Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <События, факты, перспективы от 08.11.2005> ("Налоговые споры", 2005, N 12)



"Налоговые споры", 2005, N 12

Налоговая служба бьет тревогу

Налоговая служба забила тревогу. Оказывается, банки, нарушая требования налоговых инспекций о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, по поручению налогоплательщика проводят платежи по хозяйственным операциям.

Напоминая о том, что согласно п. п. 4, 5 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком, ФНС России предлагает штрафовать провинившиеся банки по ст. 134 НК РФ и взыскивать с них штраф в размере 20% от перечисленной по поручению налогоплательщика суммы (см. Письмо ФНС России от 29.08.2005 N ВЕ-6-24/713@). Привлечение банков к ответственности не ставится в зависимость от того, по какому основанию было вынесено налоговым органом решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов). Напомним, что решение о приостановлении операций указанных лиц по их счетам, открытым в банках, может быть вынесено руководителем налогового органа не только при неуплате налога, но также и при непредставлении в налоговый орган налоговых деклараций (ст. 76 НК РФ).

ФНС России позволили штрафовать без решения суда

4 ноября 2005 г. Президентом РФ был подписан Закон, устанавливающий возможность внесудебного взыскания незначительных штрафов в федеральный бюджет и внебюджетные фонды <1>. В этих случаях решение налогового органа будет иметь статус исполнительного документа и позволит ему самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать штрафы с организаций и индивидуальных предпринимателей. Единственное ограничение касается суммы штрафов, она не должна превышать 5 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 50 тыс. руб. для организаций. Указанный лимит предусмотрен отдельно для каждого неуплаченного налога за налоговый период, т.е., скажем, по двум налогам сумма штрафа, позволяющая взыскание во внесудебном порядке, увеличится в два раза (до 10 и 100 тыс. руб. соответственно).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров".

Суть процедуры заключается в следующем. Налогоплательщику сначала предложат добровольно уплатить соответствующую сумму; если же он этого не сделает, решение о взыскании налоговой санкции, вынесенное руководителем (его заместителем) налогового органа, будет направлено в течение пяти дней судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Аналогичная процедура предусмотрена и для Пенсионного фонда, который будет взыскивать недоимки, пени и штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (с тем же ограничением по сумме).

Закон вступит в силу с 1 января 2006 г. О проблемах, с которыми столкнутся налогоплательщики, читайте в следующем номере журнала.

Чиновники Минфина России дали добро

на истребование всех документов

При проведении камеральной проверки инспектор требует представить все документы, которые он сочтет необходимыми, налогоплательщики зачастую с этим не согласны. Летом этого года налоговиков поддержал Минфин России. В Письме от 24.08.2005 N 03-02-07/1-224 сообщается, что инспекторы в ходе камеральной проверки могут требовать любые первичные документы, а также те документы, которые подтверждают данные налогового учета. Если организация откажется представить истребуемые документы, она будет привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ (50 руб. за каждый непредставленный документ). В подтверждение своей позиции Минфин России привел несколько судебных решений.

Но если Минфин России анализировал судебную практику, он должен был заметить, что она весьма неоднозначна. Есть суды, которые поддерживают налогоплательщика, указывая, что он не обязан в процессе камеральной проверки представлять всю первичную документацию, так как это приводит к размыванию понятий выездной и камеральной проверки (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2005 по делу N А29-6147/2004а, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2004 по делу N А66-9798-03, Постановление ФАС Уральского округа от 07.06.2004 по делу N Ф09-2227/04-АК, Постановление ФАС Московского округа от 08.01.2004 по делу N КА-А40/10761-03).

Об этом в Письме ни слова. Непонятно и то, чем руководствуется федеральный орган исполнительной власти, приводя в обоснование своей позиции судебную практику в стране, в которой нет прецедентного права.

Местный бюджет не останется без доходов

В прошлом номере нашего журнала мы писали, как затянувшаяся реформа местного самоуправления может повлиять на уплату налоговых платежей в 2006 г. Речь шла о том, что во вновь созданных муниципальных образованиях фактически не ведется работа по разработке и принятию нормативных правовых актов о местных налогах (земельном налоге и налоге на имущество физических лиц), а также о системе налогообложения в виде ЕНВД. А данные акты, для того чтобы начать действовать с 1 января следующего года, должны быть приняты до 1 декабря 2005 г., иначе названные налоги в 2006 г. невозможно будет взимать.

Данной проблемой были обеспокоены контролирующие органы. В Письме от 03.08.2005 N 03-06-02-02/57 Минфин России, в частности, рекомендовал финансовым органам субъектов РФ активизировать работу по принятию и официальному опубликованию актов о местных налогах и ЕНВД. В тех же целях ФНС России направила Письмо Минфина нижестоящим налоговым органам.

И вот, наконец, законодатель разрешил эту проблему <1>. Реформа местного самоуправления продлена до 2009 г. Оставшийся период законодатель назвал переходным, и все это время вопросы местного значения во вновь созданных муниципальных образованиях (поселениях) смогут регулировать субъекты РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ "О внесении изменении в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".

В отношении ЕНВД установлено, что, в случае если представительные органы муниципальных районов и городских округов в 2005 г. не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде ЕНВД, до 1 января 2007 г. будут применяться положения закона субъекта РФ о ЕНВД, устанавливающие порядок введения в действие системы, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится налог, и значения коэффициента К2.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц, обязательные к уплате на территории вновь образованного поселения, вводятся в действие (и прекращают действовать) в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, в состав которого входят вновь образованные поселения.

ВАС РФ подтвердил выводы редакции

В прошлом номере нашего журнала прошла дискуссия по вопросу применения упрощенцами налогового вычета по НДС <1>. Авторы обсуждали ситуацию, когда организация приобрела товары (работы, услуги) в период применения общего режима налогообложения, а их оплату осуществила после перехода на УСН.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: НДС между прошлым и будущим // Налоговые споры. 2005. N 11. С. 21.

Подводя итоги обсуждения, редакция пришла к выводу, что, кто расплатился за приобретенные товары (работы, услуги) после перехода на УСН, не могут претендовать на налоговый вычет.

Теперь нашу позицию можно подкрепить Постановлением ВАС РФ от 13.09.2005 N 4287/05. В нем суд указал, что заявленный к вычету НДС по товарам, приобретенным до, а оплаченным после перехода на спецрежим, возмещен быть не может. Он, на основании пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Для транспортного налога введены авансовые платежи

С 1 января 2006 г. вступит в силу Федеральный закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Налогоплательщики-организации будут уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов - I, II и III кварталов. Суммы авансового платежа по налогу будут исчисляться по окончании каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу налогоплательщики будут представлять в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а налоговые декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363.1 НК РФ).

Отметим, что, поскольку транспортный налог относится к региональным налогам, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, вводя его на своей территории, вправе не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу или могут предусмотреть их для отдельных категорий налогоплательщиков.

Чему быть - того не миновать

Возможно, со следующего года первая часть Налогового кодекса РФ будет действовать в новой редакции. В настоящее время в Государственной Думе ФС РФ ведется работа по принятию соответствующего федерального закона.

Если в основу закона будут положены предложения Правительства РФ, то для налогоплательщиков наступят новые времена. Налоговые органы смогут требовать уплаты не только налогов, сборов, пеней и штрафов, но и авансовых платежей по налогам. Полностью переписывается ст. 71 НК РФ о порядке изменения требования об уплате налогов и сборов (пеней, штрафов). Предусматривается возможность отзыва налоговым органом направленного требования.

Пересмотрены положения об истребовании налоговым органом документов (ст. 93 НК РФ). Так, минимальный срок представления документов не может быть меньше 10 рабочих дней. Закрепляется понятие заверенных должным образом копий документов. Для лиц, у которых потребуются документы, налоговым органом вводится новая обязанность: если запрашиваемых документов (хотя бы одного) нет или они не могут быть представлены по каким-либо причинам, об этом обязательно должно быть сообщено налоговому органу в течение двух рабочих дней.

Можно сказать, что по-новому прописана процедура проведения выездных и камеральных налоговых проверок. На первый взгляд, спорный вопрос о том, чем выездная проверка отличается от камеральной, отрегулирован. Разработчики законопроекта постарались дать понятие обеих проверок, определить хотя бы рамки этих проверок и перечни запрашиваемых документов. Однако на налогоплательщиках может негативно отразиться право налоговых органов продлять сроки проведения выездной налоговой проверки, ведь фактически она может быть растянута на довольно большой срок.

Существенно изменены статьи Кодекса, регулирующие порядок представления налоговой декларации и ее исправления (ст. ст. 80, 81 НК РФ). Теперь Кодекс в целом регулирует представление налоговой отчетности, в состав которой помимо налоговой декларации включаются налоговые расчеты по авансовым платежам, расчеты сборов и иные документы об исчислении (удержании) налогов. Примечательно, что представление налоговой отчетности в электронном виде становится обязанностью тех организаций, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек.

В предлагаемом Правительством РФ законопроекте частично снимаются спорные вопросы, например о сроке обращения налоговых органов в суд с исками о взыскании налогов. В ст. 46 НК РФ этот срок прямо установлен - 6 месяцев после истечения 60 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Как известно, сейчас применяется этот же срок, но только потому, что так когда-то решил ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Приведенное в новой редакции ст. 55 НК РФ понятие отчетного периода в первую очередь снимет споры вокруг привлечения к налоговой ответственности до истечения налогового периода.

Устанавливается порядок зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) штрафов, он будет производиться в том же порядке, который прописан в ст. ст. 78 и 79 НК РФ для сумм налогов, сборов и пеней. Напомним, что действующий в настоящее время Кодекс никак не регулирует этот вопрос.

Предлагается ввести новую ст. 11.1 НК РФ "Налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица", уточняющую понятие налогового резидента РФ. В ней учтен длящийся характер фактического проживания иностранных лиц в России - не менее 183 дней в течение 12 месяцев. Начало периода может относиться к прошедшему году, а конец периода - к текущему. Таким образом, должна быть решена проблема с ежегодным перерасчетом НДФЛ, исчисляемого с доходов иностранных граждан по ставке 30%.

Исполнение Федерального закона

"О федеральном бюджете на 2005 год"

в части налоговых доходов по состоянию на октябрь 2005 г.

Сумма в ¦ ----¬

млрд руб.¦ 2031,6 ¦ х ¦ Запланировано сводной

¦ 1988,2 ------¬ L---- бюджетной росписью

¦ ------¬ ¦ ¦ ----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦ Фактически поступившие

¦ 1538,9 ¦ ¦ ¦ ¦ L---- в федеральный бюджет

¦ ------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ + ¦ Поступления,

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---- запланированные в

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целом за год

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ х ¦ ¦ * ¦ ¦ + ¦

L-+-----+--+-----+--+-----+-

Налоговый доход

Подписано в печать

08.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблема между заказчиком и субподрядчиком? ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2005, N 4) >
Статья: О применении принципов определения цены товаров, работ, услуг (Налоговый кодекс РФ, ст. 40) ("Налоговые споры", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.