Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Товар перевозит иностранная фирма - как платить НДС и налог на прибыль ("Главбух", 2005, N 21)



"Главбух", 2005, N 21

ТОВАР ПЕРЕВОЗИТ ИНОСТРАННАЯ ФИРМА -

КАК ПЛАТИТЬ НДС И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Действующие в 2005 г. правила налогообложения транспортных услуг, оказанных иностранными компаниями, ясными не назовешь. Правда, с 1 января 2006 г. вступит в силу новая редакция ст. 148 Налогового кодекса РФ. Законодатели хотели дать в ней четкие критерии, по которым можно определить, облагаются ли услуги по перевозкам НДС или нет. Но, увы, в результате вопрос стал еще более запутанным.

В этой статье мы расскажем, в каких случаях нужно удерживать налоги с зарубежных перевозчиков в 2005 г. и какие изменения произойдут в этом вопросе с 2006 г.

Налог на добавленную стоимость

Когда российская компания платит иностранной фирме вознаграждение за какую-либо услугу, из перечисляемой суммы надо удержать НДС. Таково требование ст. 161 Налогового кодекса РФ. Правда, это надо делать только в том случае, если одновременно выполняется два условия:

1) зарубежная фирма не состоит на учете в российских налоговых органах;

2) местом реализации услуги является территория Российской Федерации.

Выполняется ли первое условие, узнать несложно. Просто попросите у иностранного партнера заверенную нотариусом копию свидетельства о постановке на налоговый учет. Если перевозчик такую копию предоставит, проблем с НДС не возникнет: иностранная фирма будет уплачивать этот налог самостоятельно. Если же свидетельства у зарубежного партнера нет, придется разбираться со вторым условием. Причем с нового года порядок определения места реализации претерпит некоторые изменения.

Правила, действующие в 2005 году

Прежде всего, скажем, что место реализации услуг зависит от того, каким видом транспорта они доставляют груз:

- воздушным, морским или речным;

- автомобильным или железнодорожным.

О перевозках, осуществленных воздушными, морскими и речными судами, упоминается в п. 2 ст. 148 Налогового кодекса РФ, в которой как раз и перечислены случаи, когда услуги считаются оказанными на территории России. Там сказано, что услуги по воздушным, морским и речным перевозкам считаются оказанными на территории Российской Федерации лишь в том случае, когда порт отправления или порт назначения расположен в России.

НДС с иностранных перевозчиков удерживают по ставке 18%/118%. Об этом четко сказано в п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ. Правда, совсем недавно чиновники поставили данную норму Кодекса под сомнение. В Письме Минфина России от 5 августа 2005 г. N 03-04-08/2 указано, что налоговый агент должен рассчитать НДС по ставке 18 процентов, если иностранная организация этот налог в стоимости работ не учитывает. Более того, в этом случае, утверждают минфиновцы, агент обязан заплатить НДС за счет собственных средств.

Разумеется, такие разъяснения чиновников не выдерживают никакой критики. Во-первых, как мы уже сказали, ставка, по которой считают НДС налоговые агенты, прямо прописана в п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ. Во-вторых, налоговые агенты практически во всех случаях должны удерживать налоги из денег, перечисляемых налогоплательщику. И случай, когда НДС удерживается у иностранной фирмы, исключением не является.

Таким образом, вывод минфиновцев будет легко оспорить. Но если вы не хотите вступать в спор, то попросите своего иностранного контрагента вписать в контракт фразу "Стоимость услуг по перевозке включает НДС". Это избавит вас от разногласий с проверяющими.

Удержанный налог надо перечислить в бюджет одновременно с уплатой вознаграждения. Иначе банк не примет у вас поручение на перевод денег иностранной фирме. Это прописано в п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ. НДС надо рассчитывать по курсу, который установил Центральный банк РФ на дату перечисления налога. Такие разъяснения даны в Письме МНС России от 24 сентября 2003 г. N ОС-6-03/995@.

Пример 1. ЗАО "Полюс" заказало перевозку импортного товара румынской компании. Товар доставляется на корабле из Стамбула в Новороссийск. Стоимость услуги - 2000 долл. США. Акт об оказании услуг был подписан 29 августа 2005 г. А деньги перевозчику перечислили 30 августа 2005 г. Курс доллара США, установленный Центральным банком РФ на эти даты, составил 28,4505 руб/USD и 28,4368 руб/USD соответственно.

Поскольку морская перевозка осуществлена между иностранным и российским портом, с вознаграждения румынской фирмы нужно удержать НДС по ставке 18%/118%. Сумма налога составила 305,08 долл. США (2000 USD х 18% : 118%).

Бухгалтер ЗАО "Полюс" сделал в учете такие проводки.

29 августа 2005 г.:

Дебет 44 Кредит 60

- 48 221,32 руб. ((2000 USD - 305,08 USD) х 28,4505 руб/USD) - списана на издержки обращения стоимость услуг по перевозке товара за вычетом НДС;

Дебет 19 Кредит 60

- 8679,68 руб. (305,08 USD х 28,4505 руб/USD) - отражен НДС по услугам румынского перевозчика.

30 августа 2005 г.:

Дебет 60 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 8675,50 руб. (305,08 USD х 28,4368 руб/USD) - удержан НДС из вознаграждения румынского перевозчика;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51

- 8675,50 руб. - перечислен НДС, удержанный из вознаграждения румынского перевозчика;

Дебет 60 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"

- 27,40 руб. (2000 USD х (28,4505 руб/USD - 28,4368 руб/USD)) - отражена положительная курсовая разница по задолженности перед румынским перевозчиком;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 19

- 4,18 руб. (305,08 USD х (28,4505 руб/USD - 28,4368 руб/USD)) - скорректирована сумма НДС, удержанная из вознаграждения перевозчика, в связи с изменением курса доллара США;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 8675,50 руб. - принят к вычету НДС, удержанный из вознаграждения румынского перевозчика.

Про перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом в ст. 148 Налогового кодекса РФ отдельно ничего не сказано. Поэтому надо пользоваться общим порядком, который установлен в пп. 5 п. 1 ст. 148. Из него следует, что местом оказания услуг считается Россия, если перевозчик осуществляет свою деятельность в Российской Федерации. Это происходит, если он имеет в России постоянное представительство (п. 2 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Между тем постоянные представительства иностранных фирм в обязательном порядке должны встать на учет в российских налоговых инспекциях. Это следует из ст. 83 Налогового кодекса РФ. А как мы уже сказали, зарубежные фирмы, состоящие на налоговом учете, платят НДС самостоятельно.

Таким образом, удерживать НДС у зарубежного перевозчика, который доставляет товар автомобилями или по железной дороге, не нужно. При этом не имеет значения, состоит он на налоговом учете в России или нет. В первом случае перевозчик платит НДС в российский бюджет самостоятельно, а во втором - уплачивает этот налог у себя в стране.

Однако некоторые инспекторы считают, что на автомобильные и железнодорожные перевозки распространяется правило, прописанное в п. 2 ст. 148 Налогового кодекса РФ для доставки грузов самолетами и судами. Например, подмосковные инспекторы считают, что с иностранной фирмы, перевозящей груз на автомобиле из российского населенного пункта за границу или наоборот - из зарубежья в Россию, НДС удержать нужно (см. Письмо УМНС России по Московской области от 31 октября 2003 г. N 06-21/18753/Ц492).

Однако такой вывод неверен, поскольку в п. 2 ст. 148 Налогового кодекса РФ говорится только о перевозках между портами. К автомобилям и поездам понятие "порт" неприменимо. Но если такой довод инспекторов не переубедит, спор придется разрешать в суде. Пока подобной судебной практики нет. Но скорее всего суд встанет на сторону налогоплательщика. Ведь даже налоговики в большинстве регионов считают, что автоперевозки облагаются НДС только в том случае, когда иностранная компания состоит на учете в российских налоговых органах. А в этом случае она платит налог самостоятельно. Примером тому Письмо УФНС России по г. Москве от 26 октября 2004 г. N 24-11/68732. Кроме того, в Минфине России нам подтвердили, что с иностранцев, перевозящих грузы на автомобилях или по железной дороге, НДС удерживать не нужно.

Что изменится с 2006 года

Как мы уже сказали, в 2006 г. вступит в силу новая редакция ст. 148 Налогового кодекса РФ. В пп. 4.1 п. 1 новой редакции ст. 148 будет прописано, что услугами, оказанными на территории Российской Федерации, считаются только услуги российских перевозчиков. При этом пункт отправления или пункт назначения должен находиться в России. Подпункт же 5 п. 1.1 обновленной ст. 148 гласит, что услуги по перевозке, не упомянутые в пп. 4.1 п. 1 этой статьи, считаются оказанными за пределами России.

Казалось бы, из этого можно сделать однозначный вывод о том, что с иностранных фирм, оказывающих услуги по перевозке, с 2006 г. удерживать НДС не нужно. Но, к сожалению, законодатели оставили без изменений п. 2 ст. 148. А в нем, как мы уже говорили, есть норма, по которой услуги перевозчиков считаются оказанными в России, если товар отправляется из российского порта или доставляется в такой порт.

В результате получается, что по-прежнему надо удерживать НДС с иностранных фирм, которые доставляют товары из России или в Россию по воздуху, морям или рекам. Именно так трактуют новую редакцию ст. 148 Налогового кодекса РФ в Минфине России. При этом чиновники признают, что п. 2 противоречит пп. 5 п. 1.1 этой статьи. Исправить это противоречие могут только поправки в ст. 148. Кстати, не исключено, что такие изменения появятся еще до конца 2005 г. И тогда, возможно, в 2006 г. уже не придется удерживать НДС из доходов иностранных перевозчиков.

Налог на прибыль

Налог на прибыль с иностранных фирм, перевозящих товар воздушным, морским, речным, автомобильным или железнодорожным транспортом, удерживать надо. На это прямо указано в пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ. Однако из этого правила есть исключения.

Поэтому сначала расскажем о случаях, когда налог на прибыль удерживать не надо. А потом дадим методику расчета налога для тех ситуаций, когда заплатить в бюджет необходимо.

Когда налог с дохода удерживать не нужно

1. Не надо удерживать налог, когда товар перевозится между пунктами, которые расположены за пределами Российской Федерации.

2. Налог не удерживается, если доход выплачивается постоянному представительству зарубежной компании. Ведь оно платит налоги самостоятельно.

3. Доход иностранца не облагается налогом, если об этом сказано в соглашении или конвенции между Россией и той страной, которую представляет перевозчик. Остановимся на этом случае подробнее. В большинстве таких соглашений и конвенций сказано, что услуги по тому или иному виду перевозок облагаются налогом на прибыль в государстве, в котором зарегистрирован перевозчик. Чаще всего при этом речь идет о морских или воздушных перевозках. Однако в соглашениях с некоторыми государствами упоминается также автомобильный и железнодорожный транспорт. Например, в Соглашении об избежании двойного налогообложения между Россией и Турцией сказано, что налог с прибыли от перевозок дорожным транспортом фирма, доставившая груз, платит в своем государстве.

Разумеется, во всех подобных случаях налог с доходов иностранной фирмы удерживать не нужно. Ведь согласно ст. 7 Налогового кодекса РФ, международные договоры превалируют над российским налоговым законодательством.

Однако одного соглашения недостаточно. Надо еще представить документ, подтверждающий, что зарубежный партнер является резидентом государства, соглашение с которым освобождает доход от перевозок от налогообложения в России. Эту бумагу должен предоставить зарубежный контрагент. Согласно п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ, документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства (он указан в соглашении) и переведен на русский язык.

Официальной формы у документа, который надо попросить у перевозчика, нет. Но налоговики советуют сформулировать его так:

"Подтверждается, что организация... (наименование организации)... является (являлась) в течение... (указывается период)... лицом с постоянным местопребыванием в... (указывается государство)... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)".

Такая рекомендация дана в п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. N БГ-3-23/150.

Впрочем, иностранец должен быть сам заинтересован в том, чтобы представить документ, освобождающий его от налогообложения в России. Поэтому предупредите контрагента, что без такой бумаги вы будете вынуждены удержать налог из его дохода. Ведь в противном случае вам грозят налоговые санкции.

Как удержать налог

Теперь предположим, что налог удержать все же надо. Сумма налога с доходов иностранного перевозчика рассчитывается по ставке 10 процентов (пп. 2 п. 2 ст. 284 Налогового кодекса РФ). В бюджет удержанную сумму нужно перечислить в течение трех дней после выплаты дохода (п. 2 ст. 287 Налогового кодекса РФ). Обратите внимание, что налог надо исчислять в той валюте, в которой выплачивается доход. Это следует из п. 5 ст. 309 Налогового кодекса РФ. Уплатить же удержанный налог в бюджет можно как в рублях, так и в иностранной валюте.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. По соглашению между Россией и Румынией перевозчик должен платить налог в государстве, резидентом которого он является. Однако румынская фирма не представила ЗАО "Полюс" документ, подтверждающий свое постоянное местопребывание в Румынии. Поэтому ЗАО "Полюс" удержало из дохода перевозчика налог по ставке 10 процентов. Сумма налога составила 169,49 USD ((2000 USD - 305,08 USD) х 10%).

30 августа 2005 г. бухгалтер ЗАО "Полюс" сделал такие проводки:

Дебет 60 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль в долларах США"

- 4819,75 руб. (169,49 USD х 28,4368 руб/USD) - удержан налог с дохода румынского перевозчика;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль в долларах США" Кредит 52

- 4819,75 руб. - уплачен удержанный налог с дохода румынского перевозчика;

Дебет 60 Кредит 52

- 43 378,35 руб. ((2000 USD - 305,08 USD - 169,49 USD) х 28,4368 руб/USD) - оплачены услуги румынского перевозчика.

П.И.Самсонов

Эксперт

юридического отдела

консалтинговой группы "РУНА"

Подписано в печать

26.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговая оптимизация при использовании давальческого сырья ("Главбух", 2005, N 21) >
Статья: Уменьшаем ЕСН на неуплаченные пенсионные взносы ("Главбух", 2005, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.