|
|
Статья: Продолжительность рабочего времени педагогов ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГОВ
Для педагогов Трудовой кодекс предписывает устанавливать сокращенное рабочее время. Верхний предел времени работы педагогов ограничен 36 часами в неделю. Мы расскажем о том, какие особенности трудовое законодательство предусматривает для разных категорий педагогов.
Сокращенное время работы
Право на сокращенную рабочую неделю для педагогических работников гарантировано ст. 333 Трудового кодекса РФ и п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании". Причем продолжительность рабочего времени для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается с учетом особенностей их труда на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191. Представим конкретную продолжительность рабочего времени, установленную для педагогических работников, в таблице:
——————————T———————————————————T————————————————————T—————————————————————————————¬
| Верхний | Образовательное | Наименование | Специфика |
| предел | учреждение | должностей | |
| (часов | | | |
|в неделю)| | | |
+—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
|30 |Образовательные |Старший воспитатель |— специальные (коррекционные)|
| |учреждения (кроме | |учреждения для обучающихся, |
| |дошкольных | |воспитанников с отклонениями |
| |образовательных | |в развитии; |
| |учреждений | |— учреждения для детей— |
| |и образовательных | |сирот и детей, оставшихся без|
| |учреждений | |попечения родителей; |
| |дополнительного | |— школы—интернаты и другие |
| |образования | |образовательные учреждения, |
| |детей) | |поименованные в п. 4 ст. 12 |
| | | |Закона "Об образовании" |
| +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
| |Для воспитанников |Помощник |На основании п. 2.9 Письма |
| |с малыми |воспитателя, младший|от 26 октября 2004 г. |
| |и затихающими |воспитатель, другие |Минобрнауки России N АФ—947 |
| |формами |работники |и Профсоюза работников |
| |туберкулеза | |народного образования N 96 |
| | | |и ст. 15 Федерального закона |
| | | |от 18 июня 2001 г. N 77—ФЗ |
+—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
|36 |Высшего |Профессорско— |Университеты, академии, |
| |профессионального |преподавательский |институты (Постановление |
| |образования |состав |Правительства РФ от 5 апреля |
| | | |2001 г. N 264) |
| +———————————————————+ +—————————————————————————————+
| |Дополнительного | |— академии (за исключением |
| |профессионального | |академий, являющихся вузами);|
| |образования | |— институты повышения |
| |(повышения | |квалификации |
| |квалификации | |(усовершенствования) — |
| |специалистов) | |отраслевые, межотраслевые, |
| | | |региональные; |
| | | |— курсы (школы, центры) |
| | | |повышения квалификации, |
| | | |учебные центры службы |
| | | |занятости (Постановление |
| | | |Правительства РФ от 26 июня |
| | | |1995 г. N 610) |
| +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
| |Дошкольные |Старший воспитатель |Детские сады всех типов |
| | | |(Постановление Правительства |
| | | |РФ от 1 июля 1995 г. N 677) |
| +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
| |Дополнительного | |— дворцы, дома и центры |
| |образования детей | |детского творчества; |
| | | |— станции юных техников, |
| | | |туристов, натуралистов; |
| | | |— центры дополнительного |
| | | |образования детей, |
| | | |традиционной культуры, |
| | | |народных ремесел; |
| | | |— другие в соответствии |
| | | |с Постановлением |
| | | |Правительства РФ от 7 марта |
| | | |1995 г. N 233 |
| +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
| |Все |Педагог—психолог, |— дошкольные; |
| |образовательные |методист (старший |— общеобразовательные |
| |учреждения |методист), |(начального общего, основного|
| | |социальный педагог, |общего, среднего (полного) |
| | |педагог—организатор,|общего образования); |
| | |мастер |— начального, среднего, |
| | |производственного |высшего и послевузовского |
| | |обучения, старший |профессионального образования|
| | |вожатый, инструктор |— дополнительного образования|
| | |по труду; женщины, |взрослых; |
| | |работающие |— специальные (коррекционные)|
| | |в сельской местности|для обучающихся, |
| | |или в районах |воспитанников с отклонениями |
| | |Крайнего Севера |в развитии; |
| | |и в приравненных |— для детей—сирот и детей, |
| | |к ним местностях |оставшихся без попечения |
| | | |родителей (законных |
| | | |представителей); |
| | | |— дополнительного образования|
| | | |детей; |
| | | |— другие учреждения, |
| | | |осуществляющие |
| | | |образовательный процесс |
| | | |(ст. 12 Закона "Об |
| | | |образовании") |
| +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
| |Начального |Руководитель |— профессиональные училища, |
| |профессионального |физического |профессиональные лицеи |
| |и среднего |воспитания |(центры непрерывного |
| |профессионального | |профессионального |
| |образования | |образования), учебно— |
| | | |производственные центры, |
| | | |технические школы |
| | | |(мореходные, лесотехнические |
| | | |и др.), вечерние и другие |
| | | |образовательные учреждения |
| | | |данного уровня |
| | | |(Постановление Правительства |
| | | |РФ от 5 июня 1994 г. N 650); |
| | | |— техникумы (училища) |
| | | |и колледжи (Постановление |
| | | |Правительства РФ от 3 марта |
| | | |2001 г. N 160) |
| +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
| |Общеобразовательные|Преподаватель— |— начальные, основные |
| | |организатор (основ |и средние общеобразовательные|
| | |жизнедеятельности, |школы, гимназии, лицеи, |
| | |допризывной |реализующие |
| | |подготовки) |общеобразовательные программы|
| | | |общего образования |
| | | |и обеспечивающие подготовку |
| | | |технического или |
| | | |естественно—научного профиля |
| | | |(Постановление Правительства |
| | | |РФ от 19 марта 2001 г. N 196)|
| +———————————————————+ +—————————————————————————————+
| |Начального | |— профессиональные училища, |
| |профессионального | |профессиональные лицеи |
| |и среднего | |(центры непрерывного |
| |профессионального | |профессионального |
| |образования | |образования), |
| | | |учебно—производственные |
| | | |центры, технические школы |
| | | |(мореходные, лесотехнические |
| | | |и др.), вечерние и другие |
| | | |образовательные учреждения |
| | | |данного уровня; |
| | | |— техникумы (училища) |
| | | |и колледжи |
| +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
| |Дополнительного |Инструктор—методист |ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮСТШ, СДЮШОР |
| |образования детей |(старший инструктор—|и др. |
| |спортивного |методист) | |
| |профиля | | |
L—————————+———————————————————+————————————————————+——————————————————————————————
Также должностные оклады за 36 часов в неделю выплачиваются специалистам (дефектологам, психологам, логопедам и др.) психолого-педагогических и медико-психологических комиссий, за исключением работников, перечисленных в таблице (см. таблицу на с. 58).
Нормы часов преподавательской работы
Для педагогов наряду с сокращенной продолжительностью рабочего времени устанавливается норма учебной нагрузки, в пределах которой должны проводиться занятия с учащимися. Ставки заработной платы педагогических работников определяются исходя из установленной им нормы часов учебной нагрузки (объема педагогической работы) в неделю. Кроме часов преподавательской (учебной) работы рабочее время педагогов включает в себя воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и утвержденным режимом рабочего времени учреждения. Обратите внимание, что норма часов определена в астрономических часах и включает уроки и перемены между ними. Представим их в таблице:
————————————T—————————————————————T—————————————————————————————————————————¬
|Норма часов| Специалисты | Вид образовательного учреждения |
|преподава— | | |
|тельской | | |
|работы | | |
+———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| 1 | 2 | 3 |
+———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
|18 часов |Учителя 5 — 11 |— общеобразовательные (в том числе |
|в неделю |(12) классов |кадетские школы); |
| | |— общеобразовательные школы—интернаты |
| | |(в том числе кадетские); |
| | |— для детей—сирот и детей, оставшихся |
| | |без попечения родителей; |
| | |— специальные (коррекционные) для |
| | |обучающихся (воспитанников) |
| | |с отклонениями в развитии; |
| | |— оздоровительные санаторного типа для |
| | |детей, нуждающихся в длительном лечении; |
| | |— специальные учебно—воспитательные |
| | |учреждения открытого и закрытого типа; |
| | |— для детей дошкольного и младшего |
| | |школьного возраста; |
| | |— для детей, нуждающихся в психолого— |
| | |педагогической и медико—социальной |
| | |помощи; |
| | |— межшкольные учебные комбинаты; |
| | |— учебно—производственные мастерские |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Преподаватели |Педагогические училища и педагогические |
| | |колледжи |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Преподаватели |Музыкальные, художественные |
| |специальных |общеобразовательные учреждения |
| |дисциплин | |
| |1 — 11 (12) классов | |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Преподаватели |Школы общего музыкального, |
| |3 — 5 классов |художественного, хореографического |
| | |образования с 5—летним сроком обучения |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Преподаватели |Детские музыкальные, художественные, |
| |5 — 7 классов |хореографические и другие школы искусств |
| | |с 7—летним сроком обучения |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Преподаватели |Детские художественные школы и школы |
| |1 — 4 классов |общего художественного образования |
| | |с 4—летним сроком обучения |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Педагоги |Дополнительного образования |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Тренеры—преподаватели|Дополнительного образования детей |
| |(старшие тренеры— |спортивного профиля |
| |преподаватели) | |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Учителя иностранного |Дошкольные |
| |языка | |
+———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
|20 часов |Учителя 1 — 4 классов|Общеобразовательные учреждения |
|в неделю | | |
+———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
|24 часа |Преподаватели |Школы общего музыкального, |
|в неделю |1 — 2 классов |художественного, хореографического |
| | |образования с 5—летним сроком обучения |
| +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
| |Преподаватели |Детские музыкальные, художественные, |
| |1 — 4 классов |хореографические школы и школы искусств |
| | |с 7—летним сроком обучения |
+———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
|720 часов |Преподаватели |Начального и среднего профессионального |
|в год | |образования (за исключением |
| | |преподавателей педагогических училищ |
| | |и педагогических колледжей) |
L———————————+—————————————————————+——————————————————————————————————————————
Отдельно установлены нормы педагогической работы за ставку заработной платы некоторым категориям педагогических работников:
———————————————T—————————————————————————————————————————————————¬
| Норма часов | Специалисты |
|педагогической| |
| работы | |
| в неделю | |
+——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
|20 |Учителя—дефектологи |
| +—————————————————————————————————————————————————+
| |Учителя—логопеды |
+——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
|24 |Музыкальные руководители |
| +—————————————————————————————————————————————————+
| |Концертмейстеры |
+——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
|25 |Воспитатели образовательных учреждений, |
| |работающие непосредственно в группах |
| |с обучающимися (воспитанниками), имеющими |
| |отклонения в развитии |
+——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
|30 |Инструкторы по физической культуре, воспитатели |
| |в школах—интернатах, детских домах, группах |
| |продленного дня общеобразовательных учреждений, |
| |в пришкольных интернатах |
+——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
|36 |Воспитатели дошкольных образовательных |
| |учреждений, дошкольных групп общеобразовательных |
| |учреждений и образовательных учреждений для детей|
| |дошкольного и младшего школьного возраста, |
| |учреждений дополнительного образования детей |
| |и учреждений начального профессионального |
| |и среднего профессионального образования |
L——————————————+——————————————————————————————————————————————————
Остальная часть педагогической работы не конкретизирована по количеству часов. Обычно порядок исполнения прочих должностных обязанностей закреплен в уставе и (или) в правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. К этой педагогической работе можно отнести, например: - участие в работе педагогических, методических советов, проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; - дежурство в образовательном учреждении в период образовательного процесса, наблюдение за выполнением режима дня учащимися; - выполнение дополнительных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами), и др.
Сверхурочные
Преподавательская (педагогическая) работа, выполненная сверх установленных норм, которые указаны в таблицах, оплачивается дополнительно исходя из получаемой работником ставки. Такая доплата производится в одинарном размере. Месячный заработок тогда рассчитывают по формуле:
Ст х Факт
—————————————,
Норм
где Ст — ставка зарплаты; Факт — фактически отработанное количество часов за неделю; Норм — норма часов за ставку в неделю.
Совместительство
В то же время, если работник постоянно перерабатывает, его можно оформить как совместителя по другой педагогической деятельности.
При этом обратите внимание на положения, содержащиеся в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41. Там сказано, что продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору она не может превышать:
— для педагогических работников (в том числе тренеров—преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
— для педагогов, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов в неделю.
В то же время педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
И.В.Тимофеева
Консультант "Horwath МКПЦН"
Подписано в печать
03.11.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |