|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О применении принципов определения цены товаров, работ, услуг (Налоговый кодекс РФ, ст. 40) ("Налоговые споры", 2005, N 12)
"Налоговые споры", 2005, N 12
О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНЦИПОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ (НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ, СТ. 40)
Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения перечислены в Налоговом кодексе РФ. Но если их внимательно прочитать, а тем более начать применять, то возникнет масса неразрешимых вопросов. Об этом, кстати, свидетельствует и арбитражная практика.
В п. 1 ст. 40 НК РФ установлено общее для налогообложения правило: если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Но что такое уровень рыночных цен? Речь идет о средних ценах или о максимальных ценах, которые устанавливает и использует налогоплательщик? Нигде - ни в ст. 40, ни в какой-либо другой статье НК РФ - ответа на этот вопрос нет. Если обратиться к словарям, толкующим экономические термины, то в них уровень цен определен, например, как средневзвешенная цена, уплачиваемая за готовые товары и услуги в данный момент времени (сайт в Интернете - bank24.ru).
Пример. Допустим, налогоплательщик продал 5 шт. товара по 10 тыс. руб. за единицу, 7 шт. того же товара - по 12 тыс. руб., а 1 шт. - за 14 тыс. руб.
По первому варианту расчета средняя цена будет равна 11 385 тыс. руб. ((10 000 х 5 + 12 000 х 7 + 14 000) : 13 = 11 385 тыс. руб.). Второй вариант предполагает, что эта цена - 14 тыс. руб. (максимальная цена, примененная налогоплательщиком), а тогда отклонение в цене по сравнению с продажей 5 шт. по 10 тыс. руб. составит более 20%, т.е. появляется основание для налогового контроля.
Но есть и такое определение: уровень цен - это отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода, при этом уровень цен базового года принимается за единицу (экономические и финансовые словари от ГЛОССАРИЙ.ru). Как указано в словарях, показатели средних цен используются для анализа уровня цен в процессе ценообразования. Таким образом, "уровень цен" и "цена", в том числе "средняя цена", - понятия разные, и уровень цен не предполагает какой-либо единицы измерения, в том числе в виде валюты. Если же следовать требованиям Налогового кодекса и сравнивать цены, применяемые налогоплательщиком, не со средними ценами, а с уровнем цен, становится непонятным, как это делать - как сравнивать показатели, имеющие единицы измерения, с теми, которые их не имеют? В п. 10 ст. 40 НК РФ есть только методики расчета цен для тех случаев, когда на рынке товаров, работ, услуг отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам. А здесь - своя проблема. Понятие идентичных и однородных дается только в отношении товаров, что же касается работ и услуг, то таких понятий в Налоговом кодексе нет. Напомним, что идентичными, как следует из п. 6 ст. 40 НК РФ, признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель и т.д.). Однородными согласно п. 7 ст. 40 НК РФ признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения и т.д.). Вот и получается, что, контролируя правильность применения цен по сделкам, налоговые органы не всегда могут применить нормы Кодекса, а если и применяют, толкуя их по-своему (где-то по аналогии, где-то исходя из общих принципов налогообложения), то доказать правильность своих действий они, как правило, не могут. В Кодексе нет соответствующих норм, четких положений, регулирующих вышеуказанные моменты. Об этом, в частности, свидетельствует обширная арбитражная практика.
Подписано в печать 08.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |