Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Налог на прибыль ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 41)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 41

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Галина Валентиновна Лазарева - заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) УФНС России по г. Москве.

- Доброе утро! Торгуем продуктами питания. И, чтобы поставлять свои товары в магазины, принадлежащие крупным торговым сетям, нам приходится нести дополнительные расходы. Можно ли их учесть при налогообложении прибыли?

- Какие именно расходы вы имеете в виду?

- Мы заключаем договоры купли-продажи с гипермаркетами. По условиям договора покупатель оплачивает нам стоимость товара, а мы несем расходы по оплате таких услуг гипермаркетов, как предоставление торгового места, которое находится ближе к кассе, выкладка на полках в первых рядах и т.п.

- Расходы, которые вы перечислили, произведены в отношении товара, право собственности на который уже перешло к магазину. Поэтому, на мой взгляд, вы не можете учесть такие расходы при формировании налоговой базы по прибыли.

- Почему же? Ведь они экономически оправданы! Мы провели экономический анализ, сделали расчеты: такие расходы себя оправдывают. Нам выгодно заключать договоры с крупными магазинами. Так как в результате увеличиваются товарооборот и прибыль.

- Расходы, связанные с выкладкой товара, принадлежащего другому юридическому лицу, не могут быть для вашей организации экономически оправданными.

* * *

- Как правильно учесть расходы, связанные с оформлением аренды земельного участка, на котором расположено принадлежащее нам здание?

- Расходы по оформлению аренды земельного участка, осуществленные во время строительства здания, связаны со строительством. Поэтому они включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств.

- У нас здание уже построено и введено в эксплуатацию, а договор аренды мы оформляем только сейчас. Поясните, как мне следует учитывать эти расходы.

- Тогда вы должны учитывать такие затраты равными долями в течение срока, на который будет заключен договор аренды земельного участка.

* * *

- Бухгалтер из подмосковного Серпухова вас беспокоит. У меня вопрос по лизингу.

- Слушаю вас.

- Мы строительная организация. Приобрели по договору лизинга комплект опалубки. При этом договор предусматривает выкуп опалубки по окончании срока договора. Но отдельного выкупного платежа, который надо перечислить лизингодателю по окончании лизинга, в договоре не прописано. Как мне в такой ситуации учитывать лизинговые платежи?

- Скажите, а опалубка учитывается на вашем балансе?

- Нет, на балансе лизингодателя. Право выкупить это имущество у нас появится только через 13 месяцев.

- А в лизинговый платеж включена выкупная цена предмета лизинга?

- Нет, там приведена лишь величина ежемесячного платежа без указания того, что в него входит.

- И при этом в договоре не указана выкупная цена?

- Совершенно верно.

- В таком случае расходом на приобретение основного средства у вас будут именно лизинговые платежи. Это значит, что такие платежи вы не можете учитывать в расходах, уменьшающих налоговую базу.

* * *

- Недавно пришла на работу в организацию. И у нее в учете числятся деньги в ликвидированном банке. Можно ли списать эти деньги на расходы?

- Какие документы у вас есть по этой задолженности?

- У меня есть документ о том, что банк уже исключен из Единого госреестра юридических лиц.

- Этого для списания задолженности мало. Вам потребуются также документы, подтверждающие, что ваша организация включена в реестр кредиторов. А также уведомление от конкурсного управляющего о том, что арбитражный суд вынес решение о завершении конкурсного производства в признании банка банкротом. При этом из решения должно следовать, что неудовлетворенные требования кредиторов погашены из-за недостаточности имущества банка.

- Понятно. Скажите, если я соберу все эти документы, то в каком периоде я должна списать задолженность на расходы?

- Какая дата указана в документе об исключении банка из госреестра?

- Этот документ датирован 2003 г.

- Значит, и расходы вы учитываете в 2003 г. Для этого вам нужно будет подать уточненную декларацию.

* * *

- Бухгалтер фабрики по производству обуви. Скажите, могу ли я при подсчете остатков готовой продукции на складе использовать свой метод, отличный от того, который прописан в п. 2 ст. 319 НК РФ?

- Да, можете.

- Значит ли это, что в налоговом учете я могу установить тот же метод оценки остатков готовой продукции, что и в бухгалтерском учете?

- Да. Ведь поправки, внесенные в ст. ст. 318 и 319 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, как раз и направлены на сближение бухгалтерского и налогового учета.

* * *

- За счет прибыли, оставшейся после налогообложения, мы приобретаем основные средства. При этом часть из них стоит менее 10 тыс. руб. Скажите, могу я сразу отнести их стоимость на затраты?

- Да, в момент ввода этого имущества в эксплуатацию вы всю сумму затрат на его приобретение можете отнести на расходы.

* * *

- Возникла такая проблема. Помещение у нас находится на праве субаренды. На основании каких документов я могу поставить в расходы плату за субаренду?

- В данном случае документы будут такими же, как и при аренде. Договор и счет на оплату услуг.

- И еще один вопрос. Сейчас руководство решило застраховать арендуемое имущество. Смогу ли я учесть страховые платежи при налогообложении прибыли? Смущает то, что в ст. 263 НК РФ, где приводятся условия отнесения на расходы платы за страховку, говорится только про аренду...

- Учесть такие расходы вы можете лишь в двух случаях. Во-первых, если речь идет об обязательном страховании имущества. Во-вторых, если договором субаренды прямо предусмотрено, что расходы по добровольному страхованию имущества возложены на вашу организацию. В остальных случаях расходы на оплату страховки не будут уменьшать налоговую базу.

* * *

- У нас сложилась вот какая ситуация. Заключены договоры на длительный период. Под них получены авансы. Но работы не ведутся. Как мне правильно распределить эти доходы? Я читала, что если договоры заключены на длительный срок, то доходы надо определять расчетным путем.

- Вы работаете по методу начисления?

- Да.

- Тогда действительно, если договор действует более чем один отчетный (налоговый) период и не предусмотрена поэтапная сдача работ, то доход надо определять расчетным путем. Но это правило применимо только к тем договорам, по которым осуществляются работы в отчетном периоде. Поэтому в вашем случае ничего распределять не надо.

- А с авансами как быть?

- При методе начисления полученные авансы не учитываются при формировании налоговой базы.

* * *

- Заключен договор на выполнение работ. И исполнитель закончил работу намного раньше срока. Мы хотим его за это поощрить - выплатить дополнительное вознаграждение. Смогу ли я учесть такое вознаграждение при налогообложении прибыли?

- Тут все зависит от условий договора. Если в нем предусмотрено, что при выполнении определенных условий исполнитель получает право на дополнительное вознаграждение, то вы можете учесть такую выплату в расходах. Если же в договоре такого условия нет, то нет и оснований для учета вознаграждения в расходах.

* * *

- В арендованном помещении мы полностью заменили систему электроснабжения. Дело в том, что там была устаревшая проводка, которая не выдерживала нагрузки современного офиса. Как я должна учесть такие расходы?

- Правильно ли я поняла, что фактически вы установили новую систему электроснабжения? То есть не заменяли отдельные изношенные детали, а полностью демонтировали старую систему?

- Да-да, именно так.

- Тогда такие работы капитальным ремонтом не являются. А затраты на установку новой системы электроснабжения, на мой взгляд, надо считать капитальными вложениями.

* * *

- У меня вопрос по поправкам в гл. 25. А именно по улучшениям арендованного имущества. В новой редакции ст. 258 НК РФ сказано, что если арендодатель не возмещает расходы на улучшение, то арендатор может начислять по ним амортизацию. При этом срок амортизации устанавливается по общим правилам?

- Да, все верно, норма амортизации в таком случае рассчитывается с учетом срока полезного использования, определяемого в соответствии с классификатором <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Речь идет о Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

- А как же тогда быть, если срок договора аренды истек, а срок амортизации - нет?

- В этой ситуации в целях налогообложения прибыли арендатор может учесть только часть амортизации, начисленную в период действия договора аренды.

* * *

- Акты по аренде у нас датированы первым числом месяца, следующего за тем, в котором оказана услуга по аренде. Как при таком оформлении документов правильно учесть в расходах арендные платежи?

- В данном случае дата составления акта значения не имеет. Дело в том, что пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ дает налогоплательщику право самому выбрать один из трех вариантов учета таких расходов.

- Что это за варианты, не подскажете?

- Подскажу. Это либо дата расчетов, определяемая в соответствии с условиями договора. Либо дата предъявления документов, служащих основанием для расходов по договору. Либо последний день отчетного (налогового) периода. Расходы на оплату аренды можно признать в целях налогообложения по любой из этих дат.

- А мне где-нибудь надо прописать выбранный вариант?

- Принятую дату признания расходов по аренде лучше указать в учетной политике для целей налогообложения. Это поможет избежать проблем при проведении налоговых проверок.

- Спасибо, всего доброго!

"Прямой разговор" подготовили

А.Е.Смирнов

Заместитель

главного редактора "УНП"

А.В.Кононова

Менеджер по работе

с авторами "УНП"

Подписано в печать

04.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Единый налог на вмененный доход ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 41) >
Статья: Платить централизованно, а сообщать обособленно ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 41)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.