Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Оценка гудвилла ("Финансовая газета", 2005, N 43)



"Финансовая газета", 2005, N 43

ОЦЕНКА ГУДВИЛЛА

Начиная с 1 апреля 2004 г. для целей отражения приобретаемых активов в рамках МСФО применяется новый стандарт: МСФО 3 (IFRS 3). Наиболее значимым отличием данного стандарта от предыдущего (IAS 22) является требование о проведении ежегодной переоценки (impairment test) деловой репутации (гудвилла, goodwill) вместо его линейной амортизации. Кроме того, компании необходимо на ежегодной основе производить тестирование деловой репутации на обесценение. Несмотря на то что стандарты напрямую не накладывают ограничений на сторону, проводимую оценку для целей отражений ее в финансовой отчетности, правила инвестиционной этики, существенно ужесточившиеся в последнее время, рекомендуют, чтобы оценка как основных средств, так и нематериальных активов была проведена независимой стороной (специализированным оценщиком). В соответствии с МСФО 3 (IFRS 3) на дату покупки компании организации необходимо: признать в отчетности по МСФО деловую репутацию приобретенной компании и провести оценку гудвилла по ее себестоимости.

Гудвилл - это деловая репутация, приобретенная при объединении компаний, которая состоит из выплат компании-покупателя как потенциальных экономических выгод, приобретаемых организацией в будущем, которые сложно на этапе покупки градировать и отдельно признать в отчетности.

В течение последнего десятилетия нематериальные активы стали играть все более заметную роль в создании стоимости бизнеса. В связи с этим необходимо уточнить, что понимается под нематериальными активами в соответствии с МСФО. Компания, приобретающая нематериальный актив, должна отдельно признавать его на дату приобретения лишь если он отвечает определению нематериального актива, которое содержится в МСФО 38 (IAS 38) "Нематериальные активы", и стоимость подобного актива может быть оценена независимым оценщиком. Иными словами, компания, приобретающая нематериальный актив, признает его в своей отчетности по МСФО отдельно от деловой репутации.

Под нематериальными активами понимаются активы, которые:

могут быть точно отделенными от компании при продаже, передаче, лицензировании, аренде или обмене данного актива;

возникают в результате юридических прав или договорных отношений.

Согласно МСФО 3 приобретенный нематериальный актив должен быть признан активом, кроме случаев гудвилла, если он получен в результате приобретения контрактных или других юридических прав или является отделимым. Возможность отделения определяется способностью актива быть отделенным или разделенным от приобретенного субъекта и проданным, переданным, сданным в аренду или обмененным отдельно или с соответствующим контрактом, активом или обязательством.

Конкретные идентифицируемые нематериальные активы компании зависят в большой степени от характера ее деятельности. Потенциальные нематериальные активы включают интеллектуальную собственность, такую, как технологии, патенты, торговые марки и названия, клиентская база, договоры об отсутствии конкуренции и прочие. Подход к оценке каждого нематериального актива зависит от характера актива, сферы деятельности, в которой он используется, и экономической прибыли, которую он приносит или должен приносить. Среди традиционно признаваемых нематериальных активов в различных секторах экономики выделяют, в частности, лицензии, клиентскую базу, торговые и товарные марки и т.д.

Необходимость проведения оценки нематериальных активов и гудвилла возникла сравнительно недавно в связи с серьезным пересмотром МСФО. Поэтому в ходе аудиторской проверки по международным стандартам консультанты на первых этапах анализа состояния финансовой отчетности клиента в обязательном порядке проводят оценку всех нематериальных активов, которые должны быть отражены на балансе компании-покупателя в результате проведенной сделки по покупке бизнеса. Для определения справедливой стоимости нематериальных активов сначала идентифицируются активы, которые удовлетворяют определению нематериальных активов в соответствии с требованиями МСФО, а затем проводится анализ их справедливой стоимости.

Для идентификации нематериальных активов необходимо выполнить следующие процедуры:

определение основных факторов роста, прибыльности и конкурентных преимуществ рассматриваемых компаний;

определение набора потенциальных нематериальных активов, которые соответствуют выявленным факторам и конкурентным преимуществам;

рассмотрение нематериальных активов, учтенных на балансе приобретенных компаний, а также проведение анализа доходов и расходов компаний, которые могут свидетельствовать о наличии нематериальных активов, связанных с некоторыми категориями доходов и расходов;

выявление потенциальных нематериальных активов, которые могут быть признанными нематериальными активами в соответствии с требованиями МСФО отдельно от гудвилла, и составление списка ценных нематериальных активов, справедливую стоимость которых необходимо определить.

На основе первичного изучения применимости МСФО к приобретаемым компаниям можно выдвинуть предположение, что основными идентифицированными нематериальными активами, подлежащими оценке, будут клиентские базы компаний, торговые марки, лицензии и т.д.

В соответствии с МСФО 3 любое объединение бизнеса должно отражаться в бухгалтерской отчетности исключительно по методу приобретения. При этом все активы и обязательства, включая гудвилл и другие нематериальные активы, должны быть отражены в финансовой отчетности по их справедливой стоимости.

При проведении оценки консультанты зачастую опираются на следующее определение справедливой стоимости, содержащееся в МСФО 3: "...сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку, не зависимыми друг от друга сторонами".

Согласно МСФО сложившиеся цены на действующих рынках являются лучшим источником определения справедливой стоимости и должны быть использованы в качестве основы для оценки, т.е. сравнительный подход является предпочтительным. При отсутствии информации по рыночным ценам оценка стоимости должна быть проведена на основе данных по ценам на аналогичные активы и обязательства, а также затратного и доходного подходов к определению стоимости. В зависимости от наличия информации обычно используются различные подходы и методы для определения справедливой стоимости идентифицированных активов.

Для определения справедливой стоимости нематериальных активов сначала идентифицируются активы, которые удовлетворяют определению нематериальных активов в соответствии с требованиями МСФО, а затем проводится анализ их справедливой стоимости. Приобретенный нематериальный актив должен быть признан активом, кроме случаев гудвилла, если он получен в результате приобретения контрактных или других юридических прав или является отделимым. Возможность "отделимости" определяется способностью актива быть отделенным или разделенным от приобретенного субъекта и проданным, переданным, сданным в аренду или обмененным отдельно или с соответствующим контрактом, активом или обязательством.

Конкретные идентифицируемые нематериальные активы компании зависят в большой степени от характера ее деятельности. Потенциальные нематериальные активы включают лицензии, собственные технологические ноу-хау, патенты, торговые марки и названия, клиентскую базу, договоры об отсутствии конкуренции и прочее. Подход к оценке каждого нематериального актива зависит от характера актива, сферы деятельности, в которой он используется, и экономической прибыли, которую он приносит или должен приносить.

Подобно любым активам нематериальные активы оцениваются с помощью стандартных подходов - доходного, сравнительного и затратного. В соответствии с МСФО наиболее надежным методом определения справедливой стоимости актива является рыночная котировка цены данного актива. Однако для многих нематериальных активов таких рыночных котировок не существует. В связи с этим необходимо определить наиболее подходящий метод оценки каждого нематериального актива в зависимости от доступной информации.

Исходя из опыта оценки нематериальных активов различных компаний наиболее подходящими методами оценки являются методы в рамках доходного подхода, среди которых такие, как метод роялти и метод избыточной прибыли. Данные методы основываются на прогнозе потока денежных средств, относящихся к нематериальным активам, и приведении прогнозного потока к дате оценки для определения стоимости актива.

Метод роялти является одной из форм доходного подхода, в рамках этого метода прогнозируются гипотетические роялти - платежи за использование рассматриваемого нематериального актива. Таким образом, стоимость нематериального актива определяется на основе сбережений, которые имеет его обладатель, не платя соответствующие лицензионные платежи за использование данного актива.

Метод избыточной прибыли основан на том, что экономическая отдача от деятельности компании, за исключением отдачи от использования материальных активов, может быть отнесена на определенные нематериальные активы.

В связи с изложенным проблема оценки гудвилла и нематериальных активов на данном этапе формирования отчетности в соответствии с МСФО стоит достаточно остро, так как подобная оценочная проверка должна проводиться в соответствии с международными стандартами независимыми оценщиками, которых на территории Российской Федерации не так много. Поэтому компании зачастую используют собственные исследовательские центры и смежные компании для проведения оценки, что в соответствии с МСФО является нарушением.

Е.Солдатова

Заместитель начальника

отдела МСФО

PRADO Банкир и Консультант

Подписано в печать

26.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Налогоплательщик перешел с 1 января 2005 г. на ЕСХН. В период применения общего порядка налогообложения с использованием кассового метода им были реализованы товары, оплата которых получена и расходы на их приобретение оплачены после перехода на ЕСХН. В каком порядке налогоплательщик должен учесть полученные им доходы и понесенные расходы? ("Финансовая газета", 2005, N 43) >
Статья: Оформление возврата товара на предприятиях розничной торговли ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.