Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Возникает ли у банка как у налогового агента обязанность по удержанию НДФЛ или сообщению в налоговые органы о выплаченном доходе, в случае если у физлица (заемщика) появляется доход от экономии на процентах по заемным средствам ниже 3/4 ставки рефинансирования в рублях и 9% в валюте на момент начисления процентов и он не назначил банк уполномоченным представителем по уплате налога? ("Аудит и налогообложение", 2005, N 11)



"Аудит и налогообложение", 2005, N 11

Вопрос: Возникает ли у банка как у налогового агента обязанность по удержанию НДФЛ или сообщению в налоговые органы о выплаченном доходе, в случае если у физического лица (заемщика) появляется доход от экономии на процентах по заемным средствам ниже 3/4 ставки рефинансирования в рублях и 9% в валюте на момент начисления процентов и налогоплательщик (физическое лицо, которое не является сотрудником банка) не назначил банк уполномоченным представителем по уплате налога с суммы материальной выгоды (нет нотариально заверенной доверенности)?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются доходы налогоплательщика, в том числе и в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

На основании ст. 212 НК РФ налоговая база определяется как:

1) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

2) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Пунктом 4 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Поскольку фактической выплаты материальной выгоды не происходит, можно говорить о том, что обязанность налогового агента определять налоговую базу при получении дохода в виде материальной выгоды за пользование заемными средствами Налоговым кодексом не предусмотрена. Таким образом, банк не обязан исчислять и удерживать в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. Однако налогоплательщик в соответствии со ст. ст. 26 и 29 НК РФ вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по исчислению налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды и соответственно по исчислению налога и его уплате в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариальной, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Так как банк не располагает нотариально заверенной доверенностью, то обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с суммы материальной выгоды лежит на налогоплательщике (физическом лице).

Такой порядок, на наш взгляд, применяется и в случае предоставления кредита, и в случае предоставления займа.

В соответствии с Письмом ФНС России от 24.12.2004 N 04-3-01/928, если заемные средства получены физическим лицом в виде кредита, предоставленного банком или иной кредитной организацией, такая организация выступает в качестве налогового агента, который обязан определить налоговую базу и исчислить налог на доходы при получении налогоплательщиком доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитными средствами. При этом, если речь идет о займе, позиция налоговых органов аналогична изложенной выше: определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Однако заемщик по согласованию с организацией, являющейся заимодавцем, с учетом норм ст. 29 НК РФ вправе передать ей свои полномочия по исчислению налоговой базы и суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы.

С 1 января 2005 г. в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" п. 2 ст. 224 НК РФ предусмотрен специальный порядок применения налоговых ставок в размере 35 и 13% в отношении доходов в виде суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ.

В частности, налоговая ставка в отношении таких доходов устанавливается в размере 35%, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%.

Консультационный отдел

ЗАО "Horwath МКПЦН"

Подписано в печать

27.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Внутренний контроль в бюджетной организации ("Аудит и налогообложение", 2005, N 11) >
Вопрос: Разъясните порядок учета расходов по сертификации продукции в налоговом и бухгалтерском учете. ("Аудит и налогообложение", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.