Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Продолжительность рабочего времени педагогов ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4)



"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГОВ

Для педагогов Трудовой кодекс предписывает устанавливать сокращенное рабочее время. Верхний предел времени работы педагогов ограничен 36 часами в неделю. Мы расскажем о том, какие особенности трудовое законодательство предусматривает для разных категорий педагогов.

Сокращенное время работы

Право на сокращенную рабочую неделю для педагогических работников гарантировано ст. 333 Трудового кодекса РФ и п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании".

Причем продолжительность рабочего времени для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается с учетом особенностей их труда на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191.

Представим конкретную продолжительность рабочего времени, установленную для педагогических работников, в таблице:

     
   ——————————T———————————————————T————————————————————T—————————————————————————————¬
   | Верхний |  Образовательное  |    Наименование    |          Специфика          |
   | предел  |    учреждение     |     должностей     |                             |
   | (часов  |                   |                    |                             |
   |в неделю)|                   |                    |                             |
   +—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |    1    |         2         |         3          |              4              |
   +—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |30       |Образовательные    |Старший воспитатель |— специальные (коррекционные)|
   |         |учреждения (кроме  |                    |учреждения для обучающихся,  |
   |         |дошкольных         |                    |воспитанников с отклонениями |
   |         |образовательных    |                    |в развитии;                  |
   |         |учреждений         |                    |— учреждения для детей—      |
   |         |и образовательных  |                    |сирот и детей, оставшихся без|
   |         |учреждений         |                    |попечения родителей;         |
   |         |дополнительного    |                    |— школы—интернаты и другие   |
   |         |образования        |                    |образовательные учреждения,  |
   |         |детей)             |                    |поименованные в п. 4 ст. 12  |
   |         |                   |                    |Закона "Об образовании"      |
   |         +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |         |Для воспитанников  |Помощник            |На основании п. 2.9 Письма   |
   |         |с малыми           |воспитателя, младший|от 26 октября 2004 г.        |
   |         |и затихающими      |воспитатель, другие |Минобрнауки России N АФ—947  |
   |         |формами            |работники           |и Профсоюза работников       |
   |         |туберкулеза        |                    |народного образования N 96   |
   |         |                   |                    |и ст. 15 Федерального закона |
   |         |                   |                    |от 18 июня 2001 г. N 77—ФЗ   |
   +—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |36       |Высшего            |Профессорско—       |Университеты, академии,      |
   |         |профессионального  |преподавательский   |институты (Постановление     |
   |         |образования        |состав              |Правительства РФ от 5 апреля |
   |         |                   |                    |2001 г. N 264)               |
   |         +———————————————————+                    +—————————————————————————————+
   |         |Дополнительного    |                    |— академии (за исключением   |
   |         |профессионального  |                    |академий, являющихся вузами);|
   |         |образования        |                    |— институты повышения        |
   |         |(повышения         |                    |квалификации                 |
   |         |квалификации       |                    |(усовершенствования) —       |
   |         |специалистов)      |                    |отраслевые, межотраслевые,   |
   |         |                   |                    |региональные;                |
   |         |                   |                    |— курсы (школы, центры)      |
   |         |                   |                    |повышения квалификации,      |
   |         |                   |                    |учебные центры службы        |
   |         |                   |                    |занятости (Постановление     |
   |         |                   |                    |Правительства РФ от 26 июня  |
   |         |                   |                    |1995 г. N 610)               |
   |         +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |         |Дошкольные         |Старший воспитатель |Детские сады всех типов      |
   |         |                   |                    |(Постановление Правительства |
   |         |                   |                    |РФ от 1 июля 1995 г. N 677)  |
   |         +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |         |Дополнительного    |                    |— дворцы, дома и центры      |
   |         |образования детей  |                    |детского творчества;         |
   |         |                   |                    |— станции юных техников,     |
   |         |                   |                    |туристов, натуралистов;      |
   |         |                   |                    |— центры дополнительного     |
   |         |                   |                    |образования детей,           |
   |         |                   |                    |традиционной культуры,       |
   |         |                   |                    |народных ремесел;            |
   |         |                   |                    |— другие в соответствии      |
   |         |                   |                    |с Постановлением             |
   |         |                   |                    |Правительства РФ от 7 марта  |
   |         |                   |                    |1995 г. N 233                |
   |         +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |         |Все                |Педагог—психолог,   |— дошкольные;                |
   |         |образовательные    |методист (старший   |— общеобразовательные        |
   |         |учреждения         |методист),          |(начального общего, основного|
   |         |                   |социальный педагог, |общего, среднего (полного)   |
   |         |                   |педагог—организатор,|общего образования);         |
   |         |                   |мастер              |— начального, среднего,      |
   |         |                   |производственного   |высшего и послевузовского    |
   |         |                   |обучения, старший   |профессионального образования|
   |         |                   |вожатый, инструктор |— дополнительного образования|
   |         |                   |по труду; женщины,  |взрослых;                    |
   |         |                   |работающие          |— специальные (коррекционные)|
   |         |                   |в сельской местности|для обучающихся,             |
   |         |                   |или в районах       |воспитанников с отклонениями |
   |         |                   |Крайнего Севера     |в развитии;                  |
   |         |                   |и в приравненных    |— для детей—сирот и детей,   |
   |         |                   |к ним местностях    |оставшихся без попечения     |
   |         |                   |                    |родителей (законных          |
   |         |                   |                    |представителей);             |
   |         |                   |                    |— дополнительного образования|
   |         |                   |                    |детей;                       |
   |         |                   |                    |— другие учреждения,         |
   |         |                   |                    |осуществляющие               |
   |         |                   |                    |образовательный процесс      |
   |         |                   |                    |(ст. 12 Закона "Об           |
   |         |                   |                    |образовании")                |
   |         +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |         |Начального         |Руководитель        |— профессиональные училища,  |
   |         |профессионального  |физического         |профессиональные лицеи       |
   |         |и среднего         |воспитания          |(центры непрерывного         |
   |         |профессионального  |                    |профессионального            |
   |         |образования        |                    |образования), учебно—        |
   |         |                   |                    |производственные центры,     |
   |         |                   |                    |технические школы            |
   |         |                   |                    |(мореходные, лесотехнические |
   |         |                   |                    |и др.), вечерние и другие    |
   |         |                   |                    |образовательные учреждения   |
   |         |                   |                    |данного уровня               |
   |         |                   |                    |(Постановление Правительства |
   |         |                   |                    |РФ от 5 июня 1994 г. N 650); |
   |         |                   |                    |— техникумы (училища)        |
   |         |                   |                    |и колледжи (Постановление    |
   |         |                   |                    |Правительства РФ от 3 марта  |
   |         |                   |                    |2001 г. N 160)               |
   |         +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |         |Общеобразовательные|Преподаватель—      |— начальные, основные        |
   |         |                   |организатор (основ  |и средние общеобразовательные|
   |         |                   |жизнедеятельности,  |школы, гимназии, лицеи,      |
   |         |                   |допризывной         |реализующие                  |
   |         |                   |подготовки)         |общеобразовательные программы|
   |         |                   |                    |общего образования           |
   |         |                   |                    |и обеспечивающие подготовку  |
   |         |                   |                    |технического или             |
   |         |                   |                    |естественно—научного профиля |
   |         |                   |                    |(Постановление Правительства |
   |         |                   |                    |РФ от 19 марта 2001 г. N 196)|
   |         +———————————————————+                    +—————————————————————————————+
   |         |Начального         |                    |— профессиональные училища,  |
   |         |профессионального  |                    |профессиональные лицеи       |
   |         |и среднего         |                    |(центры непрерывного         |
   |         |профессионального  |                    |профессионального            |
   |         |образования        |                    |образования),                |
   |         |                   |                    |учебно—производственные      |
   |         |                   |                    |центры, технические школы    |
   |         |                   |                    |(мореходные, лесотехнические |
   |         |                   |                    |и др.), вечерние и другие    |
   |         |                   |                    |образовательные учреждения   |
   |         |                   |                    |данного уровня;              |
   |         |                   |                    |— техникумы (училища)        |
   |         |                   |                    |и колледжи                   |
   |         +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+
   |         |Дополнительного    |Инструктор—методист |ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮСТШ, СДЮШОР   |
   |         |образования детей  |(старший инструктор—|и др.                        |
   |         |спортивного        |методист)           |                             |
   |         |профиля            |                    |                             |
   L—————————+———————————————————+————————————————————+——————————————————————————————
   

Также должностные оклады за 36 часов в неделю выплачиваются специалистам (дефектологам, психологам, логопедам и др.) психолого-педагогических и медико-психологических комиссий, за исключением работников, перечисленных в таблице (см. таблицу на с. 58).

Нормы часов преподавательской работы

Для педагогов наряду с сокращенной продолжительностью рабочего времени устанавливается норма учебной нагрузки, в пределах которой должны проводиться занятия с учащимися. Ставки заработной платы педагогических работников определяются исходя из установленной им нормы часов учебной нагрузки (объема педагогической работы) в неделю.

Кроме часов преподавательской (учебной) работы рабочее время педагогов включает в себя воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и утвержденным режимом рабочего времени учреждения.

Обратите внимание, что норма часов определена в астрономических часах и включает уроки и перемены между ними.

Представим их в таблице:

     
   ————————————T—————————————————————T—————————————————————————————————————————¬
   |Норма часов|     Специалисты     |     Вид образовательного учреждения     |
   |преподава— |                     |                                         |
   |тельской   |                     |                                         |
   |работы     |                     |                                         |
   +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |     1     |          2          |                   3                     |
   +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |18 часов   |Учителя 5 — 11       |— общеобразовательные (в том числе       |
   |в неделю   |(12) классов         |кадетские школы);                        |
   |           |                     |— общеобразовательные школы—интернаты    |
   |           |                     |(в том числе кадетские);                 |
   |           |                     |— для детей—сирот и детей, оставшихся    |
   |           |                     |без попечения родителей;                 |
   |           |                     |— специальные (коррекционные) для        |
   |           |                     |обучающихся (воспитанников)              |
   |           |                     |с отклонениями в развитии;               |
   |           |                     |— оздоровительные санаторного типа для   |
   |           |                     |детей, нуждающихся в длительном лечении; |
   |           |                     |— специальные учебно—воспитательные      |
   |           |                     |учреждения открытого и закрытого типа;   |
   |           |                     |— для детей дошкольного и младшего       |
   |           |                     |школьного возраста;                      |
   |           |                     |— для детей, нуждающихся в психолого—    |
   |           |                     |педагогической и медико—социальной       |
   |           |                     |помощи;                                  |
   |           |                     |— межшкольные учебные комбинаты;         |
   |           |                     |— учебно—производственные мастерские     |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Преподаватели        |Педагогические училища и педагогические  |
   |           |                     |колледжи                                 |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Преподаватели        |Музыкальные, художественные              |
   |           |специальных          |общеобразовательные учреждения           |
   |           |дисциплин            |                                         |
   |           |1 — 11 (12) классов  |                                         |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Преподаватели        |Школы общего музыкального,               |
   |           |3 — 5 классов        |художественного, хореографического       |
   |           |                     |образования с 5—летним сроком обучения   |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Преподаватели        |Детские музыкальные, художественные,     |
   |           |5 — 7 классов        |хореографические и другие школы искусств |
   |           |                     |с 7—летним сроком обучения               |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Преподаватели        |Детские художественные школы и школы     |
   |           |1 — 4 классов        |общего художественного образования       |
   |           |                     |с 4—летним сроком обучения               |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Педагоги             |Дополнительного образования              |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Тренеры—преподаватели|Дополнительного образования детей        |
   |           |(старшие тренеры—    |спортивного профиля                      |
   |           |преподаватели)       |                                         |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Учителя иностранного |Дошкольные                               |
   |           |языка                |                                         |
   +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |20 часов   |Учителя 1 — 4 классов|Общеобразовательные учреждения           |
   |в неделю   |                     |                                         |
   +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |24 часа    |Преподаватели        |Школы общего музыкального,               |
   |в неделю   |1 — 2 классов        |художественного, хореографического       |
   |           |                     |образования с 5—летним сроком обучения   |
   |           +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |           |Преподаватели        |Детские музыкальные, художественные,     |
   |           |1 — 4 классов        |хореографические школы и школы искусств  |
   |           |                     |с 7—летним сроком обучения               |
   +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+
   |720 часов  |Преподаватели        |Начального и среднего профессионального  |
   |в год      |                     |образования (за исключением              |
   |           |                     |преподавателей педагогических училищ     |
   |           |                     |и педагогических колледжей)              |
   L———————————+—————————————————————+——————————————————————————————————————————
   

Отдельно установлены нормы педагогической работы за ставку заработной платы некоторым категориям педагогических работников:

     
   ———————————————T—————————————————————————————————————————————————¬
   |  Норма часов |                   Специалисты                   |
   |педагогической|                                                 |
   |    работы    |                                                 |
   |   в неделю   |                                                 |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |20            |Учителя—дефектологи                              |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Учителя—логопеды                                 |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |24            |Музыкальные руководители                         |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Концертмейстеры                                  |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |25            |Воспитатели образовательных учреждений,          |
   |              |работающие непосредственно в группах             |
   |              |с обучающимися (воспитанниками), имеющими        |
   |              |отклонения в развитии                            |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |30            |Инструкторы по физической культуре, воспитатели  |
   |              |в школах—интернатах, детских домах, группах      |
   |              |продленного дня общеобразовательных учреждений,  |
   |              |в пришкольных интернатах                         |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |36            |Воспитатели дошкольных образовательных           |
   |              |учреждений, дошкольных групп общеобразовательных |
   |              |учреждений и образовательных учреждений для детей|
   |              |дошкольного и младшего школьного возраста,       |
   |              |учреждений дополнительного образования детей     |
   |              |и учреждений начального профессионального        |
   |              |и среднего профессионального образования         |
   L——————————————+——————————————————————————————————————————————————
   

Остальная часть педагогической работы не конкретизирована по количеству часов. Обычно порядок исполнения прочих должностных обязанностей закреплен в уставе и (или) в правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. К этой педагогической работе можно отнести, например:

- участие в работе педагогических, методических советов, проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

- дежурство в образовательном учреждении в период образовательного процесса, наблюдение за выполнением режима дня учащимися;

- выполнение дополнительных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами), и др.

Сверхурочные

Преподавательская (педагогическая) работа, выполненная сверх установленных норм, которые указаны в таблицах, оплачивается дополнительно исходя из получаемой работником ставки. Такая доплата производится в одинарном размере. Месячный заработок тогда рассчитывают по формуле:

Ст х Факт

     
   —————————————,
       Норм
   
   где Ст — ставка зарплаты; Факт — фактически отработанное количество часов за неделю; Норм — норма часов за ставку в неделю.
   
   Совместительство
   
   В то же время, если работник постоянно перерабатывает, его можно оформить как совместителя по другой педагогической деятельности.
   При этом обратите внимание на положения, содержащиеся в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41. Там сказано, что продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору она не может превышать:
   — для педагогических работников (в том числе тренеров—преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
   — для педагогов, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов в неделю.
   В то же время педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
   
   И.В.Тимофеева
   Консультант "Horwath МКПЦН"
   Подписано в печать
   03.11.2005
   
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Премия выплачена ошибочно ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4) >
Статья: Путевки для детей сотрудников ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.