Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Судьба незаконных авансов ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 40)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 40

СУДЬБА НЕЗАКОННЫХ АВАНСОВ

Поправки, дополняющие транспортный налог отчетными периодами, начнут действовать только со следующего года. Тем не менее обязанность платить авансы по этому налогу уже сейчас установлена в большинстве регионов. Насколько законны такие требования? И могут ли налоговики начислять пени за неуплату авансов и штрафовать за непредставление деклараций по итогам отчетных периодов?

Регионы поспешили

Транспортный налог является региональным. Это значит, что решение о его введении принимает каждый субъект РФ самостоятельно. При этом регионы могут установить ставку налога, форму отчетности, а также порядок и сроки уплаты. Именно последним полномочием и руководствовались субъекты Федерации, вводя на своей территории отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу. Дескать, таким образом они определяют порядок уплаты.

Однако на самом деле это не так. Авансы относятся вовсе не к порядку уплаты налога, а к порядку его исчисления. Такой вывод следует из п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Порядок же исчисления транспортного налога прописан в ст. 362 НК РФ. И никаких упоминаний о том, что региональные власти могут менять этот порядок, в НК РФ нет.

Таким образом, очевидно, что субъекты РФ при введении на своей территории транспортного налога не имеют права устанавливать отчетные периоды по нему. А значит, не могут и вводить авансовые платежи. Правильность такой позиции не так давно подтвердил и Минфин России (Письмо от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23).

Но, несмотря на это, в большинстве регионов авансовые платежи все же введены (см. таблицу на с. 14). А значит, налоговые органы требовали их уплаты. С ослушавшихся же взыскивались пени. Теперь же выходит, что пени и штрафы взыскивались незаконно. Возникает резонный вопрос: можно ли вернуть эти деньги?

Регионы, в которых не введены авансовые платежи

по транспортному налогу

     
   ————————————————T——————————————————————————T—————————————————————¬
   |   Субъект РФ  |  Порядок и сроки уплаты  |      Основание      |
   |               |   налога организациями   |                     |
   +———————————————+——————————————————————————+—————————————————————+
   |Республика     |Одним платежом, не позднее|Статья 3 Закона      |
   |Ингушетия      |10 апреля года, следующего|Республики Ингушетия |
   |               |за налоговым периодом     |от 27.11.2002 N 43—РЗ|
   |               |                          |"О транспортном      |
   |               |                          |налоге"              |
   +———————————————+——————————————————————————+—————————————————————+
   |Калининградская|Одним платежом, не позднее|Статья 9 Закона      |
   |область        |1 марта календарного года,|Калининградской      |
   |               |следующего за истекшим    |области              |
   |               |налоговым периодом        |от 16.11.2002 N 193  |
   |               |                          |"О транспортном      |
   |               |                          |налоге"              |
   +———————————————+——————————————————————————+—————————————————————+
   |Омская область |Одним платежом, не позднее|Статья 4 Закона      |
   |               |5 февраля года, следующего|Омской области       |
   |               |за истекшим налоговым     |от 18.11.2002        |
   |               |периодом                  |N 407—ОЗ             |
   |               |                          |"О транспортном      |
   |               |                          |налоге"              |
   +———————————————+——————————————————————————+—————————————————————+
   |Свердловская   |Одним платежом, не позднее|Статья 3 Областного  |
   |область        |15 февраля года,          |закона от 29.11.2002 |
   |               |следующего за отчетным    |N 43—ОЗ              |
   |               |налоговым периодом        |"Об установлении и   |
   |               |                          |введении в действие  |
   |               |                          |транспортного налога |
   |               |                          |на территории        |
   |               |                          |Свердловской области"|
   +———————————————+——————————————————————————+—————————————————————+
   |Читинская      |Одним платежом,           |Статья 2 Закона      |
   |область        |в десятидневный срок      |Читинской области    |
   |               |по истечении срока,       |от 23.10.2002        |
   |               |установленного для подачи |N 412—ЗЧО            |
   |               |декларации. Декларация    |"О транспортном      |
   |               |подается в налоговый орган|налоге"              |
   |               |по местонахождению        |                     |
   |               |транспортных средств      |                     |
   |               |в срок не позднее         |                     |
   |               |30 января года, следующего|                     |
   |               |за истекшим налоговым     |                     |
   |               |периодом                  |                     |
   +———————————————+——————————————————————————+—————————————————————+
   |Москва         |Одним платежом, не позднее|Статья 8 Закона      |
   |               |20 января года, следующего|г. Москвы            |
   |               |за истекшим налоговым     |от 23.10.2002 N 48   |
   |               |периодом                  |"О транспортном      |
   |               |                          |налоге"              |
   +———————————————+——————————————————————————+—————————————————————+
   |Еврейская      |Одним платежом, не позднее|Статья 4 Закона ЕАО  |
   |автономная     |1 февраля года, следующего|от 02.11.2004        |
   |область        |за отчетным               |N 343—ОЗ             |
   |               |                          |"О транспортном      |
   |               |                          |налоге на территории |
   |               |                          |Еврейской автономной |
   |               |                          |области"             |
   L———————————————+——————————————————————————+——————————————————————
   

Справедливость надо восстановить

Итак, если инспекция взыскала с вас пени за несвоевременную уплату, то вы имеете полное право потребовать эти деньги обратно. Причем с процентами за все время использования. Такую возможность налогоплательщику дает ст. 79 НК РФ. Обратите внимание: в данном случае не важно, заплатила организация пени добровольно или налоговики списали их со счета предприятия в принудительном порядке (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04).

Чтобы получить обратно незаконно взысканные деньги и проценты, надо обратиться в "свою" инспекцию с заявлением. Сделать это можно в течение месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте лишнего взыскания. Таким днем, на наш взгляд, вполне можно считать дату, которая указана на акте сверки. Дело в том, что, прежде чем требовать возврата пеней, лучше заручиться документом, подтверждающим их уплату. А этим документом как раз и будет акт сверки.

Если же месячный срок пропущен, то обращаться за возвратом денег придется уже в суд. На это ст. 79 НК РФ отводит уже целых три года.

На возврат незаконно взысканных пеней НК РФ отводит инспекции один месяц (п. 5 ст. 79). При нарушении этого срока бездействие инспекции надо обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде.

И штрафы верните!

Есть у незаконного установления авансовых платежей и еще одно неблагоприятное последствие. Дело в том, что по итогам отчетных периодов надо было сдавать декларации. Соответственно, тех, кто этого не делал, штрафовали.

Но так как региональные законодатели не имели права устанавливать отчетные периоды по налогу, то не должно быть и промежуточных деклараций. А значит, штрафы за неподанную отчетность также попали в бюджет незаконно. И их положено вернуть.

Здесь заметим, что в НК РФ не прописан порядок возврата штрафов. В ст. 79 НК РФ речь идет лишь о незаконно взысканной недоимке и пенях. Однако суды считают, что штрафы должны возвращаться плательщику в том же порядке. С единственной оговоркой - проценты на лишние штрафы не начисляются (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.09.2004 по делу N А40-32325/04-111-386. Подробнее об этом деле читайте в "УНП" N 45, 2004, с. 15). Таким образом, для возврата штрафа в инспекцию надо подать соответствующее заявление.

И.С.Якимович

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

28.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Четыре периода одного платежа ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 40) >
Статья: Какая поездка - командировка? ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 40)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.