Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 14.09.2005 N ГИ-6-05/763 "О направлении Письма Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-02-03/40"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 21)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 21

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 14.09.2005 N ГИ-6-05/763

"О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

ОТ 15.08.2005 N 03-05-02-03/40">

Федеральная налоговая служба рекомендовала своим инспекторам воспользоваться Письмом Минфина при проверке начислений единого социального налога. Документ рассматривает ряд вопросов по начислению налога с различных выплат работникам государственных структур, а также труженикам сельского хозяйства.

ЕСН для госслужащих

Если сотрудники Пенсионного фонда получают материальную помощь, то можно ли применять в отношении них пп. 15 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса? Ведь суммы материальной помощи, выплачиваемые предприятиями, финансирование которых происходит из федерального бюджета, единым социальным налогом не облагаются.

Однако, по мнению специалистов финансового ведомства, необходимо различать понятия "бюджетные средства" и "средства государственного внебюджетного фонда". Причем такое разграничение закреплено законодательно, а именно в ст. 11 Налогового кодекса. Другими словами, Пенсионный фонд не является бюджетным. И это - одно из оснований для того, чтобы не применять на практике статью Кодекса об освобождении от уплаты ЕСН сумм материальной помощи.

Но многие наверняка возразят, ведь определенная часть средств Фонда, направляемая на выплату пенсий, финансируется из федерального бюджета. Как быть в этом случае? Финансисты в своем ответе ссылаются на то, что средства федерального бюджета, направляемые в Фонд, являются средствами целевого назначения, предназначенными для выплаты пенсий (Законы от 08.08.2001 N 125-ФЗ и от 29.05.2005 N 61-ФЗ). И, соответственно, они не могут быть использованы для финансирования деятельности самого Фонда. А это означает, что применять освобождение от единого социального налога в отношении выплат в виде материальной помощи сотрудникам Пенсионного фонда нельзя.

Второй вопрос, затронутый финансистами, касается уплаты ЕСН с компенсационных выплат работникам, занятым в государственной системе социальных служб. Напомним, что при расчете налоговой базы по ЕСН учитываются все выплаты, сделанные в пользу работника, за исключением перечисленных в ст. 238 Кодекса (п. 1 ст. 237 НК РФ). При этом перечень компенсационных выплат является закрытым. Вместе с тем отметим, что компенсацией являются выплаты в пользу работников с целью возмещения им расходов, которые они понесли, выполняя служебные обязанности (ст. 164 ТК РФ). Таким образом, по мнению сотрудников финансового ведомства, если государственным или муниципальным служащим выплачиваются какие-либо компенсации, то решение вопроса о включении их в налоговую базу зависит от их направленности. Так, если компенсации не связаны с возмещением затрат работнику, а выплачиваются на основании местного законодательства, то исключать выплачиваемые суммы из расчета налоговой базы по ЕСН нет оснований. В то же время финансисты указывают на то обстоятельство, что если в должностной инструкции или же в приказе руководителя указывается разъездной характер работы сотрудника и деньги выдаются ему под отчет, то в этом случае такие выплаты ЕСН не облагаются.

Пособия и льготы

Кроме прочего специалисты финансового ведомства отметили, что государственные пособия обложению единым социальным налогом не подлежат. При этом они напомнили, что перечень таких пособий утвержден законодательно. Безусловно, в отношении этих пособий вопрос, начислять на них ЕСН или нет, не возникает. А если региональными властями введены, помимо перечисленных в законе, другие пособия - как быть в этом случае?

По мнению финансистов, если пособия установлены региональными законами, то они тоже не должны учитываться при расчете налоговой базы по ЕСН. Правда, только в том случае, если эти пособия имеют социальную направленность и социальный характер. Если же пособия не являются социально ориентированными, то при расчете ЕСН, по мнению специалистов Минфина России, их следует учитывать.

Кто такой сельхозпроизводитель?

В заключение Минфин уточнил, что подразумевает под собой определение "сельскохозяйственный производитель". Вопрос этот не случаен, ведь сельхозпроизводители могут применять пониженные ставки ЕСН. Загвоздка в том, что для такой категории налогоплательщиков в законодательстве существует несколько определений.

Первое определение содержится в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ. Согласно этому документу сельхозпроизводителем считается гражданин или фирма, которые производят сельхозпродукцию. Причем ее объем в валовом объеме производимой продукции должен быть более 50 процентов. Это же определение к сельскохозяйственным производителям относит и рыболовецкие артели. Только для них объем производимой (выловленной) рыбной продукции должен превышать 70 процентов от общего объема.

Второе определение, которое фигурирует в отечественном законодательстве, более точно. Оно приводится в Федеральном законе от 09.07.2002 N 83-ФЗ. В соответствии с ним сельхозпроизводителями считаются организации, фермерские хозяйства и предприниматели, если выручка от продажи сельхозпродукции у них составила не менее 50 процентов от общей величины выручки за прошедший год.

Несомненно, два определения одного и того же понятия создают путаницу. По мнению специалистов финансового ведомства, в данном случае нужно применять положения п. 7 ст. 3 Налогового кодекса и трактовать все противоречия в свою пользу. Чем, собственно, и следует воспользоваться.

Проще говоря, работники Минфина предлагают выбирать, под какой из вышеперечисленных законов подпадает фирма или предприниматель, и продолжать использовать льготу по единому социальному налогу. Если же ни под одно определение деятельность организации или коммерсанта подпадать не будет, то пониженными ставками воспользоваться они не смогут. Учитывая то, что это Письмо Минфина направлено для использования в работе налоговым инспекторам, есть надежда, что обосновать применение пониженных ставок теперь не составит труда.

Д.Ю.Нихаев

Аудитор

компании ЗАО "Алинга Консалтинг Груп"

Подписано в печать

28.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 28.09.2005 N 03-11-04/2/88 <О возможности смены объекта в случае применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 года>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 21) >
Статья: ...<Комментарий к Письму Минфина России N 03-11-05/54 "О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли", Письму Минфина России N 03-11-04/3/104 <Об уплате единого налога на вмененный доход комиссионерами> и Письму Минфина России N 03-11-04/3/105 <Об уплате единого налога на вмененный доход организациями, заключающими договоры поставки>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.