|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новый порядок определения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ("Современный бухучет", 2005, N 11)
"Современный бухучет", 2005, N 11
НОВЫЙ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С 1 января 2006 г. вступают в силу изменения в гл. 26.3 "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, внесенные Федеральными законами от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.06.2005 N 63-ФЗ, от 18.06.2005 N 64-ФЗ. Положения данных Законов распространяются на коммерческие и некоммерческие организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог, ЕНВД). Проанализируем изменения в порядке его взимания. С 1 января 2006 г. виды деятельности, на которые распространяется ЕНВД, будут устанавливать представительные органы муниципальных районов и городских округов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Таким образом, законодательные полномочия по введению единого налога переданы с регионального уровня на муниципальный. Понятия "муниципальный район" и "городской округ" приведены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, согласно пп. 2 п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона в состав муниципальных районов входят территории всех поселений (городских и сельских), за исключением городских округов, а также межселенные территории. Эта форма муниципалитета создается для решения вопросов местного значения межпоселочного характера, т.е. вопросов, относящихся более чем к одному поселению (например, проведение электрических сетей к нескольким поселениям), а также для решения вопросов местного значения для территорий, которые не отнесены ни к одному из поселений. Городской округ не входит в состав муниципального района. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления. Статусом городского округа, как правило, обладают наиболее крупные города в субъекте Российской Федерации, прежде всего его административный центр. Федеральным законом N 63-ФЗ внесены поправки, которые предоставили право муниципальным органам власти устанавливать виды бытовых услуг, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД. Муниципальным органам власти также передано право определять значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
Он рассчитывается как произведение установленных муниципальными органами власти значений, которые учитывают влияние факторов, определенных в ст. 346.27 НК РФ, на результат деятельности предпринимателя. К ним относятся, в частности, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, особенности места ведения предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что согласно новому порядку при расчете коэффициента К2 организации и предприниматели смогут учесть фактический период времени работы в календарном месяце налогового периода (отношение календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к общему количеству календарных дней в данном календарном месяце), иными словами, рассчитать единый налог с точностью до дня. Однако передача права введения ЕНВД на муниципальный уровень имеет свои недостатки. Нередко организации и предприниматели ведут бизнес на территориях различных районов своего региона, к примеру розничную торговлю через сеть торговых точек, расположенных в разных районах одного субъекта Российской Федерации. С 1 января 2006 г. на налоговый учет необходимо вставать в каждом муниципальном районе (округе) по месту ведения продаж (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Соответственно и рассчитывать сумму налога придется неоднократно, чего в настоящее время в пределах одного региона делать не приходится. Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ с 1 января 2006 г. расширен федеральный перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД. Это сделано отчасти за счет дополнения перечня новыми видами деятельности, а отчасти - вследствие разбивки уже имеющихся (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Насколько эти перемены коснутся конкретных фирм и предпринимателей, будет зависеть от перечня, который законодательно утвердят муниципальные органы власти (городского округа, муниципального района), законодательные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга. К переходу на уплату ЕНВД следует приготовиться организациям и предпринимателям, оказывающим: - услуги общепита через объекты организации общепита, имеющие залы обслуживания посетителей; - услуги по распространению и (или) размещению рекламы на транспорте; - услуги по временному размещению и проживанию; - услуги по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных в местах торговли без залов обслуживания посетителей. Однако даже при осуществлении "вмененных" видов деятельности уплачивать единый налог по ним с 1 января 2006 г. запрещено организациям и предпринимателям, работающим в рамках договора простого товарищества. Для распространения (размещения) наружной рекламы с автоматической сменой изображения с 2006 г. введено отдельное значение базовой доходности за месяц - 4000 руб. Физическим показателем при такой деятельности будет площадь информационного поля экспонирующей поверхности. Кроме того, базовая доходность по размещению наружной рекламы на электронных табло увеличена с 4000 до 5000 руб. Коэффициент К1 для учета кадастровой стоимости земли при расчете ЕНВД с 1 января 2006 г. отменен. Поправка техническая: за все время существования ЕНВД этот показатель не применялся ни разу. Место упраздненного коэффициента К1 займет другой - нынешний коэффициент-дефлятор К3, который позволяет учитывать изменение потребительских цен в предыдущем году. Его обозначение соответственно будет изменено на К1. До 1 января 2006 г. плательщик ЕНВД вправе уменьшить налог к уплате на сумму страховых пенсионных взносов и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом существует ограничение: размер вычитаемых взносов не должен превысить 50% исчисленного единого налога (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). То есть вначале можно уменьшить налог наполовину за счет взносов, а затем вычесть еще и сумму "больничных". Со следующего года ограничение станет более жестким: сумму налога можно снижать в целом лишь на 50%. Согласно действующей редакции НК РФ для получения права на уплату ЕНВД автоперевозчик должен эксплуатировать не более 20 единиц транспорта. При этом возникает вопрос: следует ли включать в расчет машины, которые не используются непосредственно для данной "вмененной" деятельности (находятся на ремонте или в консервации, служат для собственных нужд)? По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 14.03.2005 N 03-06-05-04/57, учитывать следует только транспорт, участвующий в перевозках. С 1 января 2006 г. нужно будет учитывать все машины (собственные и арендованные), которые предназначены для автоперевозок, т.е. независимо от факта их эксплуатации (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В действующей редакции гл. 26.3 НК РФ указано, что площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) по каждому объекту ведения розничной торговли либо оказания услуг общепита должна быть не более 150 кв. м. При этом непонятно, имеется ли в виду соблюдение лимита одновременно по всем объектам торговли (общественного питания). Минфин России разъяснил, что с объектов, по которым условие площади зала соблюдено, нужно платить ЕНВД (см., например, Письма Минфина России от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22 и от 11.03.2005 N 03-06-05-04/55). Однако в тексте НК РФ данная позиция Минфина России отражения не нашла. В отношении как розничной торговли, так и услуг общепита сделано дополнение о том, что подобная деятельность через объекты с площадью зала "более 150 кв. м по каждому объекту" не подлежит переводу на уплату ЕНВД (пп. 6 и 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Уточнено понятие розничной торговли, приведенное в ст. 346 27 НК РФ. С 1 января 2006 г. для уплаты ЕНВД достаточно будет соблюсти ограничение по площади продаж, а также строить отношения с покупателями на основе договоров розничной купли-продажи. Таким образом, "смешанная" оплата (в наличной и безналичной форме) будет облагаться единым налогом. Еще одно изменение налогового законодательства затронет налогоплательщиков ЕНВД, которые продают собственную продукцию. По мнению Минфина России, такая реализация является частью производственного процесса, а следовательно, не относится к рознице и не подпадает под уплату ЕНВД (см., например, Письмо Минфина России от 01.12.2004 N 03-06-05-04/64). С 1 января 2006 г. позиция Минфина России будет закреплена в ст. 346 27 НК РФ.
Г.Л.Лысова Заместитель Генерального директора ООО "Маркет-Аудит" по аудиторской деятельности, аттестованный налоговый консультант Подписано в печать 25.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |