактических расходов на объем работ, выполненных до окончания текущего года. При исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, можно применить вычеты сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при выполнении указанного объема работ.

Т.А.Демишева

Председатель

Консультационного совета

Палаты налоговых консультантов

Подписано в печать

08.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Служебное расследование ("Налоговые споры", 2005, N 12) >
Статья: Точка отсчета для регрессии ("Налоговые споры", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.