|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Участвуем в тендере на поставку сельхозпродукции ("Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2005, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2005, N 4
УЧАСТВУЕМ В ТЕНДЕРЕ НА ПОСТАВКУ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ
Не секрет, что многие предприятия стремятся заключить контракт на выполнение государственного заказа по поставке сельхозпродукции. Сделать это непросто - нужно не только собрать необходимый пакет документов, но и победить на торгах. Подробнее о том, как стать участником тендера и можно ли учесть расходы, связанные с ним, мы расскажем в нашей статье.
Как стать участником тендера
Участниками конкурса может стать любое российское юридическое лицо вне зависимости от его организационно-правовой формы. Главное условие - оно должно представить и зарегистрировать заявку на торги. Форму такой заявки и перечень необходимой документации для участия в тендере устанавливает комиссия, образованная государственным заказчиком. В целом о себе нужно сообщить следующую информацию: - полное наименование и организационно-правовую форму организации;
- адреса, контактные телефоны; - дату, место и орган, осуществивший государственную регистрацию предприятия; - банковские реквизиты, размер уставного капитала, информацию о работниках и их общее число, сведения о платежеспособности. Также конкурсной комиссии необходимо представить заверенные нотариально копии учредительных документов предприятия, информацию о наличии лицензий и копию последнего баланса. На этой копии должна стоять отметка о сдаче баланса в налоговый орган. А если организация отослала отчетность по почте - в конкурсную комиссию следует представить квитанцию об отправке. Если же предприятие решит не представлять информацию о себе, мотивируя тем, что запрашиваемые сведения являются коммерческой тайной, оно теряет право на участие в конкурсе. Кроме того, к тендеру не допускаются фирмы, которые имеют организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, а также предприятия, нарушившие условия государственных поставок или имеющие просроченные долги. Условия участия в тендере приведены во Временном положении, утвержденном Минэкономики России, Минфином России, Минсельхозпродом России, Роскомрыболовством, Федеральной продовольственной корпорацией при Минсельхозпроде России 26 марта 1996 г. В зависимости от специфики тендера организаторы могут предусмотреть дополнительные требования к участникам.
Отражаем расходы на участие в тендере
Получить перечень необходимой документации на участие в тендере можно только за деньги. Кроме того, если организация решила участвовать в торгах, она должна внести задаток. Его сумму определяет конкурсная комиссия. Помимо задатка и оплаты тендерной документации у организации будут и другие расходы. Например, при подготовке документов часто возникает необходимость проконсультироваться, привлечь к работе экспертов. Или же в ходе торгов часто приходится ездить в командировку в город, где проводятся торги, и т.д. Все эти расходы следует учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов". При этом в учете нужно записать: Дебет 97 Кредит 60 (76) - отражены расходы, связанные с участием в тендере; Дебет 19 Кредит 60 (76) - отражен НДС по расходам, связанным с участием в тендере. Пока результаты торгов неизвестны, организация не сможет уменьшить свой налогооблагаемый доход на расходы по тендеру. Так как эти расходы еще не связаны с производством и поставкой сельхозпродукции (ст. 252 Налогового кодекса РФ). По этой же причине суммы НДС, уплаченные при осуществлении затрат, предприятие не сможет принять к вычету (пп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим на конкретном примере, как предприятие отразит расходы по участию в тендере, когда еще не известен его результат.
Пример 1. ООО "Пасегово" направило заявку на участие в тендере на поставку зерна. При этом оно приобрело конкурсную документацию за 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.) и внесло задаток заказчику в сумме 600 000 руб. К подготовке документации для участия в тендере организация привлекла консалтинговую фирму, стоимость услуг которой составила 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). Бухгалтер ООО "Пасегово" отразил эти операции следующими проводками: Дебет 97 Кредит 60 - 1000 руб. (1180 - 180) - отражены расходы по приобретению тендерной документации; Дебет 19 Кредит 60 - 180 руб. - отражен НДС с расходов по тендерной документации; Дебет 60 Кредит 51 - 1180 руб. - оплачена тендерная документация; Дебет 76 субсчет "Расчеты по задаткам за участие в тендерах" Кредит 51 - 600 000 руб. - перечислен задаток за участие в тендере; Дебет 97 Кредит 60 - 30 000 руб. (35 400 - 5400) - отражены расходы по консалтинговым услугам; Дебет 19 Кредит 60 - 5400 руб. - отражен НДС с расходов по консалтинговым услугам; Дебет 60 Кредит 51 - 35 400 руб. - оплачены консалтинговые услуги.
Дальнейший учет зависит от того, выиграет организация тендер или нет.
Если организация выиграла тендер
В случае победы в тендере организация должна получить извещение. Кроме того, конкурсная комиссия может потребовать ее внести второй задаток. Только тогда заказчик заключит договор, после подписания которого предприятие сможет списать расходы в учете. Сделать оно должно это следующим образом. В бухучете: Дебет 20 Кредит 97 - списаны расходы, связанные с участием в тендере. В налоговом учете - на прочие расходы. Так как оплата юридических, информационных и консультационных услуг входит туда в соответствии с пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. А расходы по командировкам - согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Но это еще не все: сразу после заключения договора организация вправе принять к вычету НДС, уплаченный по этим расходам. Что же делать с суммой уплаченных задатков? Их следует зачесть в счет исполнения обязательств по заключенному договору (п. 4 ст. 448 Гражданского кодекса РФ). Иначе говоря, заказчик обязан их вернуть. Условия возврата денег должны быть закреплены в договоре.
Пример 2. Воспользуемся данными предыдущего примера. ООО "Пасегово" выиграло тендер. По условиям конкурсной комиссии оно уплатило второй задаток в размере 200 000 руб. После этого с организацией был заключен договор, в соответствии с ним заказчик обязался вернуть деньги. Бухгалтер ООО "Пасегово" отразил эти операции следующими проводками: Дебет 76 субсчет "Расчеты по задаткам за участие в тендерах" Кредит 51 - 200 000 руб. - перечислен второй задаток за участие в тендере; Дебет 20 Кредит 97 - 31 000 руб. (1000 + 30 000) - списаны расходы по приобретению тендерной документации и оплате консультационных услуг; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 5580 руб. (180 + 5400) - принят к вычету НДС по расходам, связанным с участием в тендере; Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты по задаткам за участие в тендерах" - 800 000 руб. (600 000 + 200 000) - получены задатки от заказчика.
Если организация проиграла тендер
Если организация проигрывает тендер или торги не состоятся, заказчик должен вернуть задаток (п. 4 ст. 448 Гражданского кодекса РФ). Расходы по участию в тендере в этом случае учесть нельзя. Так как договор на поставку сельхозпродукции не будет заключен. Такое мнение в своих письмах высказал Минфин России (см. например, Письмо от 21 января 2004 г. N 04-02-05/3/1). Обратите внимание: налоговики склоняются к принятию затрат на участие в конкурсе независимо от полученного результата. Однако ваш инспектор может придерживаться точки зрения Минфина. Будьте к этому готовы.
Пример 3. Воспользуемся данными примера 1. ООО "Пасегово" проиграло тендер. И получило обратно задаток в сумме 600 000 руб. Бухгалтер отразил эти операции следующими проводками: Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты по задаткам за участие в тендерах" - 600 000 руб. - отражена сумма возвращенного задатка; Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 97 - 31 000 руб. - списаны расходы по приобретению тендерной документации и оплате консультационных услуг; Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 19 - 5580 руб. - списан НДС по расходам, связанным с участием в тендере; А 36 580 руб. (31 000 + 5580) бухгалтер ООО "Пасегово" списал за счет чистой прибыли предприятия.
А как быть, если организация сама откажется от участия в тендере? В этом случае задаток обратно она не получит. Тогда его тоже придется списать за счет собственных средств предприятия.
Ю.В.Шваюк Юрист ЗАО "Интекс Консалтинг" г. Новосибирск Подписано в печать 31.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |