Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нецелевое использование средств федерального бюджета ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 11)



"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 11

НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Государство всегда осуществляло контроль за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств. Поскольку бюджетное учреждение является полноправным участником бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ), то при исполнении федерального бюджета в текущем финансовом году оно несет ответственность за использование бюджетных средств, что не всегда понимают руководители и главные бухгалтеры бюджетных учреждений.

Понятие нецелевого использования

средств федерального бюджета

К финансовым нарушениям относятся: нецелевое использование средств федерального бюджета, недостачи денежных средств и материальных ценностей, неполное поступление в бюджет доходов, в частности от использования федерального имущества, неэффективное использование средств федерального бюджета, неправомерное расходование средств и другие финансовые нарушения. Именно нецелевому использованию бюджетных средств следует уделить особое внимание.

Понятие нецелевого использования бюджетных средств определено Бюджетным кодексом РФ.

Примечание. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения... (ст. 289 БК РФ).

Более расширенное определение нецелевого использования бюджетных средств было изложено в Письме Минфина России N 3-А2-02 <1>. К нему относились:

- направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;

- осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

- оказание финансовой поддержки;

- расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов на приобретение товарно-материальных ценностей, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.;

- недостача материальных ценностей;

- расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Минфином России (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.);

- убыль сверх норм тех материальных ценностей, приобретение которых было осуществлено за счет средств, выделенных из федерального бюджета.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Письмо Минфина России от 16.04.1996 N 3-А2-02 "О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета".

Приказом Минфина России N 64н <2> указанное Письмо было признано утратившим силу с 1 ноября 2001 г.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Приказ Минфина России от 13.08.2001 N 64н "О признании утратившим силу Письма Министерства финансов Российской Федерации".

Для справки: Приказ Минфина России N 64н был возвращен Минюстом России без регистрации (Письмо Минюста России от 30.08.2001 N 07/8720-ЮД).

Итак, изложенные в Письме Минфина N 3-А2-02 нарушения попали в разряд неправомерных выплат или других финансовых нарушений. По моему мнению, они явно не соответствовали содержанию ст. 289 БК РФ.

Практика проверок целевого использования

бюджетных средств

Условия целевого использования бюджетных средств определяются федеральным законом, утверждающим бюджет на очередной финансовый год, а также бюджетной классификацией, используемой при его составлении, которая расписывает каждый рубль по главам, разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов и кодам экономической классификации бюджетов всех уровней РФ, - это видно при получении лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетная классификация утверждена Федеральным законом N 115-ФЗ <3>. Не так давно в нее были внесены значительные изменения, которые задействованы при составлении и исполнении федерального бюджета на 2005 г.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ".

Указания о порядке применения бюджетной классификации издаются Минфином России (ст. 11 Федерального закона N 115-ФЗ). До составления бюджета на 2005 г. действовали Указания, утвержденные Приказом Минфина России N 127н <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Приказ Минфина России от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

В связи с изменением бюджетной классификации изданы новые Указания, утвержденные Приказом Минфина России N 114н <5>. В настоящий момент Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является правопреемником упраздненных контрольно-ревизионных органов Минфина России, которая имеет соответствующий штат работников и чаще других контролирующих органов осуществляет проверку бюджетополучателя.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

При выявлении нецелевого использования средств федерального бюджета работники органов государственного финансового контроля на основании первичных документов сопоставляют фактически произведенный расход с предполагаемым (планируемым) при финансировании расходов согласно лимитам бюджетных обязательств или сметы расходов и доходов учреждения. Например, если в чеке при получении денежных средств в кассу указаны командировочные расходы (код экономической классификации 110400 "Командировки и служебные разъезды"; с 01.01.2005 суточные отражаются по подстатье 212 "Прочие выплаты"; оплата проезда - по подстатье 222 "Транспортные услуги"; оплата общежития, мест в гостиницах - по подстатье 226 "Прочие услуги"), то и выплаты по расходным кассовым ордерам должны содержать ту же экономическую информацию. Следовательно, подотчетное лицо должно представить соответствующие первичные документы, подтверждающие целевое использование средств, а именно проездные билеты, квитанции об оплате проживания в гостинице, а не копии товарных чеков о приобретенных канцелярских товарах. Денежные средства, полученные на выплату заработной платы, не могут выдаваться в подотчет на хозяйственные нужды, командировки и т.д.

На практике нецелевое использование средств также встречается при проведении ремонтных работ. Особенно этот факт был актуален в период действия Указаний, утвержденных Приказом Минфина России N 127н. Например, заключив договор на проведение текущего ремонта помещения, здания, бюджетополучатель оплачивал расходы по коду экономической классификации 111030 "Оплата текущего ремонта зданий и сооружений". Однако при ревизии проверяющие делали выводы о капитальном характере ремонтных работ, предусмотренных по коду экономической классификации 240330 "Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, за исключением капитального ремонта жилого фонда". Данное нарушение связано с незнанием законодательства, регулирующего нормы и правила организации и проведения ремонтно-строительных работ, требований нормативных документов Госстроя России.

На практике знаний только бухгалтерского учета и бюджетного законодательства зачастую оказывается недостаточно. Но именно экономической классификации необходимо уделять повышенное внимание. Нецелевое использование по функциональной классификации (целевые статьи, виды расходов) встречается редко. Например, руководители в силовых ведомствах, получая финансирование по виду расхода 603 "Вещевое обеспечение военнослужащих", допускают использование денежных средств по виду расходов 605 "Обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей" или 601 "Денежное довольствие военнослужащих", но соблюдают при этом целевое направление по целевой статье и коду экономической классификации.

Необходимо отметить, что бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования (ст. 237 БК РФ).

Меры принуждения к нарушителям

бюджетного законодательства

Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

При выявлении нецелевого использования средств федерального бюджета инспектор Росфиннадзора в день подписания акта ревизии составляет Протокол об административном правонарушении (далее - Протокол). Первый экземпляр Протокола не позднее одних суток с момента его составления вместе с материалами ревизии (проверки) направляется должностному лицу Росфиннадзора, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, которое руководствуется нормами, закрепленными в Административном кодексе, в том числе гл. 29 "Рассмотрение дела об административном правонарушении" КоАП РФ.

Второй экземпляр Протокола под расписку лицо, проводившее ревизию (проверку), вручает лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При этом лицо, проводившее ревизию (проверку), разъясняет лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в частности: знакомиться с материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; обжаловать постановление по делу, о чем делается запись в Протоколе. После рассмотрения дела оформляется определение о назначении времени и места рассмотрения дела, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, и иные определения в соответствии с КоАП РФ. Определение (определения) лицами, которые подлежат вызову для рассмотрения дела, вручается под роспись либо высылается почтой с уведомлением.

По окончании рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо, рассматривавшее данное дело, немедленно объявляет вынесенное им постановление. Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого вынесено данное постановление, или его представителю.

При применении административного наказания в виде административного штрафа <6> лицо, привлеченное к административной ответственности, должно уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вступления Постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 "Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания" КоАП РФ. Оплата производится согласно банковским реквизитам, указанным в постановлении, и денежные средства зачисляются в федеральный бюджет.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Согласно ст. 15.14 КоАП административный штраф налагается: на должностных лиц - в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок <7> направляется письмо судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> 30 дней со дня вынесения постановления, ст. 31.5 КоАП РФ.

При нецелевом расходовании бюджетных средств на сумму свыше 1,5 млн руб. материалы ревизии передаются в прокуратуру или другие правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Статья 285.1 УК РФ предусматривает следующую ответственность: должностное лицо наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб., либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (нецелевое использование бюджетных средств на сумму свыше 7,5 млн руб.), налагается штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако это не означает завершения всех мер воздействия органами государственного финансового контроля к нарушителям бюджетного законодательства. Перед завершением ревизии руководителю проверяемой организации, допустившей нецелевое использование средств федерального бюджета, направляется предписание в течение месяца с даты подписания акта возместить расходы бюджета с представлением документа, подтверждающего возмещение. Если в указанный срок документ, подтверждающий возмещение средств, не представлен, то в течение одного рабочего дня оформляется уведомление о сокращении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета, которое вместе с копиями акта ревизии и первичных документов, подтверждающих факт нецелевого использования средств федерального бюджета, направляется в Росфиннадзор. Дальнейшая реализация контрольных мероприятий осуществляется согласно Приказу Минфина России от 08.02.2005 N 16н "Об утверждении Порядка сокращения в 2005 году лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации".

Работникам организаций, к которым приходят с проверкой, следует иметь в виду, что любые действия контролирующих органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

А.Клочков

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

21.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет расчетов с подотчетными лицами (Начало) ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 11) >
Статья: Отдельные вопросы по заполнению счетов-фактур, книг покупок ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.