|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Возникает ли у банка как у налогового агента обязанность по удержанию НДФЛ или сообщению в налоговые органы о выплаченном доходе, в случае если у физлица (заемщика) появляется доход от экономии на процентах по заемным средствам ниже 3/4 ставки рефинансирования в рублях и 9% в валюте на момент начисления процентов и он не назначил банк уполномоченным представителем по уплате налога? ("Аудит и налогообложение", 2005, N 11)
"Аудит и налогообложение", 2005, N 11
Вопрос: Возникает ли у банка как у налогового агента обязанность по удержанию НДФЛ или сообщению в налоговые органы о выплаченном доходе, в случае если у физического лица (заемщика) появляется доход от экономии на процентах по заемным средствам ниже 3/4 ставки рефинансирования в рублях и 9% в валюте на момент начисления процентов и налогоплательщик (физическое лицо, которое не является сотрудником банка) не назначил банк уполномоченным представителем по уплате налога с суммы материальной выгоды (нет нотариально заверенной доверенности)?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются доходы налогоплательщика, в том числе и в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. На основании ст. 212 НК РФ налоговая база определяется как: 1) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора; 2) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Пунктом 4 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Поскольку фактической выплаты материальной выгоды не происходит, можно говорить о том, что обязанность налогового агента определять налоговую базу при получении дохода в виде материальной выгоды за пользование заемными средствами Налоговым кодексом не предусмотрена. Таким образом, банк не обязан исчислять и удерживать в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. Однако налогоплательщик в соответствии со ст. ст. 26 и 29 НК РФ вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по исчислению налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды и соответственно по исчислению налога и его уплате в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариальной, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Так как банк не располагает нотариально заверенной доверенностью, то обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с суммы материальной выгоды лежит на налогоплательщике (физическом лице). Такой порядок, на наш взгляд, применяется и в случае предоставления кредита, и в случае предоставления займа.
В соответствии с Письмом ФНС России от 24.12.2004 N 04-3-01/928, если заемные средства получены физическим лицом в виде кредита, предоставленного банком или иной кредитной организацией, такая организация выступает в качестве налогового агента, который обязан определить налоговую базу и исчислить налог на доходы при получении налогоплательщиком доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитными средствами. При этом, если речь идет о займе, позиция налоговых органов аналогична изложенной выше: определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Однако заемщик по согласованию с организацией, являющейся заимодавцем, с учетом норм ст. 29 НК РФ вправе передать ей свои полномочия по исчислению налоговой базы и суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы. С 1 января 2005 г. в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" п. 2 ст. 224 НК РФ предусмотрен специальный порядок применения налоговых ставок в размере 35 и 13% в отношении доходов в виде суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ. В частности, налоговая ставка в отношении таких доходов устанавливается в размере 35%, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%.
Консультационный отдел ЗАО "Horwath МКПЦН" Подписано в печать 27.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |