|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 26.10.2005> ("Главбух", 2005, N 21)
"Главбух", 2005, N 21
Утвержден новый бланк декларации по земельному налогу (с. 12). За то, что юридический адрес не совпадает с фактическим, накажут директора и главбуха (с. 13). Минфин: налог на имущество нужно отражать на счете 26 или 44 (с. 14). Путевой лист - только для автотранспортных организаций (с. 14). Ежемесячные акты на сумму лизинговых платежей не нужны (с. 15).
Новая декларация по земельному налогу
Минфин России Приказом от 23 сентября 2005 г. N 124н утвердил новую форму налоговой декларации по земельному налогу и Порядок ее заполнения. Новая форма декларации разработана на основе гл. 31 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2005 г. Правда, во многих регионах воспользовались годовой отсрочкой и весь год считали налог по-старому. За 2005 г. они отчитались до 1 июля (ст. 16 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю"). В тех же регионах, где местные власти решили взимать налог в соответствии с гл. 31 Налогового кодекса РФ уже с 2005 г., за этот год налогоплательщики отчитаются как раз по новой форме. При этом чиновники напоминают, что с 1 февраля 2006 г. Приказ МНС России от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/725 "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Инструкции по ее заполнению" применяться не будет. Ведь со следующего года во всех регионах земельный налог должен уплачиваться в соответствии с гл. 31 Налогового кодекса РФ. Новая декларация заметно меньше, чем старая. В ней всего три страницы: титульный лист и два раздела. В старой форме было пять разделов. Титульный лист немного изменился. В новой декларации не осталось листа, где указывались бы сведения о физическом лице (эти данные заполнялись, если у руководителя, главбуха или уполномоченного представителя отсутствовал ИНН). Зато появились клетки, куда нужно записывать основной государственный регистрационный номер для индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) и код по ОКВЭД.
В разд. 1 новой декларации нет больше строки "Срок уплаты". Но добавилась новая строка "Сумма налога к уменьшению". Если у фирмы несколько земельных участков разных категорий в пределах одного муниципального образования, то она в разд. 1 приводит общую сумму налога по всем участкам (указывает коды КБК и по ОКАТО). А вот разд. 2 стал унифицированным. В старой декларации сумма налога по каждой категории земли рассчитывалась в отдельных разделах. Теперь разд. 2 заполняется отдельно по каждому земельному участку с указанием кода категории. Получается, сколько у фирмы участков, столько у нее будет и разд. 2 в декларации. Приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. N 124н (зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2005 г. N 7076). Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 40, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 21, 2005.
Власти увольняют директоров и главбухов
Должностные лица могут быть на три года отстранены от работы, если в поданных на регистрацию документах указан один адрес, а фирма находится по другому. До недавнего времени дисквалификация должностных лиц практически не применялась. Однако в Письме от 13 сентября 2005 г. N ЧД-6-09/761 ФНС России напомнила инспекциям о такой санкции. Причем наказать подобным образом могут как проштрафившегося руководителя, так и главного бухгалтера. Такая мера наказания предусмотрена п. 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако применить его можно, только когда сведения были заведомо ложные. Если же произошла ошибка, то в ход идет п. 3 этой же статьи. А в нем предусмотрено гораздо более мягкое наказание: предупреждение или штраф 5000 руб. Поэтому здесь важно разобраться, что означает термин "заведомо ложные". Ответ можно найти в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23. Под термином понимается подача в регистрирующий орган бумаг с ложными сведениями, о чем знали лица, подписавшие документы. Вместе с тем установить, что такие обстоятельства действительно имели место, может только суд (п. 1 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Впрочем, как отмечается в Письме N ЧД-6-09/761, налоговики уже выиграли несколько судебных разбирательств на эту тему. В 2005 г. московский суд рассмотрел случай, когда руководитель представил на регистрацию неверные сведения о местонахождении. Директору дали месяц на то, чтобы устранить это нарушение. Однако он этого так и не сделал - налоговики не поленились выехать по указанному в заявлении адресу и проверить. В результате мировой судья г. Москвы вынес решение о дисквалификации руководителя на два года. Конечно, в таких случаях решение судьи можно оспорить в вышестоящем органе. Также учредители могут формально назначить другого директора. Однако все это доставит массу хлопот. А потому, как рассчитывают чиновники, фирмы сами, не доводя дело до суда, станут регистрироваться по фактическому адресу. Письмо ФНС России от 13 сентября 2005 г. N ЧД-6-09/761. Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 38, 2005.
Минфин видит налог на имущество на счете 26 или 44
Глава о налоге на имущество появилась в Налоговом кодексе РФ с 2004 г. Однако лишь недавно Минфин России в Письме от 5 октября 2005 г. N 07-05-12/10, которое вышло в ответ на частный запрос, пояснил, что в бухгалтерском учете суммы налога нужно отражать в составе расходов по обычным видам деятельности. То есть для этого следует использовать счет 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу". Минфиновцы посчитали, что налог на имущество относится к расходам, связанным с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг и продажей товаров. А эти затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Учитывая, что большинство фирм отражали суммы налога в составе операционных расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы", выводы чиновников радостными назвать никак нельзя. Ведь если последовать этим выводам, то придется вносить исправления в бухгалтерский учет. Кроме того, по суммам налога на имущество придется рассчитывать временные разницы по ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Ведь в налоговом учете такие суммы сразу списываются в прочие расходы и в стоимость товаров, работ или услуг не включаются. Между тем с разъяснениями, данными чиновниками в Письме N 07-05-12/10, вполне можно не согласиться. Дело в том, что действующее законодательство не определяет, в каком порядке фирмы должны учитывать суммы налога на имущество в бухгалтерском учете. А потому, куда относить налог, можно выбрать самостоятельно. Так поступить позволяет п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н. Поэтому если организация прописала в своей учетной политике, что суммы налога на имущество учитываются в составе операционных расходов на основании п. 11 ПБУ 10/99, то оснований что-то менять, на наш взгляд, нет. К тому же организации не обязаны следовать разъяснениям, которые даны конкретной фирме. И потому налог на имущество можно отражать на том счете, на котором удобнее самой организации. Если же инспекторы при проверке придерутся к тому, что налог на имущество, по их мнению, был неправильно отражен в бухгалтерском учете, то доказать это им будет непросто. Ведь, как мы уже говорили, действующее законодательство четко не устанавливает, на каком счете учитывать налог на имущество. Письмо Минфина России от 5 октября 2005 г. N 07-05-12/10. Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 40, 2005.
Форму путевого листа можно сократить
Недавнее Письмо Минфина России от 20 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/214, несомненно, обрадует всех, кто не занимается автомобильными перевозками. Путевые листы, которые утверждены Госкомстатом России, должны заполняться только в автотранспортных организациях. А все остальные фирмы и предприниматели могут разработать свою, более простую форму этого бланка. Так Минфин России поставил точку в давнишнем споре между фирмами и налоговиками. Последние были уверены, что форма путевого листа, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, обязательна для всех без исключения. Однако сотрудники финансового министерства сделали вывод, что этой формой должны пользоваться только автотранспортные предприятия. От них этого требует п. 1.2 Постановления N 78. Если же имеют место перевозки для собственных нужд организации, то отнести ее к автотранспортным предприятиям нельзя. А значит, форму путевого листа в этом случае можно разработать самостоятельно. При составлении этого документа нужно ориентироваться на требования к первичным документам, которые прописаны в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". На бланке должны быть: его название, дата, наименование организации, содержание операции, количество и стоимость топлива, должности ответственных лиц и их подписи. Оформив таким образом расход топлива, по мнению Минфина России, затраты можно считать документально подтвержденными. То есть у организации будут все основания уменьшить налогооблагаемый доход на стоимость истраченного бензина. Особое внимание нужно уделить следующим двум реквизитам нового документа. Первый - содержание операции. Тут надо указать маршрут, время поездок, пробег машины, расход бензина. Последний показатель можно рассчитать исходя из документации к автомобилю. Второй - стоимость топлива. В утвержденной Госкомстатом России форме путевого листа такого реквизита не было, указывалось только количество бензина. Но с точки зрения Минфина, следует записывать и стоимость. Ведь документ должен стать основанием для признания затрат на бензин. Получается, что в новом бланке все же будет целый ряд реквизитов из уже установленного путевого листа. Поэтому, разрабатывая свою форму, можно взять за основу путевой лист Госкомстата и просто удалить из него все ненужные строки и реквизиты. Например, "Задание водителю", "Расчет заработной платы", "Выезд разрешаю" и т.д. В выборе необходимых реквизитов поможет пример заполнения путевого листа, а также комментарий к нему, которые мы опубликовали в журнале "Главбух" N 7, 2005, на с. 86. И в заключение нужно сказать, что разработанная форма путевого листа должна быть зафиксирована в учетной политике организации. Таково требование п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н. Не забудьте об этом при составлении приказа об учетной политике на будущий год. Письмо Минфина России от 20 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/214. Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 40, 2005.
Учесть лизинговые платежи будет проще
ФНС России разъяснила, что платежи по договору лизинга можно учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, без ежемесячных актов. Эту точку зрения сотрудники налоговой службы изложили в Письме от 5 сентября 2005 г. N 02-1-07/81. По общему правилу лизинговые платежи можно включить в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход. Об этом прямо сказано в ст. 264 Налогового кодекса РФ. Однако чтобы учесть такие расходы, у лизингополучателя должны быть подтверждающие документы, как того требует ст. 252 Кодекса. Однако Налоговый кодекс не разъясняет, о каких именно документах идет речь. ФНС России разъяснила этот момент: достаточно, чтобы стороны сделки заключили договор финансовой аренды и подписали акт приема-передачи имущества. А вот ежемесячно оформлять акты на сумму платежей лизингодателю не нужно. То есть лизингополучатель может признать расходы по договору и без подобных актов. Свою точку зрения ФНС обосновала следующим образом. В п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ четко сказано, что результаты оказания услуг не имеют материального выражения. И сотрудники налогового ведомства считают, что акт приема-передачи имущества и договор свидетельствуют о том, что сделка совершена. А именно лизингодатель приобрел имущество и сдал его в финансовую аренду. Лизингополучатель же принял имущество и использует его в соответствии с условиями договора. Отметим, что аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 26 октября 2004 г. N 03-03-01-04/1/86. Сотрудники финансового ведомства отметили, что списать арендные платежи можно на основании договора, акта приема-передачи и платежных поручений. Письмо ФНС России от 5 сентября 2005 г. N 02-1-07/81. Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 40, 2005.
Подписано в печать 26.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |