Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Приказу ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444 ("Консультант", 2005, N 22)



"Консультант", 2005, N 22

КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ ФНС РОССИИ

ОТ 09.09.2005 N САЭ-3-01/444

ФНС утвердила Регламент организации работы территориальных инспекций с налогоплательщиками. По сравнению со своим предшественником новый порядок претерпел некоторые изменения. Сотрудники налоговой службы считают, что данный документ улучшит взаимоотношения "на местах" между представителями ИФНС и компаний.

Уже в ноябре текущего года вступит в силу новый Регламент организации работы инспекторов со своими "клиентами" (налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами). Главное налоговое ведомство адресовало этот основополагающий документ непосредственно территориальным инспекциям для использования в ежедневной работе. Налогоплательщикам также стоит с ним ознакомиться, поскольку Регламент раскрывает, с чем предстоит столкнуться и на что следует рассчитывать при обращении в свою ИФНС.

Новый порядок по старым правилам...

Сразу следует отметить, что новый порядок организации работы инспекций с налогоплательщиками разработан на основе прошлогоднего Регламента (Приказ МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468). Как и прежде, он будет содержать пять привычных разделов.

В разд. 1 описаны основные правила приема налогоплательщиков, а также требования к оформлению и техническому оборудованию помещений, предназначенных для их обслуживания (операционных залов). Из него граждане и организации могут узнать, как их должны встретить и что они могут увидеть или услышать, придя в свою инспекцию.

В разд. 2 Регламента оговорена организация приема, регистрации входящих документов (бухгалтерской и налоговой отчетности, писем и запросов), а также выдачи подготовленных справок, свидетельств и уведомлений. Как и раньше, отдел по работе с налогоплательщиками остается одним из основных в инспекциях, через который проходит весь документооборот.

Раздел 3 раскрывает особенности сверки расчетов, а также порядок выдачи справок о состоянии расчетов и выполнении обязанности по уплате налогов и сборов. В целом процесс проведения сверки остался без изменений. Фирма или предприниматель может сделать это, подав письменное заявление. По ликвидируемым и переходящим в другие инспекции организациям сверка проводится в обязательном порядке по инициативе сотрудников инспекции. А крупнейшие налогоплательщики будут проходить эту процедуру, как и раньше, ежеквартально.

Раздел 4 посвящен информационному обеспечению. За инспекциями новый Регламент оставляет обязанность информировать плательщиков, в том числе в письменном виде, о действующем законодательстве о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, порядке заполнения форм налоговой отчетности и т.д.

Раздел 5 устанавливает порядок организации работы инспекторов с их подопечными на территориально отдаленных рабочих местах межрайонных инспекций. Порядок приема и выдачи документов, сверки расчетов по-прежнему будет зависеть от наличия у таких "обособленцев" доступа к информационным ресурсам инспекции межрайонного уровня.

Как мы видим, структура нового Регламента, по сравнению с прошлогодним, не поменялась. Все его разделы расположены в той же последовательности и даже сохранили свои названия. Но если внимательно прочесть документ, то можно заметить, что часть его положений все-таки претерпела некоторые изменения.

...но с изменениями

Очевидно, одной из причин "обновления" Регламента было то, что за год существования прежний документ несколько "отстал от жизни".

Еще в прошлом году Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314). Одновременно с этим главное налоговое ведомство страны сочло необходимым изменить и дополнить некоторые положения устаревшего порядка работы сотрудников инспекций с их подопечными.

И если сравнить новый Регламент с его предыдущим вариантом, то среди приметных нововведений в документ следует выделить следующие:

- при подаче заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, утвержденной по согласованию с налоговыми органами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также иных документов налогоплательщик должен быть готов к тому, что сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками может пригласить работника камерального отдела для более детальной проверки представляемых в инспекцию документов (п. 2.1.8 Регламента);

- сделано своевременное дополнение, что на подаваемые в инспекцию заявления сейчас не только ставится отметка налоговой инспекции о приеме. Некоторые из них должны быть зарегистрированы и введены в информационную систему (п. 2.2.3 Регламента);

- внесено дополнение о том, что справку и другие документы по вопросам, относящимся к компетенции налоговой инспекции, кроме самого налогоплательщика, может получить и его представитель (п. 2.2.4 Регламента);

- по необходимости инспекторы могут увеличить срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками. Сейчас он составляет 10 рабочих дней в случае, когда у организации и инспекции отсутствуют расхождения в данных. Если же в расчетах обнаружены "нестыковки", то сверка может быть продлена еще на пять рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента);

- срок исправления ошибки, допущенной работниками инспекции и обнаруженной при сверке расчетов с налогоплательщиком, увеличится. Теперь вместо трех рабочих дней недочет должен быть исправлен не более чем за пять дней (п. 3.1.5 Регламента);

- срок оформления и подписания справки о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам при отправке заявления по почте составит 12 рабочих дней. Для справок, заявки на которые представлены в инспекцию лично, срок остается прежним - 10 рабочих дней со дня подачи заявления (п. 3.5.4 Регламента);

- в разд. 3 Регламента особо выделен порядок выдачи налогоплательщику справки об исполнении им обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (п. 3.6 Регламента);

- срок ответа на письменные запросы юридических и физических лиц будет единым и составит 30 календарных дней с момента поступления запроса в инспекцию (лично или по почте). Причем налогоплательщики, которые представляют отчетность по телекоммуникационным каналам связи, будут лишены приоритета. Теперь они смогут получить ответ на свой запрос также в течение 30 дней (в отличие от предыдущего срока в 15 дней с момента регистрации запроса). Кроме того, при необходимости налоговая инспекция может продлить срок ответа еще на месяц, о чем должна уведомить заявителя (п. 4.3.2.3 Регламента);

- теперь порядок "обслуживания" инспекторами на территориально обособленных рабочих местах налогоплательщиков зависит только от наличия или отсутствия у них доступа к информационным ресурсам ИФНС межрайонного уровня. Напомним, что ранее на организацию их работы влияли еще и такие факторы, как транспортное сообщение с центральным офисом и режим доступа к информационной системе (п. 5.1.1 Регламента);

- порядок выдачи справок об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов, пеней, санкций) на территориально обособленных рабочих местах межрайонных инспекций такой же, как и для справок о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам (п. 5.5.2 Регламента). Только он выделен отдельно. Причем работники главного налогового ведомства не рекомендуют отправлять заявления на их получение по почте (п. 5.5.1, пп. 1 п. 5.4.1.1 Регламента). Видимо, такой совет обусловлен тем, что отправленное по почте заявление может затеряться, или же пройдет установленный срок оформления справки, пока общий отдел разыщет его во входящей корреспонденции и зарегистрирует.

Следует заметить, что выше приведены не все отличия в положениях нового и прошлогоднего Регламента, а лишь более заметная их часть. Остальные изменения затрагивают лишь организационную работу внутри и между отделами инспекции, поэтому не представляют особого интереса для налогоплательщиков.

Постскриптум

Итак, для работников инспекций порядок организации "обслуживания" налогоплательщиков уже не новость. Более года в ежедневной работе со своими подопечными они руководствуются прошлогодним Регламентом, который не сильно отличается от своего "правопреемника".

Но, подводя итоги, нужно отметить, что до сих пор многие из положений старого порядка на практике так и остались невыполненными. А та его часть, которая носит рекомендательный характер, скорее всего так и останется на бумаге. К сожалению, на сегодняшний день искреннее желание руководства инспекций придерживаться установленных Регламентом норм пока что не соответствует их реальным возможностям.

Однако нельзя не отметить и положительные тенденции в стремлении налоговых работников соответствовать должному уровню работы со своими подопечными. Думается, что реализации задуманных главным налоговым ведомством намерений усовершенствовать работу инспекций должно помочь время. А пока налогоплательщики могут только надеяться на скорейшее выполнение всех предписанных Регламентом норм.

Подписано в печать

27.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 09.08.2005 N 101н ("Консультант", 2005, N 22) >
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 15.09.2005 N 570 ("Консультант", 2005, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.