|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: "Компании не готовы к тому, что решения суда игнорируются..." ("Консультант", 2005, N 21)
"Консультант", 2005, N 21
"КОМПАНИИ НЕ ГОТОВЫ К ТОМУ, ЧТО РЕШЕНИЯ СУДА ИГНОРИРУЮТСЯ..."
Законодатель заранее предусмотрел способы борьбы с неисполнением судебных решений. Специально для их принудительного исполнения создана служба судебных приставов. К сожалению, в Москве приставы действуют формально, тянут сроки, вынуждая тем самым налогоплательщиков обращаться в суды с жалобами на их бездействие. Это, в свою очередь, влечет для организаций и предпринимателей лишние расходы и трату времени. Разумеется, такая ситуация увеличивает недоверие к отечественному правосудию. Впрочем, проблемы Москвы не всегда характерны для остальной части России. Во многих других городах приставы исправно несут службу, да и налоговые органы далеко не всегда игнорируют закон и судебные вердикты. Поэтому можно рекомендовать тем налогоплательщикам, которым посчастливилось состоять на учете за пределами МКАД, работать с приставами, перекладывая на их мощные плечи все проблемы с исполнением судебного акта. В случаях же, когда приставы не справляются со своими прямыми обязанностями, ситуацию нужно брать под свой контроль. К счастью, существует п. 2 ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Согласно этой норме за невыполнение указанных в исполнительном листе действий может быть наложен штраф. Иными словами, если налоговый орган отказывается возвратить налог, как это ему предписано исполнительным листом, то налогоплательщик вправе обратиться в суд для того, чтобы взыскать судебный штраф с нарушителя в пользу бюджета. Вопрос, кого признавать нарушителем в рассматриваемой ситуации, в настоящее время является дискуссионным. На эту роль "претендуют" и налоговый орган как организация, и его непосредственный руководитель. Подавать иск можно сразу против обоих перечисленных лиц, а уже суд разберется, кого привлечь к ответственности. На практике суды дают налоговым органам возможность избежать штрафа, откладывая под различными предлогами рассмотрение подобных дел. Такая мера позволяет нарушителям сохранить лицо и деньги. Если же дело приобретает принципиальный характер, то суд, безусловно, накажет зарвавшегося начальника или руководимую им организацию, взыскав с них денежный штраф. Суд может оштрафовать должностное лицо на 5000 руб., а организацию - на 100 000 (ст. 119 АПК РФ). При этом уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт. Если же после уплаты штрафа налоговый орган будет продолжать упорствовать, то это может стать поводом для визита в прокуратуру. Дело в том, что в этом случае речь идет не о простом неисполнении судебного акта, а о злостном неисполнении. Такие действия наказываются гораздо жестче - в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса вплоть до лишения свободы. Вряд ли какой-нибудь начальник инспекции (а именно он будет обвиняемым в таком деле) захочет получить статус осужденного. Известная мне практика показывает, что достаточно одного только заявления в суд, чтобы налоговый орган перестал попирать закон.
С.Шаповалов Генеральный директор юридической компании "Налоговая помощь" Подписано в печать 21.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |