|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Скидка - накопительная, налог - нулевой ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 40)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 40
СКИДКА - НАКОПИТЕЛЬНАЯ, НАЛОГ - НУЛЕВОЙ
В статье "Скидки: сразу видно - нет налогов", которая была опубликована в "УНП" N 36 за этот год, речь шла о том, как продавцу правильно оформить скидки, предоставляемые покупателям. Но скидки - это очень болезненный вопрос для налоговых органов. Поэтому иногда даже правильное оформление не может стопроцентно защитить от претензий налоговиков. Особенно если речь идет о накопительных скидках.
Уменьшил цену - значит подарил
Возьмем для примера договор поставки товара через торговую сеть. Как правило, в этом договоре предусмотрено, что при достижении определенного объема закупок поставщик товаров уменьшает сумму задолженности покупателя (сети) по окончании календарного года. Таким образом предоставляется скидка. Но налоговики такую скидку приравнивают к дарению. Ведь происходит освобождение покупателя от имущественной обязанности - оплатить товар. А по ГК РФ это разновидность дарения (ст. 572). Следовательно, поскольку произошла безвозмездная передача (а дарение это предполагает), скидку нельзя учесть при налогообложении прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ). Такое мнение изложено в Письме ФНС России от 25.01.2005 N 02-1-08/8.
Вовсе не бесплатно
Но на самом деле в данном случае дарения не происходит. Речь идет просто об изменении цены продукции. Тем более что Гражданский кодекс допускает изменение цены товара и после заключения договора (п. 2 ст. 424 ГК РФ). При этом гражданское законодательство не устанавливает порядок изменения договорной стоимости продукции. Значит, стороны вправе самостоятельно определить такой порядок в договоре. В том числе это может быть и установление особого порядка расчетов, который при увеличении объема продаж приводит к уменьшению стоимости единицы товара. Исполнение условий договора по оплате товара (в том числе при уменьшении цены) не позволяет переквалифицировать договор купли-продажи на договор дарения (в части разницы между первоначальной и последующей ценой купли-продажи). Ведь, во-первых, изменение цены товаров в меньшую сторону в порядке, предусмотренном договором, означает лишь исполнение одной из сторон обязанности по оплате товара. Оплате в том размере, который установлен в договоре. Во-вторых же, Гражданский кодекс прямо запрещает какие-либо встречные представления при договоре дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). А в данном случае уменьшение цены не освобождает продавца от поставки товара. То есть налицо встречная передача вещи. Таким образом, изменение цены в сторону понижения (уменьшения суммы задолженности покупателя перед продавцом) с экономической точки зрения представляет собой именно скидку, а не дарение. О дарении нельзя говорить еще и потому, что отношения по купле-продаже характеризуются волеизъявлением сторон именно на совершение действий по передаче товара и его оплате. При дарении же воля направлена на безвозмездную передачу товара одного лица другому. По этим же причинам не может идти речи и о прощении долга (освобождения от имущественной обязанности) как формы дарения.
Законодатель против налоговиков
Кстати, против выводов налоговиков и изменения, которые внесены в гл. 25 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ. С 2006 г. вступают в действие изменения ст. 265 НК РФ. Там скидки официально отнесены к внереализационным расходам. То есть законодатель признал, что скидки - это обоснованный расход, уменьшающий налогооблагаемую прибыль. Подтверждает этот вывод и тот факт, что налоговое законодательство не содержит четкого определения самого термина "расход". Поэтому мы можем обратиться к законодательству о бухгалтерском учете (ст. 11 НК РФ). Там под расходами понимается "уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации" (п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Применение этого определения показывает, что скидка по своей экономической природе как раз и представляет собой уменьшение экономической выгоды. А значит, является расходом.
Сегодня - два варианта
В заключение же заметим, что на сегодняшний день порядок учета скидок при налогообложении прибыли не урегулирован. Поэтому пока налогоплательщики могут выбирать из двух вариантов учета. Либо поступать так, как рекомендуют пока еще не вступившие в силу поправки в НК РФ, - учитывать скидку как расход. Либо просто уменьшать на сумму скидки выручку от реализации товаров. Это позволяют сделать п. п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ, которые закрепляют принципы определенности налога и правоты налогоплательщика. Кроме того, согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации рассчитывается исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары. Значит, выручка от реализации товаров должна определяться поставщиком уже с учетом предоставленных скидок. Ведь скидка напрямую влияет на размер указанных выше поступлений (выручки).
В.В.Брызгалин Директор Агентства правовой безопасности "Налоговый щит" Подписано в печать 28.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |