![]() |
| ![]() |
|
Интервью: Налог на прибыль ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 41)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 41
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Галина Валентиновна Лазарева - заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) УФНС России по г. Москве.
- Доброе утро! Торгуем продуктами питания. И, чтобы поставлять свои товары в магазины, принадлежащие крупным торговым сетям, нам приходится нести дополнительные расходы. Можно ли их учесть при налогообложении прибыли? - Какие именно расходы вы имеете в виду? - Мы заключаем договоры купли-продажи с гипермаркетами. По условиям договора покупатель оплачивает нам стоимость товара, а мы несем расходы по оплате таких услуг гипермаркетов, как предоставление торгового места, которое находится ближе к кассе, выкладка на полках в первых рядах и т.п. - Расходы, которые вы перечислили, произведены в отношении товара, право собственности на который уже перешло к магазину. Поэтому, на мой взгляд, вы не можете учесть такие расходы при формировании налоговой базы по прибыли. - Почему же? Ведь они экономически оправданы! Мы провели экономический анализ, сделали расчеты: такие расходы себя оправдывают. Нам выгодно заключать договоры с крупными магазинами. Так как в результате увеличиваются товарооборот и прибыль. - Расходы, связанные с выкладкой товара, принадлежащего другому юридическому лицу, не могут быть для вашей организации экономически оправданными.
* * *
- Как правильно учесть расходы, связанные с оформлением аренды земельного участка, на котором расположено принадлежащее нам здание? - Расходы по оформлению аренды земельного участка, осуществленные во время строительства здания, связаны со строительством. Поэтому они включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств. - У нас здание уже построено и введено в эксплуатацию, а договор аренды мы оформляем только сейчас. Поясните, как мне следует учитывать эти расходы. - Тогда вы должны учитывать такие затраты равными долями в течение срока, на который будет заключен договор аренды земельного участка.
* * *
- Бухгалтер из подмосковного Серпухова вас беспокоит. У меня вопрос по лизингу. - Слушаю вас. - Мы строительная организация. Приобрели по договору лизинга комплект опалубки. При этом договор предусматривает выкуп опалубки по окончании срока договора. Но отдельного выкупного платежа, который надо перечислить лизингодателю по окончании лизинга, в договоре не прописано. Как мне в такой ситуации учитывать лизинговые платежи? - Скажите, а опалубка учитывается на вашем балансе? - Нет, на балансе лизингодателя. Право выкупить это имущество у нас появится только через 13 месяцев. - А в лизинговый платеж включена выкупная цена предмета лизинга? - Нет, там приведена лишь величина ежемесячного платежа без указания того, что в него входит. - И при этом в договоре не указана выкупная цена? - Совершенно верно. - В таком случае расходом на приобретение основного средства у вас будут именно лизинговые платежи. Это значит, что такие платежи вы не можете учитывать в расходах, уменьшающих налоговую базу.
* * *
- Недавно пришла на работу в организацию. И у нее в учете числятся деньги в ликвидированном банке. Можно ли списать эти деньги на расходы? - Какие документы у вас есть по этой задолженности? - У меня есть документ о том, что банк уже исключен из Единого госреестра юридических лиц. - Этого для списания задолженности мало. Вам потребуются также документы, подтверждающие, что ваша организация включена в реестр кредиторов. А также уведомление от конкурсного управляющего о том, что арбитражный суд вынес решение о завершении конкурсного производства в признании банка банкротом. При этом из решения должно следовать, что неудовлетворенные требования кредиторов погашены из-за недостаточности имущества банка. - Понятно. Скажите, если я соберу все эти документы, то в каком периоде я должна списать задолженность на расходы? - Какая дата указана в документе об исключении банка из госреестра? - Этот документ датирован 2003 г. - Значит, и расходы вы учитываете в 2003 г. Для этого вам нужно будет подать уточненную декларацию.
* * *
- Бухгалтер фабрики по производству обуви. Скажите, могу ли я при подсчете остатков готовой продукции на складе использовать свой метод, отличный от того, который прописан в п. 2 ст. 319 НК РФ? - Да, можете. - Значит ли это, что в налоговом учете я могу установить тот же метод оценки остатков готовой продукции, что и в бухгалтерском учете? - Да. Ведь поправки, внесенные в ст. ст. 318 и 319 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, как раз и направлены на сближение бухгалтерского и налогового учета.
* * *
- За счет прибыли, оставшейся после налогообложения, мы приобретаем основные средства. При этом часть из них стоит менее 10 тыс. руб. Скажите, могу я сразу отнести их стоимость на затраты? - Да, в момент ввода этого имущества в эксплуатацию вы всю сумму затрат на его приобретение можете отнести на расходы.
* * *
- Возникла такая проблема. Помещение у нас находится на праве субаренды. На основании каких документов я могу поставить в расходы плату за субаренду? - В данном случае документы будут такими же, как и при аренде. Договор и счет на оплату услуг. - И еще один вопрос. Сейчас руководство решило застраховать арендуемое имущество. Смогу ли я учесть страховые платежи при налогообложении прибыли? Смущает то, что в ст. 263 НК РФ, где приводятся условия отнесения на расходы платы за страховку, говорится только про аренду... - Учесть такие расходы вы можете лишь в двух случаях. Во-первых, если речь идет об обязательном страховании имущества. Во-вторых, если договором субаренды прямо предусмотрено, что расходы по добровольному страхованию имущества возложены на вашу организацию. В остальных случаях расходы на оплату страховки не будут уменьшать налоговую базу.
* * *
- У нас сложилась вот какая ситуация. Заключены договоры на длительный период. Под них получены авансы. Но работы не ведутся. Как мне правильно распределить эти доходы? Я читала, что если договоры заключены на длительный срок, то доходы надо определять расчетным путем. - Вы работаете по методу начисления? - Да. - Тогда действительно, если договор действует более чем один отчетный (налоговый) период и не предусмотрена поэтапная сдача работ, то доход надо определять расчетным путем. Но это правило применимо только к тем договорам, по которым осуществляются работы в отчетном периоде. Поэтому в вашем случае ничего распределять не надо. - А с авансами как быть? - При методе начисления полученные авансы не учитываются при формировании налоговой базы.
* * *
- Заключен договор на выполнение работ. И исполнитель закончил работу намного раньше срока. Мы хотим его за это поощрить - выплатить дополнительное вознаграждение. Смогу ли я учесть такое вознаграждение при налогообложении прибыли? - Тут все зависит от условий договора. Если в нем предусмотрено, что при выполнении определенных условий исполнитель получает право на дополнительное вознаграждение, то вы можете учесть такую выплату в расходах. Если же в договоре такого условия нет, то нет и оснований для учета вознаграждения в расходах.
* * *
- В арендованном помещении мы полностью заменили систему электроснабжения. Дело в том, что там была устаревшая проводка, которая не выдерживала нагрузки современного офиса. Как я должна учесть такие расходы? - Правильно ли я поняла, что фактически вы установили новую систему электроснабжения? То есть не заменяли отдельные изношенные детали, а полностью демонтировали старую систему? - Да-да, именно так. - Тогда такие работы капитальным ремонтом не являются. А затраты на установку новой системы электроснабжения, на мой взгляд, надо считать капитальными вложениями.
* * *
- У меня вопрос по поправкам в гл. 25. А именно по улучшениям арендованного имущества. В новой редакции ст. 258 НК РФ сказано, что если арендодатель не возмещает расходы на улучшение, то арендатор может начислять по ним амортизацию. При этом срок амортизации устанавливается по общим правилам? - Да, все верно, норма амортизации в таком случае рассчитывается с учетом срока полезного использования, определяемого в соответствии с классификатором <*>. ————————————————————————————————<*> Речь идет о Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
- А как же тогда быть, если срок договора аренды истек, а срок амортизации - нет? - В этой ситуации в целях налогообложения прибыли арендатор может учесть только часть амортизации, начисленную в период действия договора аренды.
* * *
- Акты по аренде у нас датированы первым числом месяца, следующего за тем, в котором оказана услуга по аренде. Как при таком оформлении документов правильно учесть в расходах арендные платежи? - В данном случае дата составления акта значения не имеет. Дело в том, что пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ дает налогоплательщику право самому выбрать один из трех вариантов учета таких расходов. - Что это за варианты, не подскажете? - Подскажу. Это либо дата расчетов, определяемая в соответствии с условиями договора. Либо дата предъявления документов, служащих основанием для расходов по договору. Либо последний день отчетного (налогового) периода. Расходы на оплату аренды можно признать в целях налогообложения по любой из этих дат. - А мне где-нибудь надо прописать выбранный вариант? - Принятую дату признания расходов по аренде лучше указать в учетной политике для целей налогообложения. Это поможет избежать проблем при проведении налоговых проверок. - Спасибо, всего доброго!
"Прямой разговор" подготовили А.Е.Смирнов Заместитель главного редактора "УНП"
А.В.Кононова Менеджер по работе с авторами "УНП" Подписано в печать 04.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |