|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Продолжительность рабочего времени педагогов ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГОВ
Для педагогов Трудовой кодекс предписывает устанавливать сокращенное рабочее время. Верхний предел времени работы педагогов ограничен 36 часами в неделю. Мы расскажем о том, какие особенности трудовое законодательство предусматривает для разных категорий педагогов.
Сокращенное время работы
Право на сокращенную рабочую неделю для педагогических работников гарантировано ст. 333 Трудового кодекса РФ и п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании". Причем продолжительность рабочего времени для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается с учетом особенностей их труда на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191. Представим конкретную продолжительность рабочего времени, установленную для педагогических работников, в таблице:
——————————T———————————————————T————————————————————T—————————————————————————————¬ | Верхний | Образовательное | Наименование | Специфика | | предел | учреждение | должностей | | | (часов | | | | |в неделю)| | | | +—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ |30 |Образовательные |Старший воспитатель |— специальные (коррекционные)| | |учреждения (кроме | |учреждения для обучающихся, | | |дошкольных | |воспитанников с отклонениями | | |образовательных | |в развитии; | | |учреждений | |— учреждения для детей— | | |и образовательных | |сирот и детей, оставшихся без| | |учреждений | |попечения родителей; | | |дополнительного | |— школы—интернаты и другие | | |образования | |образовательные учреждения, | | |детей) | |поименованные в п. 4 ст. 12 | | | | |Закона "Об образовании" | | +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ | |Для воспитанников |Помощник |На основании п. 2.9 Письма | | |с малыми |воспитателя, младший|от 26 октября 2004 г. | | |и затихающими |воспитатель, другие |Минобрнауки России N АФ—947 | | |формами |работники |и Профсоюза работников | | |туберкулеза | |народного образования N 96 | | | | |и ст. 15 Федерального закона | | | | |от 18 июня 2001 г. N 77—ФЗ | +—————————+———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ |36 |Высшего |Профессорско— |Университеты, академии, | | |профессионального |преподавательский |институты (Постановление | | |образования |состав |Правительства РФ от 5 апреля | | | | |2001 г. N 264) | | +———————————————————+ +—————————————————————————————+ | |Дополнительного | |— академии (за исключением | | |профессионального | |академий, являющихся вузами);| | |образования | |— институты повышения | | |(повышения | |квалификации | | |квалификации | |(усовершенствования) — | | |специалистов) | |отраслевые, межотраслевые, | | | | |региональные; | | | | |— курсы (школы, центры) | | | | |повышения квалификации, | | | | |учебные центры службы | | | | |занятости (Постановление | | | | |Правительства РФ от 26 июня | | | | |1995 г. N 610) | | +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ | |Дошкольные |Старший воспитатель |Детские сады всех типов | | | | |(Постановление Правительства | | | | |РФ от 1 июля 1995 г. N 677) | | +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ | |Дополнительного | |— дворцы, дома и центры | | |образования детей | |детского творчества; | | | | |— станции юных техников, | | | | |туристов, натуралистов; | | | | |— центры дополнительного | | | | |образования детей, | | | | |традиционной культуры, | | | | |народных ремесел; | | | | |— другие в соответствии | | | | |с Постановлением | | | | |Правительства РФ от 7 марта | | | | |1995 г. N 233 | | +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ | |Все |Педагог—психолог, |— дошкольные; | | |образовательные |методист (старший |— общеобразовательные | | |учреждения |методист), |(начального общего, основного| | | |социальный педагог, |общего, среднего (полного) | | | |педагог—организатор,|общего образования); | | | |мастер |— начального, среднего, | | | |производственного |высшего и послевузовского | | | |обучения, старший |профессионального образования| | | |вожатый, инструктор |— дополнительного образования| | | |по труду; женщины, |взрослых; | | | |работающие |— специальные (коррекционные)| | | |в сельской местности|для обучающихся, | | | |или в районах |воспитанников с отклонениями | | | |Крайнего Севера |в развитии; | | | |и в приравненных |— для детей—сирот и детей, | | | |к ним местностях |оставшихся без попечения | | | | |родителей (законных | | | | |представителей); | | | | |— дополнительного образования| | | | |детей; | | | | |— другие учреждения, | | | | |осуществляющие | | | | |образовательный процесс | | | | |(ст. 12 Закона "Об | | | | |образовании") | | +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ | |Начального |Руководитель |— профессиональные училища, | | |профессионального |физического |профессиональные лицеи | | |и среднего |воспитания |(центры непрерывного | | |профессионального | |профессионального | | |образования | |образования), учебно— | | | | |производственные центры, | | | | |технические школы | | | | |(мореходные, лесотехнические | | | | |и др.), вечерние и другие | | | | |образовательные учреждения | | | | |данного уровня | | | | |(Постановление Правительства | | | | |РФ от 5 июня 1994 г. N 650); | | | | |— техникумы (училища) | | | | |и колледжи (Постановление | | | | |Правительства РФ от 3 марта | | | | |2001 г. N 160) | | +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ | |Общеобразовательные|Преподаватель— |— начальные, основные | | | |организатор (основ |и средние общеобразовательные| | | |жизнедеятельности, |школы, гимназии, лицеи, | | | |допризывной |реализующие | | | |подготовки) |общеобразовательные программы| | | | |общего образования | | | | |и обеспечивающие подготовку | | | | |технического или | | | | |естественно—научного профиля | | | | |(Постановление Правительства | | | | |РФ от 19 марта 2001 г. N 196)| | +———————————————————+ +—————————————————————————————+ | |Начального | |— профессиональные училища, | | |профессионального | |профессиональные лицеи | | |и среднего | |(центры непрерывного | | |профессионального | |профессионального | | |образования | |образования), | | | | |учебно—производственные | | | | |центры, технические школы | | | | |(мореходные, лесотехнические | | | | |и др.), вечерние и другие | | | | |образовательные учреждения | | | | |данного уровня; | | | | |— техникумы (училища) | | | | |и колледжи | | +———————————————————+————————————————————+—————————————————————————————+ | |Дополнительного |Инструктор—методист |ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮСТШ, СДЮШОР | | |образования детей |(старший инструктор—|и др. | | |спортивного |методист) | | | |профиля | | | L—————————+———————————————————+————————————————————+——————————————————————————————
Также должностные оклады за 36 часов в неделю выплачиваются специалистам (дефектологам, психологам, логопедам и др.) психолого-педагогических и медико-психологических комиссий, за исключением работников, перечисленных в таблице (см. таблицу на с. 58).
Нормы часов преподавательской работы
Для педагогов наряду с сокращенной продолжительностью рабочего времени устанавливается норма учебной нагрузки, в пределах которой должны проводиться занятия с учащимися. Ставки заработной платы педагогических работников определяются исходя из установленной им нормы часов учебной нагрузки (объема педагогической работы) в неделю. Кроме часов преподавательской (учебной) работы рабочее время педагогов включает в себя воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и утвержденным режимом рабочего времени учреждения. Обратите внимание, что норма часов определена в астрономических часах и включает уроки и перемены между ними. Представим их в таблице:
————————————T—————————————————————T—————————————————————————————————————————¬ |Норма часов| Специалисты | Вид образовательного учреждения | |преподава— | | | |тельской | | | |работы | | | +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | 1 | 2 | 3 | +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ |18 часов |Учителя 5 — 11 |— общеобразовательные (в том числе | |в неделю |(12) классов |кадетские школы); | | | |— общеобразовательные школы—интернаты | | | |(в том числе кадетские); | | | |— для детей—сирот и детей, оставшихся | | | |без попечения родителей; | | | |— специальные (коррекционные) для | | | |обучающихся (воспитанников) | | | |с отклонениями в развитии; | | | |— оздоровительные санаторного типа для | | | |детей, нуждающихся в длительном лечении; | | | |— специальные учебно—воспитательные | | | |учреждения открытого и закрытого типа; | | | |— для детей дошкольного и младшего | | | |школьного возраста; | | | |— для детей, нуждающихся в психолого— | | | |педагогической и медико—социальной | | | |помощи; | | | |— межшкольные учебные комбинаты; | | | |— учебно—производственные мастерские | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Преподаватели |Педагогические училища и педагогические | | | |колледжи | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Преподаватели |Музыкальные, художественные | | |специальных |общеобразовательные учреждения | | |дисциплин | | | |1 — 11 (12) классов | | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Преподаватели |Школы общего музыкального, | | |3 — 5 классов |художественного, хореографического | | | |образования с 5—летним сроком обучения | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Преподаватели |Детские музыкальные, художественные, | | |5 — 7 классов |хореографические и другие школы искусств | | | |с 7—летним сроком обучения | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Преподаватели |Детские художественные школы и школы | | |1 — 4 классов |общего художественного образования | | | |с 4—летним сроком обучения | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Педагоги |Дополнительного образования | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Тренеры—преподаватели|Дополнительного образования детей | | |(старшие тренеры— |спортивного профиля | | |преподаватели) | | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Учителя иностранного |Дошкольные | | |языка | | +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ |20 часов |Учителя 1 — 4 классов|Общеобразовательные учреждения | |в неделю | | | +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ |24 часа |Преподаватели |Школы общего музыкального, | |в неделю |1 — 2 классов |художественного, хореографического | | | |образования с 5—летним сроком обучения | | +—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ | |Преподаватели |Детские музыкальные, художественные, | | |1 — 4 классов |хореографические школы и школы искусств | | | |с 7—летним сроком обучения | +———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————+ |720 часов |Преподаватели |Начального и среднего профессионального | |в год | |образования (за исключением | | | |преподавателей педагогических училищ | | | |и педагогических колледжей) | L———————————+—————————————————————+—————————————————————————————————————————— Отдельно установлены нормы педагогической работы за ставку заработной платы некоторым категориям педагогических работников:
———————————————T—————————————————————————————————————————————————¬ | Норма часов | Специалисты | |педагогической| | | работы | | | в неделю | | +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+ |20 |Учителя—дефектологи | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Учителя—логопеды | +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+ |24 |Музыкальные руководители | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Концертмейстеры | +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+ |25 |Воспитатели образовательных учреждений, | | |работающие непосредственно в группах | | |с обучающимися (воспитанниками), имеющими | | |отклонения в развитии | +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+ |30 |Инструкторы по физической культуре, воспитатели | | |в школах—интернатах, детских домах, группах | | |продленного дня общеобразовательных учреждений, | | |в пришкольных интернатах | +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+ |36 |Воспитатели дошкольных образовательных | | |учреждений, дошкольных групп общеобразовательных | | |учреждений и образовательных учреждений для детей| | |дошкольного и младшего школьного возраста, | | |учреждений дополнительного образования детей | | |и учреждений начального профессионального | | |и среднего профессионального образования | L——————————————+—————————————————————————————————————————————————— Остальная часть педагогической работы не конкретизирована по количеству часов. Обычно порядок исполнения прочих должностных обязанностей закреплен в уставе и (или) в правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. К этой педагогической работе можно отнести, например: - участие в работе педагогических, методических советов, проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; - дежурство в образовательном учреждении в период образовательного процесса, наблюдение за выполнением режима дня учащимися; - выполнение дополнительных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами), и др.
Сверхурочные
Преподавательская (педагогическая) работа, выполненная сверх установленных норм, которые указаны в таблицах, оплачивается дополнительно исходя из получаемой работником ставки. Такая доплата производится в одинарном размере. Месячный заработок тогда рассчитывают по формуле:
Ст х Факт —————————————, Норм где Ст — ставка зарплаты; Факт — фактически отработанное количество часов за неделю; Норм — норма часов за ставку в неделю. Совместительство В то же время, если работник постоянно перерабатывает, его можно оформить как совместителя по другой педагогической деятельности. При этом обратите внимание на положения, содержащиеся в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41. Там сказано, что продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору она не может превышать: — для педагогических работников (в том числе тренеров—преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; — для педагогов, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов в неделю. В то же время педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы. И.В.Тимофеева Консультант "Horwath МКПЦН" Подписано в печать 03.11.2005 —————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |