|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Федеральные законы, регулирующие вопросы налогообложения: их качественная и количественная характеристика ("Все о налогах", 2005, N 11)
"Все о налогах", 2005, N 11
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ИХ КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Налоговый кодекс Российской Федерации открывает статья, в которой законодатель вводит специальное понятие "законодательство о налогах и сборах" и пытается дать его правовую характеристику. На основании п. 6. ст. 1 НК РФ это понятие применяется для собирательного обозначения всех законов и иных нормативных правовых актов, упоминаемых в тексте ст. 1 НК РФ. Система законодательства о налогах и сборах в общем виде совпадает с системой федеративного устройства Российской Федерации и имеет три уровня: - федеральный: законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ); - региональный: законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом (п. 4 ст. 1 НК РФ); - местный: нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом (п. 5 ст. 1 НК РФ). Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей, каждая из которых также обладает правовым статусом федерального закона. Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах образует комплекс взаимосогласованных федеральных законов о налогах и сборах.
Тем не менее необходимо признать, что современное законодательство не содержит правовых предпосылок как для формирования правовой монополии Налогового кодекса РФ в регулировании налоговых отношений на федеральном уровне, так и для признания принципа правового приоритета (верховенства) НК РФ в системе законодательства о налогах и сборах. В ст. 1 НК РФ законодатель говорит лишь о необходимости принятия иных актов законодательства о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом, а не о безусловном приоритете его норм в регулировании вопросов налогообложения. В результате в настоящее время в России на федеральном уровне помимо Налогового кодекса РФ продолжают действовать и другие федеральные законы, так или иначе регулирующие вопросы налогообложения. По состоянию на 1 июля 2005 г. упоминания о тех или иных особенностях налогообложения можно встретить в 537 действующих законодательных актах федерального уровня, принятых после 1 января 1991 г. (к их числу мы относим сохранившие свое действие Законы РСФСР, Законы РФ, Федеральные конституционные законы РФ и Федеральные законы РФ). Еще 5 не отмененных пока законов, упоминающих в своих нормах о налогах или налогообложении, были приняты до 1990 г. (в том числе Сводный закон РСФСР от 28.03.1927 "О реквизиции и конфискации имущества" и Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР"). Из табл. 1 видно, что если в период до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ (1991 - 1998 гг.) ежегодно принималось в среднем по 41,75 законодательных акта, прямо или косвенно затрагивающих вопросы налогообложения, то за период 1999 - 2004 гг. этот показатель вырос до 55. При этом число законов, регламентирующих вопросы налогообложения и принятых за прошедшие 6 лет с момента вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ, - 330 сопоставимо с числом законов, принятых за 8 лет с 1991 по 1998 г., - 334.
Табл. 1. Принятые законы федерального уровня, затрагивающие в своих нормах вопросы налогообложения (включая Законы РФ, Федеральные конституционные законы РФ, Федеральные законы РФ)
——————T———————————T————————————————————————————————————————————————————————¬ | Год | Количество| В том числе из них | | | принятых +—————————————T———————————————T—————————————T————————————+ | | актов | вносящие | не имеющие |о ратификации| об | | | | изменения | в своем |международных|утверждении,| | | | или | названии | соглашений | уточнении | | | | дополнения в| упоминания | и иных актов| или | | | |действовавшие| о налогах и | | исполнении | | | | акты |налогообложении| | бюджета | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1991 | 38 | 1 (2,6%) | 25 (65,8%) | 0 | 0 | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1992 | 38 | 12 (31,6%) | 32 (84,2%) | 0 | 5 (13,2%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1993 | 27 | 10 (37,0%) | 21 (77,8%) | 0 | 1 (3,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1994 | 17 | 6 (35,3%) | 13 (76,5%) | 0 | 2 (11,8%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1995 | 63 | 16 (25,4%) | 44 (69,8%) | 7 (11,1%) | 9 (14,3%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1996 | 31 | 14 (34,1%) | 23 (74,2%) | 2 (6,4%) | 4 (12,9%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1997 | 63 | 14 (22,2%) | 23 (36,5%) | 21 (33,3%) | 3 (4,8%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1998 | 57 | 17 (29,8%) | 30 (52,6%) | 8 (14,0%) | 3 (4,5%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1999 | 54 | 23 (42,5%) | 32 (59,3%) | 5 (9,3%) | 4 (7,4%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2000 | 39 | 17 (43,6%) | 18 (46,2%) | 14 (35,9%) | 8 (20,5%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2001 | 57 | 27 (45,0%) | 40 (66,7%) | 2 (3,5%) | 7 (12,3%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2002 | 59 | 22 (37,3%) | 37 (62,7%) | 11 (18,6%) | 9 (15,2%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2003 | 58 | 30 (51,7%) | 36 (62,0%) | 4 (6,9%) | 12 (20,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2004 | 63 | 46 (73,0%) | 33 (52,4%) | 2 (3,2%) | 8 (12,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |Всего| 664 | 255 (38,4%) | 407 (61,2%) | 76 (11,4%) | 75 (11,3%) | L—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————— Лишь 19,1% законов из числа принятых с 1 января 1991 г. по 1 января 2005 г. и содержащих упоминания о налоговых правоотношениях к 31 мая 2005 г. утратили силу. Еще 3 закона из числа принятых в законную силу пока не вступили. Действующие в настоящее время законы федерального уровня, содержащие упоминания о вопросах налогообложения (табл. 2), можно разделить на следующие категории.
Табл. 2. Действовавшие по состоянию на 1 июня 2005 г. законы федерального уровня, затрагивающие в своих нормах вопросы налогообложения
——————T———————————T————————————————————————————————————————————————————————¬ | Год | Количество| В том числе из них (их доля в общем числе действующих) | | | актов, +—————————————T———————————————T—————————————T————————————+ | |сохранивших| вносящие | не имеющие |о ратификации| об | | | силу |изменения или| в своем |международных|утверждении,| | | (их доля | дополнения в| названии | соглашений | уточнении | | | в общем |действовавшие| упоминания | и иных актов| или | | | числе | акты | о налогах и | | исполнении | | | принятых) | |налогообложении| | бюджета | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1991 | 21 (55,3%)| 1 (4,8%) | 14 (66,7%) | 0 | 0 | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1992 | 23 (60,5%)| 8 (34,8%) | 17 (73,9%) | 0 | 5 (21,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1993 | 15 (55,6%)| 6 (40,0%) | 12 (80,0%) | 0 | 1 (6,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1994 | 14 (82,4%)| 5 (35,7%) | 11 (78,6%) | 0 | 2 (14,3%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1995 | 51 (80,9%)| 6 (11,7%) | 37 (72,5%) | 7 (13,7%) | 9 (17,6%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1996 | 21 (67,7%)| 3 (14,3%) | 17 (81,0%) | 2 (9,5%) | 4 (19,0%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1997 | 45 (71,4%)| 4 (8,9%) | 16 (35,6%) | 21 (46,7%) | 3 (6,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1998 | 39 (68,4%)| 5 (12,8%) | 23 (59,0%) | 8 (20,5%) | 3 (7,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |1999 | 38 (70,4%)| 12 (31,6%) | 26 (68,4%) | 5 (13,1%) | 4 (10,5%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2000 | 36 (92,3%)| 13 (34,2%) | 15 (41,7%) | 14 (38,9%) | 8 (22,2%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2001 | 56 (98,2%)| 21 (37,5%) | 36 (64,3%) | 2 (3,6%) | 7 (12,5%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2002 | 57 (96,6%)| 18 (31,8%) | 34 (59,6%) | 11 (19,3%) | 9 (15,8%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2003 | 58 (100%) | 30 (51,7%) | 36 (62,0%) | 4 (6,9%) | 12 (20,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |2004 | 63 (100%) | 46 (73,0%) | 33 (52,4%) | 2 (3,2%) | 8 (12,7%) | +—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————+ |Всего|537 (80,9%)| 178 (33,1%) | 327 (60,9%) | 76 (14,2%) | 85 (15,8%) | L—————+———————————+—————————————+———————————————+—————————————+————————————— 1. Специализированные федеральные законы, регулирующие налоговые отношения. В числе таковых, прежде всего, нужно назвать федеральные законы, содержащие текст Налогового кодекса РФ. Речь идет о Федеральных законах от 31.07.1998 N 146-ФЗ и от 05.08.2000 N 117-ФЗ, в которых изложены соответственно части первая и вторая Налогового кодекса РФ. Также к рассматриваемой группе надо причислить Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога". К этой же категории следует отнести и те регулирующие вопросы налогообложения специализированные законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили к настоящему моменту свою силу. Речь идет о Федеральных законах: - от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"; - от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году"; - от 25.07.1998 N 129-ФЗ "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость в 1998 году по ввезенным на территорию Российской Федерации оборудованию и товарам"; - от 20.07.1997 N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери". Следует также помнить, что до сих пор продолжают действовать Законы Российской Федерации: - от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; - от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"; - от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Как известно, на основании ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" все федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на тот момент на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, были признаны действующими в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса. При этом той же статьей было предусмотрено, что все эти нормативные акты "подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса". Действующее законодательство не содержит однозначного разъяснения, можно ли рассматривать такие законы в качестве составных элементов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Нет однозначного ответа и на вопрос, является ли внесение изменений в эти законы или изложение их положений в новой редакции достаточным признаком для признания факта приведения их в соответствие с частью первой Налогового кодекса РФ. 2. Законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения. Как показывают результаты анализа законотворческой деятельности за последние 15 лет, в общем количестве принятых федеральных законов, затрагивающих вопросы налогообложения, доля актов, разработанных именно с целью изменения действующих правовых положений, обычно превышает треть. Так как в российской нормативной практике встречаются случаи, когда в структуре отраслевых законов предусматривались заключительная статья или раздел, содержащие нормы об изменении иных актов законодательства, то очевидно, что определенный нами показатель на самом деле будет еще выше. Из числа действующих в настоящее время в налоговой сфере законов федерального уровня сохранили свою силу 178 специализированных законов о внесении изменений или дополнений в тексты действующих нормативных актов - это 33,1% от общего количества действующих законов федерального уровня, касающихся вопросов налогообложения. Причем если до 1 января 1999 г. доля таковых стабильно составляла треть от всех принятых законов, имеющих отношение к налогообложению, то за последнее время эта доля существенно увеличилась и составила в 2004 г. 73%. Только 77 законов (30,2%) данной категории из числа принятых ранее к 1 июня 2005 г. успели полностью утратить силу. Особую группу среди законодательных актов рассматриваемой группы составляют федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс или регулирующие порядок введения в действие его отдельных норм (табл. 3). По состоянию на 1 июня 2005 г. изменения и дополнения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ были внесены 78 федеральными законами (42,9% всех федеральных законов, вносящих изменения в порядок налогообложения за период с 1998 по 2005 г.).
Табл. 3. Изменения, дополнения, а также особенности введения в действие и ограничения действия отдельных норм Налогового кодекса РФ актами федерального законодательства
————————————T————————————————————T————————————————————T——————————T————————————————————T————————————————————¬ | Реквизиты | Часть первая НК РФ | Часть вторая НК РФ | Реквизиты| Часть первая НК РФ | Часть вторая НК РФ | | закона, +—————————T——————————+—————————T——————————+ закона, +—————————T——————————+—————————T——————————+ | вносящего | внесено | из них | внесено | из них | вносящего| внесено | из них | внесено | из них | | изменения |изменений| сохранило|изменений| сохранило| изменения|изменений| сохранило|изменений| сохранило| | в НК РФ | | силу на | | силу на | в НК РФ | | силу на | | силу на | | | |01.06.2005| |01.06.2005| | |01.06.2005| |01.06.2005| +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 2 | 2 | — | — |От | — | — | 3 | 2 | |31.07.1998 | | | | |07.07.2003| | | | | |N 147—Ф3 | | | | |N 105—ФЗ | | | | | |(в ред. от | | | | +——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |09.07.2002)| | | | |От | — | — | 4 | 2 | | | | | | |07.07.2003| | | | | | | | | | |N 110—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 430 | 360 | — | — |От | — | — | 95 | 93 | |09.07.1999 | | | | |07.07.2003| | | | | |N 154—ФЗ | | | | |N 117—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 1 | 0 | — | — |От | — | — | 5 | 5 | |30.03.1999 | | | | |11.11.2003| | | | | |N 51—ФЗ | | | | |N 139—Ф3 | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 7 | 4 | — | — |От | — | — | 3 | 3 | |02.01.2000 | | | | |11.11.2003| | | | | |N 13—ФЗ | | | | |N 147—Ф3 | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 44 | 3 |От | — | — | 1 | 1 | |05.08.2000 | | | | |11.11.2003| | | | | |N 118—ФЗ | | | | |N 148—ФЗ | | | | | |(в ред. от +—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |24.03.2001)| 26 | 2 | — | — |От | — | — | 5 | 3 | | | | | | |08.12.2003| | | | | | | | | | |N 163—Ф3 | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 447 | 310 |От | — | — | 3 | 3 | |29.12.2000 | | | | |23.12.2003| | | | | |N 166—ФЗ | | | | |N 178—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 23 | 10 |От | 30 | 30 | — | — | |30.05.2001 | | | | |23.12.2003| | | | | |N 71—ФЗ | | | | |N 185—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 23 | 19 |От | — | — | 2 | 0 | |06.08.2001 | | | | |23.12.2003| | | | | |N 110—ФЗ | | | | |N 186—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 29 | 6 |От | — | — | 2 | 2 | |07.08.2001 | | | | |05.04.2004| | | | | |N 118—ФЗ | | | | |N 16—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 20 | 5 |От | 65 | 65 | 48 | 43 | |08.08.2001 | | | | |29.06.2004| | | | | |N 126—ФЗ | | | | |N 58—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 3 | 2 |От | — | — | 6 | 6 | |27.11.2001 | | | | |30.06.2004| | | | | |N 148—ФЗ | | | | |N 60—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 2 | 2 |От | — | — | 2 | 2 | |29.11.2001 | | | | |30.06.2004| | | | | |N 158—ФЗ | | | | |N 62—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 6 | 1 |От | — | — | 5 | 2 | |28.12.2001 | | | | |20.07.2004| | | | | |N 179—ФЗ | | | | |N 65—ФЗ | | | | | |(в ред. от | | | | +——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |31.12.2002)| | | | |От | — | — | 3 | 1 | | | | | | |20.07.2004| | | | | | | | | | |N 66—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 1 | 1 | — | — |От | — | — | 23 | 23 | |28.12.2001 | | | | |20.07.2004| | | | | |N 180—ФЗ | | | | |N 70—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 2 | 1 |От | — | — | 2 | 2 | |29.12.2001 | | | | |28.07.2004| | | | | |N 187—ФЗ | | | | |N 83—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 1 | 0 | — | — |От | — | — | 1 | 1 | |29.12.2001 | | | | |28.07.2004| | | | | |N 190—ФЗ | | | | |N 84—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 3 | 3 | — | — |От | — | — | 10 | 10 | |30.12.2001 | | | | |28.07.2004| | | | | |N 196—ФЗ | | | | |N 86—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 42 | 25 |От | 62 | 62 | 35 | 35 | |31.12.2001 | | | | |29.07.2004| | | | | |N 198—ФЗ | | | | |N 95—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 735 | 688 |От | — | — | 4 | 4 | |29.05.2002 | | | | |18.08.2004| | | | | |N 57—ФЗ | | | | |N 102—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 8 | 7 |От | — | — | 3 | 3 | |24.07.2002 | | | | |20.08.2004| | | | | |N 104—ФЗ | | | | |N 103—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 100 | — |От | — | — | 2 | 2 | |24.07.2002 | | | | |20.08.2004| | | | | |N 110—ФЗ | | | | |N 105—ФЗ | | | | | |(в ред. от | | +—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |31.12.2002)| | | 81 | 38 |От | — | — | 1 | 1 | | | | | | |20.08.2004| | | | | | | | | | |N 107—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 5 | 4 |От | — | — | 6 | 6 | |25.07.2002 | | | | |20.08.2004| | | | | |N 116—ФЗ | | | | |N 108—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 1 | 0 |От | — | — | 3 | 3 | |24.12.2002 | | | | |20.08.2004| | | | | |N 176—ФЗ | | | | |N 109—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 1 | 1 |От | — | — | 1 | 1 | |27.12.2002 | | | | |20.08.2004| | | | | |N 182—ФЗ | | | | |N 110—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 7 | 6 |От | — | — | 7 | 7 | |31.12.2002 | | | | |20.08.2004| | | | | |N 187—ФЗ | | | | |N 112—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 3 | 3 |От | — | — | 9 | 9 | |31.12.2002 | | | | |20.08.2004| | | | | |N 190—ФЗ | | | | |N 122—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 49 | 46 |От | — | — | 2 | 1 | |31.12.2002 | | | | |04.10.2004| | | | | |N 191—ФЗ | | | | |N 124—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 1 | 0 |От | 7 | 7 | 7 | 7 | |31.12.2002 | | | | |02.11.2004| | | | | |N 193—ФЗ | | | | |N 127—Ф3 | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 2 | 1 |От | — | 0 | 8 | 8 | |31.12.2002 | | | | |29.11.2004| | | | | |N 196—ФЗ | | | | |N 141—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 3 | 3 |От | — | — | 11 | 11 | |06.05.2003 | | | | |28.12.2004| | | | | |N 51—ФЗ | | | | |N 183—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 2 | 2 |От | — | — | 13 | 13 | |22.05.2003 | | | | |29.12.2004| | | | | |N 55—ФЗ | | | | |N 203—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 16 | 15 | 11 | 11 |От | — | — | 64 | 64 | |28.05.2003 | | | | |29.12.2004| | | | | |N 61—ФЗ | | | | |N 204—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 5 | 5 | 4 | 4 |От | — | — | 3 | 3 | |06.06.2003 | | | | |29.12.2004| | | | | |N 65—ФЗ | | | | |N 205—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | — | — | 1 | 0 |От | — | — | 1 | 1 | |23.06.2003 | | | | |29.12.2004| | | | | |N 78—ФЗ | | | | |N 208—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 18 | 16 | 2 | 0 |От | — | — | 6 | 6 | |30.06.2003 | | | | |30.12.2004| | | | | |N 86—ФЗ | | | | |N 212—ФЗ | | | | | +———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————+ |От | 1 | 1 | — | — |Всего | 675 | 573 (85%)| 1985 |1587 (80%)| |07.07.2003 | | | | | | | | | | |N 104—ФЗ | | | | | | | | | | L———————————+—————————+——————————+—————————+——————————+——————————+—————————+——————————+—————————+——————————— Всего в часть первую Налогового кодекса РФ за время ее действия было внесено 675 изменений (в среднем чуть менее 170 изменений в год); 85% этих изменений и дополнений сохранили свою актуальность и по сей день. Для части второй Налогового кодекса РФ этот показатель несколько ниже. Сохранили свою силу лишь 80% из почти 2 тыс. проведенных нормативных исправлений (в среднем примерно 670 изменений в год). 3. Федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере. Федеральные законы о ратификации составляют в среднем десятую часть всех принимаемых ежегодно федеральных законов по вопросам налогообложения. К этой же категории мы относим и федеральные законы, ратифицирующие международные акты, хотя и принятые по иным вопросам, но все же содержащие отдельные положения и оговорки, касающиеся специфики налогообложения и налогового администрирования, например: - Федеральный закон от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве"; - Федеральный закон от 02.01.2000 N 39-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований Российской Федерации"; - Федеральный закон от 25.10.1999 N 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней". Решения об утрате нормативной силы в отношении этой группы федеральных законов достаточно редки, поэтому среди федеральных законов, регулирующих вопросы налогообложения, они на сегодня составляют 14,2%. 4. Федеральные законы об утверждении, уточнении и исполнении государственного бюджета или внебюджетных фондов. За исследуемый период было принято 75 подобных федеральных законов (11,3% от общего числа законов федерального уровня, регулирующих порядок налогообложения). В составе федеральных законов, сохранивших свою силу к 1 июня 2005 г., доля законов рассматриваемой категории составляет 15,8%. Известны случаи, когда суды на основании п. 1 ст. 1 НК РФ относили к законодательным актам о налогах и сборах федеральные законы о федеральном бюджете в части установления или отмены налоговых льгот. Данная особенность характерна прежде всего для Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (см. например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2003 N А66-6987-02; от 17.03.2003 N А13-8180/02-21). Противоположного мнения по данному поводу придерживаются суды Уральского и Западно-Сибирского округов. Судьи считают, что федеральные законы о федеральном бюджете принимаются в рамках бюджетного законодательства и во исполнение Бюджетного кодекса РФ (ст. 3 НК РФ). Поэтому отнесение данных законов к налоговому законодательству Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 НК РФ) и применение к ним специального порядка введения в действие, установленного п. 1 ст. 5 НК РФ, необоснованно (см.: Постановления ФАС Уральского округа от 24.12.2002 N Ф09-2641/02АК; от 10.09.2002 N Ф09-1864/02АК; Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2003 N А36-110/2-03; ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2004 N Ф04/3888-888/А46-2004). 5. Отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения. Статья 1 НК РФ исключает из состава законодательства о налогах и сборах федеральные законы иной отраслевой принадлежности (в том числе и принятые в соответствии с Налоговым кодексом), регулирующие вопросы налогообложения в конкретной сфере деятельности. При этом в Налоговом кодексе не установлен запрет на включение норм законодательства о налогах и сборах в федеральные законы и иные нормативные акты, не входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Из табл. 1 - 3 видно, что к настоящему времени более 60% действующих федеральных законов, содержащих налоговые нормы, не могут быть отнесены к категории законодательства о налогах и сборах. Еще в 1999 г. представители судебных инстанций фактически признали допустимость включения норм законодательства о налогах и сборах в неналоговые законы. Так, в Письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.06.1999 N С5-5/уп-618 на запрос МНС России было указано, что понятие "законодательство о налогах и сборах" не вполне раскрыто, поскольку Налоговый кодекс не дает определения понятия "принятые в соответствии с Налоговым кодексом федеральные законы", и при разрешении споров арбитражные суды применяют нормы о налоговых льготах независимо от того, в какой закон включена норма. Данная позиция основывается на том, что решение вопроса о месте расположения той или иной нормы находится в компетенции законодателя. По мнению Пленума ВАС РФ, "...до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения" (Постановление от 28.02.2001 N 5). Тем не менее следует еще раз обратить внимание, что наличие в том или ином отраслевом законе отдельных предписаний налогового характера не является основанием для отнесения этого закона или его соответствующей нормы к законодательству о налогах и сборах. К сожалению, как показывает практика, при определении состава законодательства о налогах и сборах и налогоплательщики, и представители налоговой администрации, и даже суды достаточно часто допускают ошибки. В том числе известны и случаи отнесения отраслевых федеральных законов, содержащих отдельные налоговые предписания, к актам законодательства о налогах и сборах (табл. 4).
Табл. 4. Нормы российского законодательства, регулирующие порядок налогообложения, но не относящиеся, по мнению судебных инстанций, к законодательству о налогах и сборах
—————————————————T—————————————————T—————————————————————————T———————————————¬ | Название закона| Норма закона, | Некоторые постановления | Примечание | | | регулирующая | и решения судебных | | | | порядок | инстанций, в которых | | | | налогообложения | федеральный закон не был| | | | | признан актом | | | | | законодательства | | | | | о налогах и сборах | | +————————————————+—————————————————+—————————————————————————+———————————————+ |Закон РФ от |В соответствии с |Постановление ФАС |Федеральным | |11.10.1991 |ч. 5 ст. 8 |Московского округа от |законом от | |N 1738—1 |Закона РФ |31.08.2004 |29.11.2004 | |"О плате за |"О плате за |N КА—А41/7648—04 |N 141—ФЗ | |землю" |землю" налог на | |настоящий Закон| | |земли, занятые | |признан | | |жилищным фондом | |утратившим силу| | |(государственным,| |с 1 января | | |муниципальным, | |2006 г., за | | |общественным, | |исключением | | |кооперативным, | |ст. 25 | | |индивидуальным), | | | | |взимается со всей| | | | |площади | | | | |земельного | | | | |участка в размере| | | | |3% от ставок | | | | |земельного | | | | |налога, | | | | |установленных в | | | | |городах и | | | | |поселках | | | | |городского типа, | | | | |но не менее | | | | |10 руб. за | | | | |1 кв. м. | | | | |В силу ст. 15 | | | | |Закона РФ | | | | |"О плате за | | | | |землю" основанием| | | | |для установления | | | | |налога на землю | | | | |является | | | | |документ, | | | | |удостоверяющий | | | | |право | | | | |собственности, | | | | |владения или | | | | |пользования | | | | |земельным | | | | |участком | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————————————+———————————————+ |Бюджетный кодекс| |Постановление ФАС | | |Российской | |Московского округа от | | |Федерации от | |25.02.2003 | | |31.07.1998 | |N КА—А41/467—03 | | |N 145—ФЗ | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————————————+———————————————+ |Трудовой кодекс |К примеру, |Постановление ФАС |Суд счел, что | |Российской |согласно ст. 130 |Северо—Западного округа |Трудовой кодекс| |Федерации от |ТК РФ в систему |от 27.08.2003 |РФ регулирует | |30.12.2001 |основных |N А66—1067—03 |взаимоотношения| |N 197—ФЗ |государственных | |работника с | | |гарантий по | |работодателем и| | |оплате труда | |не влияет на | | |работников | |права и | | |включается в том | |обязанности | | |числе ограничение| |организаций в | | |перечня оснований| |сфере | | |и размеров | |налогообложения| | |удержаний из | | | | |заработной платы | | | | |по распоряжению | | | | |работодателя, а | | | | |также размеров | | | | |налогообложения | | | | |доходов от | | | | |заработной платы.| | | | |На основании | | | | |ст. 210 ТК РФ | | | | |основными | | | | |направлениями | | | | |государственной | | | | |политики в | | | | |области охраны | | | | |труда в том | | | | |числе является | | | | |проведение | | | | |эффективной | | | | |налоговой | | | | |политики, | | | | |стимулирующей | | | | |создание | | | | |безопасных | | | | |условий труда, | | | | |разработку и | | | | |внедрение | | | | |безопасных | | | | |техники и | | | | |технологий, | | | | |производство | | | | |средств | | | | |индивидуальной и | | | | |коллективной | | | | |защиты работников| | | +————————————————+—————————————————+—————————————————————————+———————————————+ |Федеральный | |Решения Арбитражного суда|Постановлениями| |закон от | |Санкт—Петербурга и |ФАС Северо— | |16.07.1999 | |Ленинградской области: |Западного | |N 165—ФЗ | |от 25.10.2001 |округа от | |"Об основах | |N А56—27359/01; |18.12.2001 | |обязательного | |от 19.10.2001 |указанные | |социального | |N N А56—20283/01 и |решения были | |страхования" | |А56—20287/01; |оставлены без | | | |от 17.09.2001 |изменения | | | |N N А56—21938/01 и | | | | |А56—21979/01 | | +————————————————+—————————————————+—————————————————————————+———————————————+ |Закон РФ от |В ст. 3 Закона |Постановление ФАС |Федеральным | |18.10.1991 |были перечислены |Центрального округа от |законом от | |N 1759—1 |налоги, |10.03.2004 N А62—3404/02 |22.08.2004 | |"О дорожных |являющиеся | |N 122—ФЗ | |фондах в |источниками | |настоящий Закон| |Российской |образования | |признан | |Федерации" |дорожных фондов, | |утратившим силу| |(в ред. от |а в последующих | |с 1 января | |24.12.2002) |статьях | |2005 г. | | |определены | | | | |особенности их | | | | |уплаты | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————————————+———————————————+ |Федеральный |Статья 12 |Постановление ФАС | | |закон от |Федерального |Центрального округа от | | |22.11.1995 |закона содержит |08.04.2004 | | |N 171—ФЗ "О |отсылочную норму,|N А68—АП—329/12—448/12—03| | |государственном |согласно которой | | | |регулировании |исчисление и | | | |производства и |уплата налогов и | | | |оборота |сборов с | | | |этилового |алкогольной | | | |спирта, |продукции | | | |алкогольной и |производятся в | | | |спиртосодержащей|порядке, | | | |продукции" |определенном | | | |(в ред. от |законами | | | |07.01.1999) |Российской | | | | |Федерации | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————————————+———————————————+ |Федеральный |В соответствии с |Постановления ФАС |На основании | |закон от |абз. 3 п. 2 ст. 5|Московского округа от |Федерального | |23.08.1996 |Федерального |15.09.2003 |закона от | |N 127—ФЗ |закона |N КА—А41/6859—03; |30.06.2005 | |"О науке и |свидетельство об |от 06.03.2003 |N 76—ФЗ в п. 2 | |государственной |аккредитации |N КА—А40/777—03 |ст. 5 абзацы с | |научно— |научной | |первого по | |технической |организации | |третий утратили| |политике" |признавалось | |силу | |(в ред. от |основанием для | | | |22.08.2004) |предоставления | | | | |налоговых льгот | | | L————————————————+—————————————————+—————————————————————————+———————————————— Из числа действующих нормативных актов характерным примером тому является Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.08.2000 N А19-1736/00-38-Ф02-1580/00-С1 счел, что исходя из смысла ст. 1 НК РФ этот Закон является частью законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Конечно же вывод суда был неправильным, что и подтверждается сложившейся арбитражной практикой в других судебных округах (см.: Постановления ФАС Московского округа от 24.12.2001 N КА-А40/7519-01; от 26.08.2003 N КА-А40/6059-03; ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2001 N А42-4921/01-27; Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2000 N А56-21004/00; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2004 N Ф03-А37/04-2/1599). Таким образом, из вышесказанного видно, что вступление в силу Налогового кодекса РФ, устанавливающего специальные требования для отнесения нормативных актов к законодательству о налогах и сборах, не привело к существенному сокращению количества федеральных законов, прямо или косвенно регулирующих процедуры налогообложения. Кроме того, неудачная формулировка ст. 1 НК РФ фактически исключает возможность однозначного отнесения того или иного конкретного федерального закона к группе законодательства о налогах и сборах. Тем не менее, по мнению автора, к актам законодательства о налогах и сборах должны быть, как минимум, отнесены выделенные нами специализированные федеральные законы, регулирующие налоговые отношения, а также федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в текст Налогового кодекса или регулирующие порядок введения в действие его отдельных норм.
А.П.Зрелов Налоговый юрист Подписано в печать 25.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |