Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Что нужно знать налогоплательщику о проведении камеральной налоговой проверки? ("Все о налогах", 2005, N 11)



"Все о налогах", 2005, N 11

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

О ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ?

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Основные задачи налогового органа при проведении камеральной проверки - контроль за соблюдением налогового законодательства, а также выявление и предотвращение налоговых правонарушений.

Камеральная проверка проводится должностным лицом (или должностными лицами), при этом в отличие от выездной налоговой проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки).

Каков же порядок проведения камеральной проверки?

Получение налоговой декларации

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через своего представителя, а также по почте либо может быть передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не имеет право отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Следовательно, камеральная проверка начинается непосредственно после получения налоговым органом соответствующей формы налоговой отчетности.

Обратите внимание!

Большое количество налогоплательщиков отчитывается посредством почтовых отправлений. Налоговый орган в течение шести дней после установленного законодательством срока представления налоговой декларации ожидает получения по почте налоговой отчетности. По истечении шести дней налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших соответствующую форму налоговой отчетности. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщик, не представивший отчетность, приглашается в налоговый орган для выяснения причины непредставления налоговой отчетности. Кроме того, на основании ст. 76 НК РФ налоговый орган приостанавливает операции по банковским счетам налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган принимается в течение двух недель по истечении установленного срока сдачи соответствующей формы отчетности. Например, в случае непредставления налоговой декларации по НДС за сентябрь 2005 г. (срок сдачи - 20 октября 2005 г.) решение о приостановлении операций по счетам может быть принято налоговым органом не ранее 3 ноября 2005 г.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке направляется налоговым органом с одновременным уведомлением налогоплательщика под роспись либо другим способом, свидетельствующим о получении им решения.

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке утверждена Приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 (Приложение N 5).

Мероприятия, проводимые в ходе проверки

Проведение камеральной проверки предусматривает следующие мероприятия:

- анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода;

- сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;

- оценку достоверности отраженной в отчетности информации на основе имеющейся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика;

- анализ динамики показателей налоговой отчетности по сравнению с уровнем потребления налогоплательщиком тепловых, энергетических и других видов ресурсов;

- сопоставление данных отчетности с данными аналогичных налогоплательщиков.

Ошибки в налоговой отчетности

Если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации, налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность. Если налогоплательщику такая возможность не была предоставлена, то это может повлечь в дальнейшем недействительность результатов проверки (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2003 N А57-1246/03-7).

Выявление налогового правонарушения

Если в установленный срок налогоплательщик не внес исправления в отчетность, то налоговый орган собирает доказательства совершения налогового правонарушения. Это выражается в истребовании у налогоплательщика и (или) его контрагентов сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов, а также в получении информации из банка об операциях по счетам налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Встречные проверки

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Встречная проверка не имеет самостоятельного правового значения и может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо, обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик-контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

Встречная проверка проводится путем истребования соответствующих документов, о чем составляется письменное требование налогового органа. Такое право налоговых органов предусмотрено ст. 31 НК РФ, причем четкой формы этого требования налоговое законодательство не содержит. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов в налоговый орган, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет ответственность согласно п. 2 ст. 126 НК РФ.

Арбитражные суды при разрешении спорных вопросов, связанных с проведением встречных проверок, указывают, что налоговый орган имеет право истребовать только документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. При несоблюдении этого требования результаты встречной проверки могут быть признаны недействительными.

Например, Налоговый кодекс не предусматривает право налоговых органов истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки сведения о поставщиках, в отношении которых налоговым органом не проводится налоговая проверка. Так, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2003 N А26-2708/03-211 признано необоснованным требование ИМНС о предоставлении налогоплательщиком информации о поставщиках реализованных на экспорт товаров.

Получение информации из банка

При проведении камеральной проверки, как отмечалось выше, налоговый орган может направить запрос в банк о представлении информации о движении средств по счету налогоплательщика. Непредставление подобной информации банком влечет взыскание штрафа в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.

Оформление результатов проверки

Если при камеральной проверке сотрудник налогового органа находит ошибки в исчислении налога, он заполняет графу "По данным налогового органа". После этого он составляет докладную записку на имя руководителя налогового органа. В ней излагаются установленные в ходе камеральной проверки доказательства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения. В докладной записке отражаются все показателя налоговой декларации, при исчислении которых налогоплательщиком были допущены нарушения, а также исправления, внесенные работником налогового органа в ходе проверки. В заключении докладной записки руководителю налогового органа рекомендуется принять одно из следующих решений:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если в докладной записке содержится предложение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то должно быть указано, каких именно и чем вызвана необходимость их проведения.

Налогоплательщику необходимо обратить внимание, что Налоговый кодекс не обязывает составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещает этого. Тем не менее независимо от того, что составил налоговый орган - акт камеральной проверки либо докладную записку, налогоплательщику должна быть предоставлена возможность представить свои возражения (пояснения). Несоблюдение этого требования может повлечь отмену решения налогового органа (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 15.07.2003 N Ф09-2059/03-АК).

Принятие решения по результатам проверки

В случае вынесения по результатам проверки решения а привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в нем отражаются следующие сведения:

- вид налогового правонарушения;

- обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, установленные проверкой;

- документальное подтверждение указанных выше обстоятельств;

- информация о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих вину налогоплательщика;

- информация о применяемых к налогоплательщику налоговых санкциях.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени. Такого рода требование об уплате налога содержит сведения о сумме задолженности по налогу, о размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и т.д.

Обжалование результатов камеральной налоговой проверки

Если налогоплательщик не согласен с принятым налоговым органом решением, он вправе его обжаловать.

Действующим законодательством предусмотрено два порядка обжалования результатов камеральной налоговой проверки: досудебный и судебный. В статье подробно не рассматривается процедура обжалования. При обжаловании решений налоговых органов в досудебном порядке налогоплательщику необходимо руководствоваться Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке (утв. Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290), в судебном порядке - Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Ю.М.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

25.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Налогоплательщик в 2005 г. осуществляет розничную торговлю в торговом зале павильона площадью 27 кв. м (для демонстрации товаров используется также коридор павильона площадью 8 кв. м). Расчеты с покупателями и выдача товара осуществляются в торговом зале павильона. Надо ли учитывать при исчислении налоговой базы по ЕНВД используемую им для выкладки и демонстрации товаров площадь коридора? ("Все о налогах", 2005, N 11) >
Статья: Учет расходов начинающей деятельность организации ("Финансовая газета", 2005, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.