|
|
Статья: Учетная политика для бюджетников ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ БЮДЖЕТНИКОВ
С одной стороны, бухгалтерский учет бюджетных учреждений, в том числе и образовательных, специфичен и ведется по особым правилам. С другой - на них распространяются многие общие требования, установленные для всех организаций в РФ. С учетной политикой ситуация такова: законодательство требует ее составлять, но как - не объясняет, так как ПБУ 1/98 на бюджетников не распространяется...
Бухгалтерская учетная политика
Бюджетный учет учебные заведения ведут в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н (далее - Инструкция N 70н). Единственным нормативным актом, устанавливающим обязанность для бюджетной организации формировать учетную политику, является Закон N 129-ФЗ. В соответствии с п. 3 ст. 6 этого Закона в учетной политике бюджетного учреждения должны быть утверждены: 1) рабочий план счетов бюджетного учета. В нем указывается перечень используемых учреждением счетов на основе Плана счетов, приведенного в Инструкции N 70н; 2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Приложении N 2 к Инструкции N 70н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок и сроки проведения инвентаризации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49; 4) правила документооборота и технология обработки учетной информации. Это может быть график документооборота, в котором отражается: - вид операции; - лицо, ответственное за составление и оформление документа при совершении операции; - срок, в течение которого документ должен быть составлен, и срок его представления в бухгалтерию или другое структурное подразделение организации и т.д. В части технологии обработки учетной информации можно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет; 5) порядок контроля за хозяйственными операциями, обеспечивающий сохранность материальных ценностей учреждения. Учетную политику для целей налогообложения бюджетные учреждения образования формируют на общих основаниях в соответствии с Налоговым кодексом РФ. А Налоговый кодекс РФ обязывает составлять учетную политику только относительно двух налогов: по НДС (п. 12 ст. 167 Налогового кодекса РФ) и по налогу на прибыль организаций (ст. 313 Налогового кодекса РФ). Но это не значит, что в ней нельзя упоминать и другие особенности налогообложения организации, если они есть.
Пример приказа
Составление приказа об утверждении учетной политики для бюджетной организации покажем на примере (см. приложение на с. 70 - 72).
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Приложение |
| |
| Государственный институт экономики |
| |
| Приказ N 1—УП |
| |
| от 31 декабря 2005 г. |
| —————————————————— |
| |
| Об утверждении учетной политики |
| на 2006 год |
| ———— |
| |
| Руководствуясь Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129—ФЗ|
|"О бухгалтерском учете" и Налоговым кодексом РФ, в целях соблюдения|
|единой политики отражения в бюджетном и налоговом учете хозяйственных|
|операций |
| |
| ПРИКАЗЫВАЮ: |
| |
| 1. Утвердить положение об учетной политике (Приложение N 1 к настоящему|
|приказу). |
| 2. Утвердить рабочий план счетов бюджетного учета (Приложение N 2|
|к настоящему приказу). |
| 3. Утвердить формы первичных учетных документов, применяемых для|
|оформления отдельных хозяйственных операций, а также формы документов для|
|внутренней бухгалтерской отчетности (Приложение N 3 к настоящему приказу).|
| 4. Утвердить график документооборота (Приложение N 4 к настоящему|
|приказу). |
| 5. Руководителям структурных подразделений обеспечить соблюдение|
|настоящего приказа, а также требований главного бухгалтера по|
|документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в|
|бухгалтерию необходимых документов и сведений. |
| 6. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на главного|
|бухгалтера института Васильеву В.В. |
| ————————————————— |
| должность, Ф.И.О. |
| |
| |
| |
| Ректор Коршунов Коршунов К.К. |
| ———————————— —————————— —————————————— |
| Руководитель подпись Ф.И.О. |
| |
L————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Государственный институт экономики|
| |
| Приложение N 1|
| к приказу от 31.12.2005 N 1—УП|
| |
| ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ |
| |
| 1. Бюджетный учет осуществляется бухгалтерской службой института|
| ————————————————————————————————————— |
| наименование подразделения учреждения |
|в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129—ФЗ|
|"О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными|
|правовыми актами РФ и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной|
|Приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н, с применением|
|программы "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (вер. 10.1). |
| —————————————————————————————————————————————————— |
| (наименование бухгалтерской программы) |
| 2. Инвентаризация имущества и обязательств (за исключением случаев, когда|
|ее проведение обязательно) проводится: |
| — дебиторской и кредиторской задолженности — ежеквартально по состоянию |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| на 1—е число нового квартала; |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| — основных средств — один раз в год по состоянию на 1 января; |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| — библиотечных фондов — один раз в три года по состоянию на 1 января. |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|... |
| Состав инвентаризационных комиссий определяется отдельным приказом|
|руководителя института. |
| 3. Для проведения контроля, обеспечивающего сохранность материальных|
|ценностей, помимо установленных нормативными актами и п. 2 настоящего|
|Положения случаев проведения инвентаризации, следующие лица могут|
|инициировать проведение внеплановой инвентаризации: |
| — руководитель финансовой службы института — по дебиторской |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| и кредиторской задолженности, денежным средствам; |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| — директор по хозяйственной части — по основным средствам и иному |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| имуществу. |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|... |
| Состав указанных комиссий определяется в порядке, предусмотренном п. 2|
|настоящего Положения. |
| 4. Налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой института. |
| ———————————————————————————————— |
| наименование подразделения учреждения |
| Для определения налоговой базы по налогу на прибыль и налогу|
|на добавленную стоимость используются данные бухгалтерского учета|
|и регистры налогового учета, форма которых приведена в Приложении N 2|
|к настоящему Положению. |
| 5. Для целей налогообложения прибыли ведется раздельный учет доходов|
|(расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования|
|и коммерческой деятельности в соответствии со ст. 321.1 Налогового|
|кодекса РФ. Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы от: |
| — оказания платных образовательных услуг по программам высшего |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|профессионального образования; |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| — проведения подготовительных курсов для поступающих. |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|... |
| Учет доходов и расходов осуществляется методом начисления. |
| ——————————————————— |
| 6. Амортизация по основным средствам, приобретенным за счет средств,|
|полученных от коммерческой деятельности, и включенным в 1 — 7—ю|
|амортизационную, группу начисляется линейным методом. |
| ———————— |
| 7. При определении размера материальных расходов при списании сырья|
|и материалов, используемых для осуществления коммерческой деятельности,|
|применяется метод оценки по средней стоимости. |
| ————————————————————— |
| 8. При реализации покупных товаров себестоимость приобретения данных|
|товаров определяется по средней стоимости. |
| ————————————————————— |
| 9. Для целей учета налога на добавленную стоимость ведется раздельный|
|учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС. |
| 10. Указываются другие вопросы организации бюджетного учета|
|и налогообложения. |
| |
| |
|Главный бухгалтер Васильева Васильева В.В. |
| ————————— —————————————— |
| подпись Ф.И.О. |
L————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
В.Е.Панин Аудитор-эксперт Подписано в печать 03.11.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |