|
|
Статья: Субъекты и объекты внутрихозяйственного контроля при подрядном строительстве ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2005, N 4)
"Строительство: налогообложение, бухучет", 2005, N 4
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПОДРЯДНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Управление деятельностью организации не может быть эффективным, если не осуществляется реальный контроль за выполнением плановых заданий и принятых управленческих решений. Для строительной отрасли система внутрихозяйственного контроля имеет особое значение. Эффективная система внутрихозяйственного контроля должна стать важнейшей составляющей системы управления строительной организации. В условиях рыночной экономики система внутрихозяйственного контроля должна обеспечивать стабильность и устойчивость развития организации, способствовать достижению долгосрочных целей и решению текущих задач, обеспечивать полноту и поддерживать надежность системы внутренней отчетности, а также соблюдение действующего законодательства и нормативной документации разного уровня, снижать риск возможных негативных финансовых последствий. По мнению К. Друри, "система контроля - это коммуникационная сеть, при помощи которой управляют деятельностью фирмы (организации) и которая обеспечивает основу для правильных действий в будущем" <1>.
————————————————————————————————
<1> Друри К. Введение в управленческий учет: Пер с англ. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: Аудит: ЮНИТИ. 1998. С. 456.
Некоторые менеджеры также полагают, что контроль - это способ держать работников в определенных рамках. Такой стереотип мышления, по мнению автора, имеет место из-за того, что многим еще недостаточно четко понятны цели, функции и сущность внутрихозяйственного контроля. Как показывает практика, отсутствие систематического контроля приводит к тому, что с течением времени хорошая работа и ее результаты сводятся на нет. Отсутствие действенной системы внутрихозяйственного контроля является распространенной причиной высокой текучести кадров, не позволяет соответствующим образом оценивать результаты работы отдельных подразделений и работников. В работах российских авторов допускается разный подход к обоснованию важности понятия внутрихозяйственного контроля.
В частности, В.Ф. Палий, Р. Вандер Вил <2> делят внутренний контроль на следующие направления: - контроль допущений; - контроль целей; - контроль планов; - контроль ресурсов; - контроль текущей деятельности.
————————————————————————————————
<2> Палий В.Ф., Вандер Вил Р. Управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 277 - 284.
В то же время каждый вид контроля имеет ряд элементов, таких как: цель, предмет, задачи, принципы и процедуры. По мнению автора, под внутренним контролем следует понимать контроль с целью достижения поставленных перед хозяйствующим субъектом задач. Для достижения эффективности системы внутрихозяйственного контроля конкретной строительной организации необходимо определить цели, объекты и задачи контроля (табл. 1). При этом необходимо исходить из того, что взгляд на контроль как на завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными, является прочно установившейся в научной литературе точкой зрения.
Таблица 1
Цели, объекты и задачи внутрихозяйственного контроля в строительстве
——————————————————T—————————————————————T————————————————————————¬
| Цель | Объекты | Задачи |
+—————————————————+—————————————————————+————————————————————————+
|Расширение |Стратегия |Контроль за |
|занимаемой доли |организации: |планированием; |
|рынка и повышение|1) долгосрочное |прогнозирование и |
|инвестиционной |планирование; |выявление изменений; |
|привлекательности|2) стратегические |разработка |
|организации |решения |стратегических |
| | |ориентиров и оценка |
| | |формирования стратегии, |
| | |на основе которой |
| | |возможно принимать |
| | |управленческие решения |
+—————————————————+—————————————————————+————————————————————————+
|Снижение |Затраты: |Контроль за сохранностью|
|себестоимости |1) финансовые; |и оптимальным |
|отдельных видов |2) материальные; |использованием |
|продукции |3) трудовые |производственных |
|(строительных | |ресурсов; предотвращение|
|работ) | |случаев хищений, порчи |
| | |нецелевого использования|
| | |ресурсов; обоснованность|
| | |денежных расходов; |
| | |изыскание резервов; |
| | |повышение эффективности |
| | |адресного стимулирования|
+—————————————————+—————————————————————+————————————————————————+
|Повышение |Производство: |Контроль за |
|эффективности |1) основное |соответствием объектов |
|производственной |производство; |строительства |
|деятельности |2) вспомогательные |(строительных работ) |
| |производства |технологическим |
| | |требованиям; выявление |
| | |резервов снижения сроков|
| | |строительства; |
| | |установление факторов, |
| | |вызвавших причины |
| | |отклонения от графика |
| | |строительства |
+—————————————————+—————————————————————+————————————————————————+
|Максимизация |Доходы: |Контроль за всеми |
|прибыли |1) от обычных видов |источниками прибыли; |
| |деятельности; |проверка соответствия |
| |2) внереализационные;|действующему |
| |3) чрезвычайные |законодательству |
| | |реализации различных |
| | |активов; контроль за |
| | |эффективностью |
| | |управления дебиторской |
| | |задолженностью |
L—————————————————+—————————————————————+—————————————————————————
Следовательно, в широком смысле контроль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей. Целенаправленность контроля заключается в том, что в процессе его проведения выявляются результаты воздействия субъекта на объект, отклонения от требований управленческих решений, причины допущенных отклонений и определяются пути преодоления отрицательных факторов, влияющих на эффективное функционирование системы внутрихозяйственного контроля. Кроме того, существенное значение для функционирования системы внутрихозяйственного контроля имеет определение конкретных субъектов и возложенных на них функций (табл. 2).
Таблица 2
Субъекты внутрихозяйственного контроля строительной организации и их функции
——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬
| Субъекты | Функции контроля |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Собрание |Контроль за изменением уставных учредительных |
|акционеров |документов; осуществлением анализа итоговых |
| |финансовых показателей; принятием решений, |
| |связанных с распределением чистой прибыли; |
| |обеспечение безопасности активов организации |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Совет директоров |Контроль за формированием глобальных задач и |
| |стратегических направлений деятельности |
| |строительной организации и их реализацией; |
| |контроль за разработкой Положений, |
| |регламентирующих работу филиалов, |
| |представительств и дочерних организаций и их |
| |взаимодействие с материнской организацией |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Генеральный |Контроль за выполнением обязанностей |
|директор |руководителями структурных подразделений, |
| |принятие управленческих решений по результатам|
| |проверок и контроль за их выполнением |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Финансовый |Контроль за соблюдением финансовой дисциплины;|
|директор |рациональным использованием финансовых |
| |ресурсов организации; управлением дебиторской |
| |и кредиторской задолженностью; руководство и |
| |совершенствование финансовой деятельности |
| |организации |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Начальник службы |Контроль за использованием соответствующих |
|внутренней |средств охраны для обеспечения безопасности |
|безопасности |сотрудников, а также активов хозяйствующего |
| |субъекта |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Руководитель |Контроль за сохранностью активов и |
|службы |эффективностью использования ресурсов |
|внутреннего |различными структурными единицами; |
|аудита |осуществлением систематической экономической |
| |диагностики организации; пресечением фактов |
| |бесхозяйственности и расточительства |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Директор по |Контроль за повышением производительности |
|экономике |труда, снижением затрат; повышением |
| |прибыльности строительной организации, |
| |разработкой плановых показателей |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Главный бухгалтер|Контроль за своевременностью и полнотой |
| |регистрации всех фактов хозяйственной |
| |деятельности строительной организации; |
| |формированием показателей, характеризующих |
| |себестоимость отдельных видов работ, объектов;|
| |подготовкой и предоставлением финансовой |
| |отчетности всем заинтересованным |
| |пользователям; предоставлением учетной |
| |информации, необходимой для принятия |
| |обоснованных управленческих решений, |
| |менеджерам разных уровней; организацией |
| |хранения денежных средств и иных ценностей |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Начальник |Контроль за соответствием всех фактов |
|юридического |хозяйственной деятельности строительной |
|управления |организации законодательству; разработка |
| |внутренних документов организации |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Главный инженер |Контроль за соблюдением технических параметров|
| |строительных работ; обеспечение охраны труда и|
| |безопасности использования различных объектов |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Начальник |Контроль за соответствием проектно—сметной |
|проектно—сметного|документации СНиП |
|подразделения | |
L—————————————————+———————————————————————————————————————————————
Контроль должен быть систематизирован по направлениям, видам, методам. Под видом контроля понимается составная часть, выражающая содержание целого, но отличающаяся от других частей конкретными контрольными функциями, субъектами и объектами контроля. Под методами контроля следует понимать конкретные способы, применяемые при осуществлении контроля. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется в пределах своей компетенции всеми отделами и службами. Следовательно, он является системой внутрихозяйственного контроля. Для определения сущности внутрихозяйственного контроля необходимо четко выделить признаки контроля, установить его индивидуальность и место среди понятий контроля. Принято подразделять контроль на внешний, внутренний, вневедомственный и ведомственный. Внешний контроль осуществляется государственными органами, аудиторскими организациями и др., а внутренний - сотрудниками самого хозяйствующего субъекта. Несмотря на то что в Российской Федерации широко распространены независимый аудиторский контроль и государственный контроль, представляется, что в современных условиях решающее значение имеет контрольно-ревизионная работа, а предпочтение следует отдать внутрихозяйственному контролю. Административный контроль в организациях осуществляется уполномоченными на то лицами в целях обеспечения строгого соответствия финансово-хозяйственной деятельности документам нормативного и законодательного регулирования. Технический контроль в организациях предполагает контроль за соблюдением технологии изготовления продукции, выполнением работ в соответствии с требованиями технических параметров (норм, нормативов, процедур и др.). За последние десятилетия получил значительное развитие внутренний аудит, повысились его значение, роль в управлении. Однако еще не достигнуто единство взглядов по вопросам сущности, целей и значения внутреннего аудита. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" не содержит понятия "внутренний аудит", но в литературных источниках подавляющая часть авторов разделяет аудит на внутренний и внешний. Кроме того, некоторые авторы отождествляют понятия "внутренний контроль" и "внутренний аудит". Это представляется неуместным и неточным, так как внутренний контроль - понятие более широкое, чем внутренний аудит. Определение внутреннего аудита приведено в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита". В нем отмечено, что под внутренним аудитом понимается организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля образует совокупность контролирующих мер, методик и процедур, и служба внутреннего аудита является составной частью системы внутрихозяйственного контроля организации. Внутренний аудит должен быть одним из важнейших видов осуществления внутрихозяйственного контроля за затратами на производство продукции, работ и услуг. При осуществлении внутрихозяйственного контроля строительной организации используются методы экономического анализа, что обусловлено возможностью получения доказательств достоверности учета отдельных видов расходов и показателей выполнения объемов работ (услуг) и позволяет выявить эффективность произведенных расходов как за текущий период, так и в перспективе. Результаты анализа дают возможность сконцентрировать внимание управленческого аппарата разного уровня на наиболее важных участках - "узких местах", принимать эффективные экономические решения по устранению или предотвращению негативных моментов. Широта охватываемых экономическим анализом вопросов при осуществлении внутрихозяйственного контроля зависит от различных обстоятельств: - вида деятельности строительной организации и отраслевых особенностей ее функционирования; - конкретных условий, предусмотренных в заключенных договорах строительного подряда; - надежности и достоверности различных форм информации; - сопоставимости и независимости результатов, полученных в ходе осуществления аналитической работы; - трудоемкости и стоимости альтернативных видов контроля. При исследовании уровня достоверности показателей, полученных при экономическом анализе, целесообразно учесть существенность показателей и точность, с которой могут быть рассчитаны ожидаемые результаты. На стадии планирования экономического анализа строительной организации необходимо исследовать: - бухгалтерскую отчетность хозяйствующего субъекта за прошлые отчетные периоды; - отклонения фактических показателей организации от нормативных (сметных); - данные внутренней управленческой отчетности организации; - степень воздействия и уровень влияния различных внутренних и внешних факторов; - среднеотраслевые статистические показатели. Важнейшей задачей экономического анализа является выявление резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности строительной организации в целом, а также отдельных подразделений и филиалов. Составной частью контроля является ревизия. Под ревизией понимают метод осуществления контрольных действий, состоящий в последовательной проверке с целью установления законности и целесообразности хозяйственных операций и действий должностных лиц, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения собственности, выявления случаев хищения и незаконного расходования средств, а также внутренних резервов для повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта <3>. Разделяя эту точку зрения, к числу основных задач ревизии отнесем: проверку законности и правомерности хозяйственных операций; контроль оформления правильности первичных учетных документов, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; контроль за оформлением первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета; контроль за сохранностью активов компании, за соблюдением финансовой и бюджетной дисциплины. При проведении ревизии могут применяться те же приемы, что и в аудите, однако в силу различий методологии ревизия и аудит существенно отличаются.
————————————————————————————————
<3> Контроль и ревизия / Под ред. проф. М.Ф. Овсийчук. М.: КНОРУС, 2005. С. 11.
Ревизия, прежде всего, рассматривается как проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей уполномоченными на то органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективности отражения в документах истинного положения дел, физического наличия зафиксированных на счетах бухгалтерского учета ценностей <4>.
————————————————————————————————
<4> Богомолов А.М. Бухгалтерская экспертиза. М.: Гелан, 2000. С. 190.
Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ревизора - определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора - представить квалифицированное мнение об отчетности организации <5>. Очевидно, что в данном случае речь идет скорее не о внутреннем, а о внешнем аудиторе.
————————————————————————————————
<5> Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль. М.: ИД ФБК-ПРЕСС. 2004. С. 66.
Следует также отметить, что ревизия способствует выявлению виновных лиц и причин неэффективных действий и нарушений законодательства. По итогам ревизии могут быть приняты решения о мерах дисциплинарного воздействия, а также переданы дела в следственные органы.
Н.А.Адамов К. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Государственного университета управления Подписано в печать 07.11.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |