|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О списании безнадежной к взысканию налоговой задолженности (Постановление Правительства Москвы от 16.08.2005 N 622-ПП "О списании безнадежной задолженности") ("Налоговые споры", 2005, N 12)
"Налоговые споры", 2005, N 12
О СПИСАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 16.08.2005 N 622-ПП "О СПИСАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ")
Регулированием порядка списания безнадежной к взысканию задолженности по региональным и местным налогам и сборам занимаются органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Причем исходят они из собственного понимания права. В результате принимаются акты, не соответствующие Налоговому кодексу РФ. Причина - отсутствие в федеральном законодательстве общего подхода и критериев, необходимых для разрешения данного вопроса.
Правительство Москвы урегулировало порядок работы с недоимкой по региональным и местным налогам (сборам), задолженностью по пеням, налоговым санкциям, а также арендным платежам за землю и нежилые помещения, утвердив соответствующее Положение о признании такой задолженности безнадежной и ее списании. В части задолженности по арендным платежам комментировать это Положение мы не будем, поскольку это сфера не налоговых, а гражданско-правовых правоотношений, где все строится на основе равенства участников и свободы договора. В части налоговых платежей полномочия по регулированию данного вопроса органам исполнительной власти субъектам РФ (по региональным платежам) и местного самоуправления (по местным платежам) предоставлены ст. 59 НК РФ. Используя данную возможность, и региональные, и местные власти на большей части территории России приняли соответствующие акты. Можно сказать, что все они достаточно отличаются друг от друга, какого-то единообразия в них нет.
Причина кроется в следующем: в названной статье Кодекса лишь указано, что недоимка признается безнадежной и списывается, когда ее взыскание оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Конкретные основания для признания задолженности безнадежной и процедура ее списания в Кодексе не установлены, все отдано на откуп тем, кто принимает соответствующий акт. Так, в п. 7 московского Положения предусмотрена возможность признания безнадежной к взысканию задолженности, образовавшейся у налогоплательщика по вине кредитных организаций. Речь идет о кредитных организациях, которые ликвидированы в порядке банкротства, но в которых "зависли" налоговые платежи налогоплательщика. Для того чтобы получить решение о признании недоимки безнадежной, налогоплательщик должен представить следующие документы: - копию решения арбитражного суда о признании банкротом кредитной организации; - копию определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в отношении кредитной организации; - копию вступившего в законную силу решения арбитражного суда об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет; - копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитной организации на основании решения суда; - справку налогового органа о сумме налоговых платежей, не перечисленных ликвидированной кредитной организацией по поручению клиента. Как видно из приведенного списка документов, для списания задолженности необходимо решение суда, которым подтвержден факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей в бюджет г. Москвы. Но если есть такое решение, то ни о какой процедуре признания задолженности безнадежной не может быть и речи, ведь суд уже решил, что задолженности нет. Кроме того, как следует из ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Это значит, что никакой дополнительной процедуры исполнения судебного решения не требуется. В рассматриваемом нами случае вступившее в силу судебное решение должно быть принято к исполнению налоговым органом, и на лицевом счете налогоплательщика сумма налоговой задолженности должна быть уменьшена на ту сумму, которую суд признал уплаченной. Видимо, понимая спорность данного основания, московские власти включили в Положение норму о том, что в случае пересмотра вступившего в законную силу судебного акта о признании исполненной обязанности по уплате налоговых платежей по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37 АПК РФ) ранее принятое решение о признании задолженности безнадежной и ее списании отменяется. По нашему мнению, для того чтобы не допустить нарушений федерального законодательства, региональные власти, вводя на своей территории порядок признания налоговой задолженности безнадежной и порядок ее списания, должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100. Этот документ хотя и регулирует данный вопрос в части федеральных налогов, сборов, страховых платежей, а также пеней и штрафов, все же дает какое-то толкование ст. 59 НК РФ и позволяет единообразно ее применять.
Подписано в печать 08.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |