Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как защитить свои права при встречной проверке ("Главбух", 2005, N 21)



"Главбух", 2005, N 21

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА ПРИ ВСТРЕЧНОЙ ПРОВЕРКЕ

В числе законопроектов, которые сейчас рассматривает Госдума, есть и поправки, которые касаются порядка проведения встречных проверок. Предполагается прописать более четко, какая инспекция вправе требовать документы в ходе такой проверки, какие именно документы и т.п. На данный же момент эти вопросы не урегулированы, что зачастую приводит к нарушению прав организаций. Радует то, что по большинству вопросов судьи поддерживают налогоплательщиков.

Подытожив арбитражную практику, мы решили рассказать о том, когда на фирме могут провести встречную проверку и в каком порядке она проходит. А также о том, как реагировать на требования налоговиков и что грозит, если при встречной проверке недоплату налога обнаружат не у контрагента, а у вас.

Кто может попасть под встречную проверку

В Налоговом кодексе РФ есть только одна норма, касающаяся встречных проверок, - ст. 87 Кодекса. Она позволяет инспекторам, проводящим налоговую проверку фирмы, запросить документы у ее контрагентов. То есть сведения об операциях контрагентов с проверяемой организацией.

Таким образом, существует два условия, при одновременном выполнении которых фирма может попасть под встречную проверку:

1) у ее контрагента проводится камеральная или выездная проверка;

2) ее деятельность непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.

Соответственно, если какое-либо из условий не выполняется, налоговики не вправе требовать документы в рамках встречной проверки.

Например, очень распространена ситуация, когда инспекторы запрашивают документы у фирмы, но эти сведения относятся не к проверяемому контрагенту, а к другой организации, у которой налоговая проверка не проводится. А потребовали налоговики сведения потому, что эта другая организация сотрудничает еще и с проверяемой фирмой. Судьи такие требования признают неправомерными. Так поступил, например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 16 мая 2005 г. по делу N Ф09-1967/05-С7, ФАС Московского округа в Постановлении от 10 февраля 2005 г. по делу N КА-А40/342-05, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13 сентября 2004 г. по делу N А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/04-С1.

В Налоговом кодексе РФ не сказано, когда фирма попадает под встречную проверку в обязательном порядке. Зато такой случай предусмотрен п. 12 Приказа МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461 (в ред. Приказа ФНС России от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-03/5@). Это поставщики фирм-экспортеров. Налоговики обращаются за сведениями к поставщикам, у которых организация купила товары, перепродаваемые за границу. Тем самым они проверяют вычет НДС по экспортируемым товарам.

Какая инспекция вправе провести встречную проверку

Допустим, что условия, при которых на фирме могут провести встречную проверку, выполняются. То есть инспекция вправе потребовать у организации документы. Но какая именно инспекция может это сделать - та, где фирма состоит на учете, или та, в которой зарегистрирован проверяемый контрагент?

В Налоговом кодексе РФ ответа на этот вопрос нет. На практике он решается следующим образом. Инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку, делает запрос в налоговую, где состоит на учете контрагент проверяемой фирмы. И уже та требует от организации документы.

Арбитражная практика показывает, что такой способ вполне законен. Как указывает ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14 апреля 2005 г. N А74-4227/04-Ф02-1964/05-С1, "налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля... Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Ограничения относительно того, какие налоговые органы вправе истребовать документы в рамках встречной проверки, ст. 87 Налогового кодекса РФ не установлены". Такой вывод судьи сделали исходя из ст. ст. 1 и 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Фактически это означает (и арбитражные суды признают это законным), что сейчас любая инспекция - как та, где фирма состоит на учете, так и та, в которой зарегистрирован проверяемый контрагент - может провести встречную проверку фирмы.

Отметим, что законопроект, находящийся сейчас на рассмотрении Госдумы, предполагает четко прописать в Налоговом кодексе РФ, что встречную проверку может провести только одна инспекция - та, где состоит на учете фирма, у которой запрашивают документы о проверяемом контрагенте.

В каком порядке налоговики

должны запрашивать документы

В ст. 87 Налогового кодекса РФ не сказано, как именно инспекторы должны проводить встречную проверку - какие документы оформлять, в какой срок, насколько подробно указывать перечень требуемых бумаг и т.д.

Однако общий подход к проведению встречной проверки выработан судебной практикой.

Инспекторы должны направить требование. По мнению судей, запрашивая документы при встречной проверке, нужно соблюдать общие нормы ст. 93 Налогового кодекса РФ. То есть запросить необходимые сведения налоговики должны письменно, в виде требования. На это указывает, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 26 апреля 2005 г. по делу N А19-19763/04-15-Ф02-1638/05-С1.

Требование должно быть получено фирмой. При этом инспекция может отдать требование лично представителю фирмы под расписку или отправить по почте письмом с уведомлением о вручении. Если расписки нет или документы были отправлены без уведомления, то доказательств того, что фирма получила требование, нет. А значит, никаких претензий к ней быть не может. Об этом заявил, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30 июня 2005 г. по делу N А19-3861/05-41-Ф02-3003/05-С1, а также ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14 июня 2005 г. по делу N А05-26384/04-19.

В требовании должны быть указаны запрашиваемые документы. Судебная практика последних трех лет свидетельствует о том, что налоговики должны указывать конкретный перечень документов. В противном случае арбитры признают требование незаконным. В качестве примера положительных дел можно привести Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13 июля 2005 г. по делу N А29-10785/2004а, ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июня 2005 г. по делу N Ф04-4058/2005 (12479-А27-35), ФАС Уральского округа от 4 июля 2005 г. по делу N Ф09-2774/05-С7.

Запрашиваемые документы должны быть связаны с деятельностью проверяемого контрагента. Практика показывает, что налоговики просят предоставить самые разнообразные документы. Однако судьи их ограничивают: запросить можно лишь те, которые свидетельствуют о взаимоотношениях с проверяемой фирмой. Это могут быть договоры, акты сверок, товарно-транспортные накладные, платежные документы, регистры бухгалтерского учета, книги покупок, книги продаж, в которых отражены операции проверяемого контрагента.

Требовать документы, не имеющие отношения к проверяемой фирме, незаконно. На это указал, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21 июля 2005 г. по делу N А33-29386/04-С3-Ф02-3457/05-С1.

Как отвечать на требование налоговиков

Итак, допустим, фирма получила требование налоговиков предоставить документы в рамках встречной проверки. Как на него реагировать? Все зависит от того, законно налоговики запрашивают сведения или нет.

Документы запрашивают законно

Если инспекторы оформили свое требование по всем правилам и у них действительно есть основания для встречной проверки, то документы предоставить необходимо. Иначе налоговики могут оштрафовать фирму на 5000 руб. на основании п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 16 июня 2005 г. по делу N А55-14973/2004-43), а затем все равно потребовать бумаги. Ведь такое право им предоставлено п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ.

Однако учтите, что предоставлять оригиналы необязательно, достаточно подготовить их копии.

Согласно п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ, копии должны быть "заверены должным образом". Как разъяснила ФНС России в Письме от 2 августа 2005 г. N 01-2-04/1087, это означает, что на копиях должна стоять подпись руководителя, а также печать фирмы. Заверять документы у нотариуса необязательно.

Собранные сведения можно привезти в налоговую лично либо отправить по почте. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. Отсчитываются они со дня, следующего за тем, когда фирма получила требование (ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

Сведения требуют неправомерно

Практика показывает, что очень распространены случаи, когда налоговики требуют от фирмы документы незаконно. Например, если они запрашивают сведения по операциям не с проверяемой фирмой, а с ее контрагентом. Или же в требовании не указан конкретный перечень бумаг, которые надо предоставить.

Во всех этих случаях организация вправе не выполнять требования налоговиков. Только вот чтобы ее не оштрафовали, рекомендуем написать в инспекцию мотивированный отказ. Его образец мы привели на с. 65.

Образец

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |         Общество с ограниченной ответственностью "Икс"         |
   |          129110, ул. Б. Переяславская, д. 10, стр. 5,          |
   |       ИНН 7710256782, КПП 771001001, ОГРН 1025018610524        |
   |                                                                |
   |                                              В ИФНС России N 10|
   |                                                по ЦАО г. Москвы|
   |                                       от генерального директора|
   |                                                       ООО "Икс"|
   |                                   Прохорова Алексея Николаевича|
   |                                                                |
   |    В  ответ  на  ваше  требование  N  125 от 18 октября 2005 г.|
   |сообщаем следующее.                                             |
   |    Из  текста вашего требования следует, что запрашиваемые вами|
   |документы  необходимы  для  подтверждения сведений, полученных в|
   |результате проводимой выездной проверки ОАО "Игрек".            |
   |    Однако  ООО  "Икс" не имеет договорных или иных связей с ОАО|
   |"Игрек".  Затребованные  вами документы касаются взаимоотношений|
   |ООО "Икс" и ЗАО "Омега".                                        |
   |    В  силу  абз.  2  ст.  87  Налогового  кодекса  РФ, если при|
   |проведении   камеральных   или  выездных  налоговых  проверок  у|
   |налоговых органов возникает необходимость получения информации о|
   |деятельности  налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с|
   |иными  лицами,  налоговым  органом могут быть истребованы у этих|
   |лиц   документы,   относящиеся   к   деятельности   проверяемого|
   |налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).     |
   |    Поскольку   вами   затребованы   документы,   относящиеся  к|
   |деятельности  ЗАО  "Омега",  в  отношении  которого  мероприятия|
   |налогового  контроля  в  настоящее  время  не  проводятся,  ваше|
   |требование  N  125  от  18  октября  2005  г.  не  соответствует|
   |положениям  ст.  87  Налогового  кодекса  РФ  и,  следовательно,|
   |является незаконным.                                            |
   |    В   силу   пп.   11  п.  1  ст.  21  Налогового  кодекса  РФ|
   |налогоплательщики  имеют право не выполнять неправомерные акты и|
   |требования   налоговых   органов   и   их  должностных  лиц,  не|
   |соответствующие  Налоговому  кодексу  РФ  или  иным  федеральным|
   |законам.                                                        |
   |                                                                |
   |    Генеральный директор ООО "Икс"   Прохоров    (А.Н. Прохоров)|
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Дело в том, что если фирма необоснованно отказалась предоставить документы, то, как уже было сказано, ей начислят штраф 5000 руб. А так как его взыскивают только через суд, фирме придется тратить дополнительные усилия и время на то, чтобы обжаловать решение о наложении штрафа. Мотивированный отказ может помочь налогоплательщику избежать судебного разбирательства. Ведь если аргументы фирмы убедят инспекторов, что в суде они проиграют дело, то штрафов они выставлять не станут.

Последствия встречной проверки

Сравнивая сведения, предоставленные фирмой, с данными проверяемого контрагента, налоговики могут выявить несоответствие. Оно может выражаться, например, в том, что фирма купила товар, однако проверяемый поставщик в свою очередь выручку не отразил.

Или же наоборот: согласно учету поставщика у него была выручка, а покупатель товар не оприходовал.

Могут ли налоговики тут же наказать фирму, у которой были затребованы документы, если у нее в ходе встречной проверки будет обнаружена недоплата налога?

Нет, не могут. Это нам подтвердили и в Минфине России.

Дело в том, что встречная проверка фирмы заключается в том, чтобы затребовать документы. И ответственность за их непредставление предусмотрена ст. 126 Налогового кодекса РФ. Чтобы проверить полноту уплаты налогов, нужна камеральная или выездная налоговая проверка. Именно в ходе этих проверок проводятся мероприятия по выявлению полноты уплаты налогов. И уже если по результатам налоговой проверки недоплата подтвердится, то фирме начислят штраф по ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекторам сначала необходимо назначить камеральную или выездную проверку. И если вы уже узнали об ошибках, которые налоговики нашли во время встречной проверки, то у вас будет время, чтобы их исправить. Для этого надо заплатить недоимку, пени, а также подать уточненную декларацию. Тем самым вы избежите штрафа.

Примечание. Оштрафовать за недоплату налога по результатам встречной проверки нельзя

Разгулин Сергей Викторович, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

- Документы, которые запрашиваются в ходе встречной проверки, касаются налогоплательщика, деятельность которого проверяется в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. В отношении именно этого налогоплательщика рассматривается вопрос о правильности исчисления и уплате налогов. Той организации, у которой запрашивают документы в рамках встречной проверки, грозит лишь штраф, если она их не представит. Для того чтобы сделать вывод о неуплате налога, нужна налоговая проверка. Это следует из ст. ст. 87 - 89 Налогового кодекса РФ.

Ю.Б.Добронравов

Управляющий партнер

юридической компании

"Добронравов и партнеры"

Подписано в печать

26.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Специально для бухгалтера интернет-кафе ("Главбух", 2005, N 21) >
Статья: Налоговая оптимизация при использовании давальческого сырья ("Главбух", 2005, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.