Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761 ("Консультант", 2005, N 22)



"Консультант", 2005, N 22

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ

ОТ 13.09.2005 N ЧД-6-09/761

Налоговые инспекторы разъяснили, каким образом будет проводиться дисквалификация должностных лиц предприятий и фирм. Также они перечислили, за какие нарушения суд может запретить представителю администрации занимать руководящие посты в любых других компаниях на три года.

Дисквалификация должностного лица как мера наказания впервые была введена законодателями в 2002 г. в Кодексе об административных правонарушениях. Назначить ее может только суд на срок от шести месяцев до трех лет. В том числе эта санкция установлена и за нарушение законодательства о госрегистрации.

Однако, по словам самих налоговых работников, санкция до недавнего времени не применялась. В этом году инспекции впервые начали ее использовать. Причем практика складывается не в пользу руководителей.

Общие разъяснения

В ч. 1 обзорного Письма сотрудники ФНС разъяснили, что такое дисквалификация, а также перечислили, за какие нарушения суд может запретить представителю администрации занимать руководящие посты в любых других компаниях в течение трех лет. Кстати, дисквалифицировать суд может не только директора организации, но и других сотрудников с управленческими функциями - заместителя руководителя, главного бухгалтера, начальников подразделений и отделов.

Дисквалификация заключается в том, что суд ограничивает человека в работе: тот не может свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности. Налоговые сотрудники отметили, что суд лишает такого гражданина права заниматься не предпринимательской деятельностью вообще, а лишь определенным ее видом, связанным с принятием решений или выполнением конкретных действий. В Письме перечислено, что именно будет под запретом для представителя администрации.

Во-первых, такой работник не может осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Во-вторых, он не вправе входить в совет директоров (или наблюдательный совет). И в-третьих, ему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью по управлению компанией (п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ). Более того, все перечисленные запреты распространяются не только на деятельность в фирме, в которой он работал, но и в других организациях.

Если нарушитель - индивидуальный предприниматель, то его дело рассматривает арбитражный суд, если же это генеральный директор, главный бухгалтер и любой другой сотрудник компании, то решение о дисквалификации будет принимать мировой судья (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

За что могут дисквалифицировать главбуха?

В Кодексе об административных правонарушениях законодатели установили не так много оснований, по которым административным сотрудникам могут запретить работать на руководящих должностях. Такое наказание возможно, если руководитель или другое ответственное лицо (например, главный бухгалтер или начальник отдела кадров):

- два раза нарушил трудовое законодательство (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

- устроил фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ);

- попытался скрыть имущество, сведения о нем, о его размере, местонахождении, а также спрятать, уничтожить, сфальсифицировать бухгалтерские и иные учетные документы, если эти действия совершены при банкротстве или накануне банкротства (ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

- не подал заявление о признании организации банкротом в арбитражный суд (ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ);

- не выполнил процедуры банкротства (в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения) (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ);

- ненадлежаще управлял организацией, что привело к уменьшению капитала фирмы или возникновению убытков (ст. 14.21 КоАП РФ);

- заключал сделки или совершал иные действия, которые выходят за пределы его полномочий (ст. 14.22 КоАП РФ);

- представил в налоговую инспекцию при регистрации фирмы документы, которые содержали заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Чем грозит регистрация не по правилам?

Имейте в виду, что заявителя могут дисквалифицировать только за заведомо ложные сведения в документах на регистрацию, а не за любые неверные. Поэтому сотрудники налоговой службы обратили внимание на разницу между недостоверными сведениями (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ) и заведомо ложными (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

В первом случае неверная информация заключается в том, что в документах есть неточности либо содержание искажено неумышленно. За подобное нарушение суд может вынести ответственному сотруднику предупреждение или оштрафовать его на 5000 руб.

Формулировка "заведомо ложные сведения" означает, что заявитель знал, что представляет искаженную информацию (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23). И санкция здесь гораздо серьезнее - дисквалификация работника.

Законодатели предусмотрели ответственность за аналогичное нарушение и в Уголовном кодексе (ст. 171 УК РФ). Разница между ними заключается в последствиях: уголовная ответственность наступит, только если представитель администрации получит доход в крупном размере или причинит крупный ущерб.

ФНС перечислила, на чем можно "поймать" представителя руководства. Например, когда он подает:

- сведения об учредителях или уставном капитале общества (скажем, уставный капитал не оплачен);

- информацию об адресе фирмы (фактически такой улицы не существует; по адресу, указанному в регистрационных документах, компания отсутствует);

- паспортные данные руководителя и т.д.

Первая судебная практика

В ч. 3 обзорного Письма сотрудники Федеральной налоговой службы признались, что дисквалификация применяется редко. Как правило, суд лишает административных работников права занимать руководящие должности за нарушения трудового законодательства (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ), а не налогового.

И вот наконец впервые в этом году представители Фемиды рассматривали дела о дисквалификации за нарушение правил регистрации (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Все данные о дисквалификации налоговая будет вносить в ЕГРЮЛ, поэтому ФНС надеется, что положительная практика уменьшит количество злоупотреблений недобросовестных предпринимателей.

Первое дело было рассмотрено в московском суде. В 2005 г. инспекции неоднократно штрафовали гражданина Сафронова, который был руководителем нескольких организаций, за то, что он представлял недостоверные сведения об их адресах при регистрации. В налоговой ему дали время устранить нарушение. Однако спустя месяц проверка показала, что по адресу, где зарегистрирована одна из компаний, ее фактически нет. К тому же в объяснениях гр-н Сафронов написал, что заявление заполнял не он лично и вклад в уставный капитал он не вносил. На основании этих данных мировой судья дисквалифицировал Сафронова на два года.

Два других дела рассматривал суд Ростовской области. В первом случае гражданин Зияншин подал заявление о внесении изменений в Единый госреестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Налоговый инспектор, сопоставив паспортные данные заявителя с базой недействительных паспортов федерального уровня, обнаружил, что там "присутствует" этот паспорт. Рассмотрев материалы дела, мировой судья не стал дисквалифицировать Зияншина, а ограничился административным штрафом.

Во втором случае гражданин Лазарев также вносил изменения в ЕГРЮЛ. К заявлению был приложен приказ о его вступлении в должность руководителя. Однако одновременно с этим в налоговую инспекцию поступили документы о том, что Лазарев больше не является директором фирмы, и на регистрацию он подал заведомо ложные документы. На основании этого суд дисквалифицировал его на год.

Подписано в печать

27.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 06.09.2005 N 03-11-04/2/64 ("Консультант", 2005, N 22) >
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 12.08.2005 N 105н ("Консультант", 2005, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.