Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Участвуем в тендере на поставку сельхозпродукции ("Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2005, N 4)



"Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2005, N 4

УЧАСТВУЕМ В ТЕНДЕРЕ НА ПОСТАВКУ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ

Не секрет, что многие предприятия стремятся заключить контракт на выполнение государственного заказа по поставке сельхозпродукции. Сделать это непросто - нужно не только собрать необходимый пакет документов, но и победить на торгах. Подробнее о том, как стать участником тендера и можно ли учесть расходы, связанные с ним, мы расскажем в нашей статье.

Как стать участником тендера

Участниками конкурса может стать любое российское юридическое лицо вне зависимости от его организационно-правовой формы.

Главное условие - оно должно представить и зарегистрировать заявку на торги. Форму такой заявки и перечень необходимой документации для участия в тендере устанавливает комиссия, образованная государственным заказчиком.

В целом о себе нужно сообщить следующую информацию:

- полное наименование и организационно-правовую форму организации;

- адреса, контактные телефоны;

- дату, место и орган, осуществивший государственную регистрацию предприятия;

- банковские реквизиты, размер уставного капитала, информацию о работниках и их общее число, сведения о платежеспособности.

Также конкурсной комиссии необходимо представить заверенные нотариально копии учредительных документов предприятия, информацию о наличии лицензий и копию последнего баланса. На этой копии должна стоять отметка о сдаче баланса в налоговый орган.

А если организация отослала отчетность по почте - в конкурсную комиссию следует представить квитанцию об отправке.

Если же предприятие решит не представлять информацию о себе, мотивируя тем, что запрашиваемые сведения являются коммерческой тайной, оно теряет право на участие в конкурсе. Кроме того, к тендеру не допускаются фирмы, которые имеют организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, а также предприятия, нарушившие условия государственных поставок или имеющие просроченные долги. Условия участия в тендере приведены во Временном положении, утвержденном Минэкономики России, Минфином России, Минсельхозпродом России, Роскомрыболовством, Федеральной продовольственной корпорацией при Минсельхозпроде России 26 марта 1996 г.

В зависимости от специфики тендера организаторы могут предусмотреть дополнительные требования к участникам.

Отражаем расходы на участие в тендере

Получить перечень необходимой документации на участие в тендере можно только за деньги.

Кроме того, если организация решила участвовать в торгах, она должна внести задаток. Его сумму определяет конкурсная комиссия.

Помимо задатка и оплаты тендерной документации у организации будут и другие расходы.

Например, при подготовке документов часто возникает необходимость проконсультироваться, привлечь к работе экспертов. Или же в ходе торгов часто приходится ездить в командировку в город, где проводятся торги, и т.д.

Все эти расходы следует учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов".

При этом в учете нужно записать:

Дебет 97 Кредит 60 (76)

- отражены расходы, связанные с участием в тендере;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- отражен НДС по расходам, связанным с участием в тендере.

Пока результаты торгов неизвестны, организация не сможет уменьшить свой налогооблагаемый доход на расходы по тендеру. Так как эти расходы еще не связаны с производством и поставкой сельхозпродукции (ст. 252 Налогового кодекса РФ).

По этой же причине суммы НДС, уплаченные при осуществлении затрат, предприятие не сможет принять к вычету (пп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

Рассмотрим на конкретном примере, как предприятие отразит расходы по участию в тендере, когда еще не известен его результат.

Пример 1. ООО "Пасегово" направило заявку на участие в тендере на поставку зерна.

При этом оно приобрело конкурсную документацию за 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.) и внесло задаток заказчику в сумме 600 000 руб.

К подготовке документации для участия в тендере организация привлекла консалтинговую фирму, стоимость услуг которой составила 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).

Бухгалтер ООО "Пасегово" отразил эти операции следующими проводками:

Дебет 97 Кредит 60

- 1000 руб. (1180 - 180) - отражены расходы по приобретению тендерной документации;

Дебет 19 Кредит 60

- 180 руб. - отражен НДС с расходов по тендерной документации;

Дебет 60 Кредит 51

- 1180 руб. - оплачена тендерная документация;

Дебет 76 субсчет "Расчеты по задаткам за участие в тендерах" Кредит 51

- 600 000 руб. - перечислен задаток за участие в тендере;

Дебет 97 Кредит 60

- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - отражены расходы по консалтинговым услугам;

Дебет 19 Кредит 60

- 5400 руб. - отражен НДС с расходов по консалтинговым услугам;

Дебет 60 Кредит 51

- 35 400 руб. - оплачены консалтинговые услуги.

Дальнейший учет зависит от того, выиграет организация тендер или нет.

Если организация выиграла тендер

В случае победы в тендере организация должна получить извещение.

Кроме того, конкурсная комиссия может потребовать ее внести второй задаток.

Только тогда заказчик заключит договор, после подписания которого предприятие сможет списать расходы в учете. Сделать оно должно это следующим образом.

В бухучете:

Дебет 20 Кредит 97

- списаны расходы, связанные с участием в тендере.

В налоговом учете - на прочие расходы. Так как оплата юридических, информационных и консультационных услуг входит туда в соответствии с пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. А расходы по командировкам - согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Но это еще не все: сразу после заключения договора организация вправе принять к вычету НДС, уплаченный по этим расходам.

Что же делать с суммой уплаченных задатков? Их следует зачесть в счет исполнения обязательств по заключенному договору (п. 4 ст. 448 Гражданского кодекса РФ). Иначе говоря, заказчик обязан их вернуть. Условия возврата денег должны быть закреплены в договоре.

Пример 2. Воспользуемся данными предыдущего примера.

ООО "Пасегово" выиграло тендер. По условиям конкурсной комиссии оно уплатило второй задаток в размере 200 000 руб. После этого с организацией был заключен договор, в соответствии с ним заказчик обязался вернуть деньги.

Бухгалтер ООО "Пасегово" отразил эти операции следующими проводками:

Дебет 76 субсчет "Расчеты по задаткам за участие в тендерах" Кредит 51

- 200 000 руб. - перечислен второй задаток за участие в тендере;

Дебет 20 Кредит 97

- 31 000 руб. (1000 + 30 000) - списаны расходы по приобретению тендерной документации и оплате консультационных услуг;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 5580 руб. (180 + 5400) - принят к вычету НДС по расходам, связанным с участием в тендере;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты по задаткам за участие в тендерах"

- 800 000 руб. (600 000 + 200 000) - получены задатки от заказчика.

Если организация проиграла тендер

Если организация проигрывает тендер или торги не состоятся, заказчик должен вернуть задаток (п. 4 ст. 448 Гражданского кодекса РФ).

Расходы по участию в тендере в этом случае учесть нельзя. Так как договор на поставку сельхозпродукции не будет заключен. Такое мнение в своих письмах высказал Минфин России (см. например, Письмо от 21 января 2004 г. N 04-02-05/3/1).

Обратите внимание: налоговики склоняются к принятию затрат на участие в конкурсе независимо от полученного результата. Однако ваш инспектор может придерживаться точки зрения Минфина. Будьте к этому готовы.

Пример 3. Воспользуемся данными примера 1.

ООО "Пасегово" проиграло тендер. И получило обратно задаток в сумме 600 000 руб.

Бухгалтер отразил эти операции следующими проводками:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты по задаткам за участие в тендерах"

- 600 000 руб. - отражена сумма возвращенного задатка;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 97

- 31 000 руб. - списаны расходы по приобретению тендерной документации и оплате консультационных услуг;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 19

- 5580 руб. - списан НДС по расходам, связанным с участием в тендере;

А 36 580 руб. (31 000 + 5580) бухгалтер ООО "Пасегово" списал за счет чистой прибыли предприятия.

А как быть, если организация сама откажется от участия в тендере? В этом случае задаток обратно она не получит. Тогда его тоже придется списать за счет собственных средств предприятия.

Ю.В.Шваюк

Юрист

ЗАО "Интекс Консалтинг"

г. Новосибирск

Подписано в печать

31.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: ЕСН с компенсации внештатникам ("Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2005, N 4) >
Статья: ЕНВД и сельхозналог совместимы ("Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.