|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет расчетов с подотчетными лицами (Начало) ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 11)
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 11
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
Выдача денежных средств под отчет работникам бюджетного учреждения производится для расчетов по оплате труда, транспортных, коммунальных услуг, за приобретение материалов для хозяйственных нужд, основных средств, горюче-смазочных материалов и т.д., а также в виде аванса на командировочные расходы.
Особенности учета расчетов с подотчетными лицами
С введением в действие новой Инструкции N 70н <1> изменился порядок учета и оформления результатов авансов, выданных подотчетным лицам. Если ранее, в соответствии с Инструкцией N 107н <2>, применялась мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета, то после вступления в силу Инструкции N 70н используются регистры бюджетного учета. В приведенной таблице можно увидеть, в чем состоит отличие порядка ведения учета расчетов с подотчетными лицами по той и другой Инструкции. ————————————————————————————————<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н. <2> Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н.
———————————————————T——————————————————————T——————————————————————¬ | Объекты учета | Инструкция N 70н | Инструкция N 107н | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Расчеты с |Журнал операций |Мемориальный ордер N 8| |подотчетными |расчетов с |(накопительная | |лицами в |подотчетными лицами |ведомость по расчетам | |учреждении | |с подотчетными лицами | | | |ф. 386) | L——————————————————+——————————————————————+——————————————————————— Журнал операций расчетов с подотчетными лицами (утв. Приложением N 3 к Инструкции N 70н) должен иметь следующие обязательные реквизиты:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Состав обязательных реквизитов и показателей | +——————————————————T——————————————————————T——————————————————————+ |заголовочной части| содержательной части | оформительной части | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Дата (за месяц), |Дата, номер и |Подписи, расшифровки | |наименование |наименование документа|подписей главного | |учреждения |(авансовый отчет, |бухгалтера и | |(структурного |расходный ордер, |исполнителя (с | |подразделения), |приходный ордер); |указанием должности); | |наименование и код|наименование |дата | |по реестру |показателя (фамилия, | | |получателей |имя, отчество | | |бюджетных средств |подотчетного лица), | | |(РПБС) главного |номер счета бюджетного| | |распорядителя |учета по дебету и | | |(распорядителя), |кредиту; сумма; | | |единица измерения |итоговые суммы по | | |(ОКЕИ или ОКВ) |дебету и кредиту | | | |счетов бюджетного | | | |учета (с входящими и | | | |исходящими остатками) | | | |по каждому | | | |подотчетному лицу и в | | | |целом по учреждению; | | | |количество приложений | | L——————————————————+——————————————————————+——————————————————————— Основное отличие в учете расчетов с подотчетными лицами заключается в том, что по Инструкции N 70н учет ведется по отдельным счетам, в зависимости от цели, на которую выдается аванс, что позволяет контролировать расходование денежных средств. В Инструкции N 107н разделения по субсчету 160 не предусматривалось. Изменилась и форма отчета по израсходованным суммам. Ранее о расходовании авансовых сумм подотчетные лица представляли авансовый отчет по форме 286. С введением в действие Инструкции N 70н бюджетным учреждениям для оформления отчета следует руководствоваться Постановлением N 55 <3>, которое применяется ко всем организациям, за исключением бюджетных. Однако до настоящего времени форма авансового отчета для бюджетных учреждений не утверждена. ————————————————————————————————<3> Постановление Госкомстата России от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет".
Организация расчетов с подотчетными лицами
В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций <4> при выдаче денежных средств под отчет необходимо соблюсти три условия: - денежные средства под отчет выдаются на основании распоряжения руководителя учреждения только лицам, работающим в данном учреждении; - передача полученных подотчетных сумм одним работником другому запрещается; - при имеющейся задолженности за подотчетным лицом по ранее выданному авансу выдача новых денежных средств под отчет не допускается. ————————————————————————————————<4> Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.
Пунктом 157 Инструкции N 70н предусмотрено, что для получения денежных средств под отчет работник должен написать заявление, в котором он указывает назначение аванса и срок, на который выдаются денежные средства. В заявлении о выдаче денежных средств под отчет работник бухгалтерии делает отметку об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по ранее выданному авансу (представлен отчет о его расходовании, и остаток денежных средств сдан в кассу). Выдача денежных средств под отчет производится из кассы бюджетного учреждения по расходным кассовым ордерам ф. 0310002, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации". Пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций установлено, что после расходования денежных средств подотчетное лицо не позднее трех рабочих дней составляет авансовый отчет, к которому нужно приложить все документы, подтверждающие произведенные расходы. Остаток неиспользованного аванса следует внести в кассу учреждения также в течение трех рабочих дней после произведенных расходов. В соответствии со ст. 137 ТК РФ, если подотчетное лицо не представило авансовый отчет в установленные сроки или не возвратило остаток аванса в кассу, бюджетное учреждение вправе удержать сумму задолженности из заработной платы подотчетного лица, получившего аванс. В новой системе бюджетного учета учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", который является аналогом субсчета 160 "Расчеты с подотчетными лицами". Учет организован в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления (КСОГУ) по следующим аналитическим счетам: 0 208 01 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда" 0 208 02 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи" 0 208 03 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг" 0 208 04 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг" 0 208 05 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом" 0 208 06 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг по содержанию имущества" 0 208 07 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг" 0 208 08 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальному страхованию населения" 0 208 09 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению" 0 208 10 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате социальных пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления" 0 208 11 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов" 0 208 12 000 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств" 0 208 13 000 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов" 0 208 14 000 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материалов" 0 208 15 000 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению ценных бумаг" 0 208 16 000 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению акций и иных форм участия в капитале" Счета 0 208 01 000 и 0 208 08 000 предназначены для выплаты начисленной заработной платы и пособий через раздатчиков, для оплаты суточных. Счета 0 208 02 000, 0 208 03 000, 0 208 04 000, 0 208 05 000, 0 209 06 000, 0 208 07 000 применяются для оплаты услуг в тех случаях, когда по заключенным договорам предусмотрена оплата наличными денежными средствами. Кроме того, по счету 0 208 07 000 оплачиваются расходы по проживанию в командировке. Счет 0 208 10 000 предназначен для выплаты социальных пособий. Счет 0 208 11 000 используется для оплаты расходов, для учета которых Планом счетов бюджетного учета не предусмотрено открытие отдельных аналитических счетов (оплаты труда работников, не состоящих в штате бюджетного учреждения, и т.д.). Счета 0 208 12 000 и 0 208 13 000 предназначены для учета оплаты основных средств и нематериальных активов, а также учета работ по их доставке и установке подотчетными лицами. Произведенные расходы списываются на счета учета капитальных вложений. Выдача денежных средств под отчет производится при наличии выделенных бюджетных средств в пределах лимитов по статьям ЭКР.
Корреспонденция счетов
В соответствии с п. 159 Инструкции N 70н операции оформляются следующими бухгалтерскими записями. 1. Отражены операции по выдаче под отчет денежных средств из кассы по дебету соответствующих аналитических счетов 0 208 хх 560 как увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате соответствующих услуг и расходов и кредиту счета 0 201 04 610 "Выдача из кассы". 2. Отражены операции об израсходованных суммах аванса по кредиту аналитических счетов 0 208 хх 660 как уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате услуг и расходов и дебету счетов 0 105 05 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов", 0 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства", 0 106 02 320 "Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы", 0 106 03 330 "Увеличение капитальных вложений в непроизводственные активы", 0 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции", 0 401 01 200 "Расходы учреждения", 0 204 02 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале", 0 204 03 520 "Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций", 0 302 хх 830 как уменьшение соответствующей кредиторской задолженности подотчетных лиц по оплате работ и услуг. 3. Отражен возврат в кассу неиспользованного остатка аванса по кредиту аналитических счетов 0 208 хх 660 как уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате соответствующих услуг и расходов и дебету счета 0 201 04 510 "Поступления в кассу".
Учет хозяйственных расходов
К хозяйственным расходам относятся расходы по приобретению хозяйственных материалов, канцтоваров, горюче-смазочных материалов, запасных частей к оборудованию и т.д. При приобретении товарно-материальных ценностей подотчетное лицо должно приложить к авансовому отчету контрольно-кассовый и товарный чеки. В случае оплаты текущего ремонта к авансовому отчету следует приложить, кроме ККЧ, акт выполненных работ. В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке" работник учреждения, которому выданы денежные средства под отчет, должен соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке, то есть такой предел должен быть не более 60 тыс. руб. Согласно п. 160 Инструкции N 70 учет выданных денежных средств на хозяйственные расходы ведется в соответствии с КОСГУ на счетах 0 208 12 000, 0 208 13 000, 0 208 14 000. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации <5> хозяйственные расходы оплачиваются по следующим подстатьям ЭКР: 310 "Увеличение стоимости основных средств" 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" ————————————————————————————————<5> Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".
Рассмотрим стандартную ситуацию по использованию денежных средств, выданных на хозяйственные расходы.
Пример 1. Михайлов И.И. получил под отчет аванс на приобретение запасных частей к автотранспорту в сумме 5000 руб. Запчасти приобретены на общую сумму 3500 руб. Остаток денег в сумме 1500 руб. возвращен в кассу учреждения.
Денежные средства поступили в кассу бюджетного учреждения из банка с лицевого счета внебюджетных средств на общую сумму 5000 руб. по подстатье 340 "Увеличение стоимости прочих материальных активов". В учете будут сделаны следующие записи:
————————————————————————T—————————————T—————————————T————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб.| +———————————————————————+—————————————+—————————————+————————————+ |Выдан из кассы для | 2 208 14 560| 2 201 04 610| 5000 | |приобретения запасных | Увеличение | Выдача | | |частей аванс | дебиторской | из кассы | | | |задолженности| | | | | подотчетных | | | | | лиц по | | | | | приобретению| | | | | материалов | | | +———————————————————————+—————————————+—————————————+————————————+ |Приобретены запасные | 2 105 05 340| 2 208 14 660| 3500 | |части | Увеличение | Уменьшение | | | | стоимости | дебиторской | | | | прочих |задолженности| | | | материальных| подотчетных | | | | запасов | лиц по | | | | | приобретению| | | | | материалов | | +———————————————————————+—————————————+—————————————+————————————+ |Возвращен в кассу | 2 201 04 510| 2 208 14 660| 1500 | |учреждения остаток | Поступления | Уменьшение | | |неизрасходованного | в кассу | дебиторской | | |аванса | |задолженности| | | | | подотчетных | | | | | лиц по | | | | | приобретению| | | | | материалов | | L———————————————————————+—————————————+—————————————+————————————— Учет подотчетных сумм на иные расходы
Из кассы денежные средства выдаются под отчет не только на хозяйственные расходы и командировки, но и на другие цели, а именно: на выплату заработной платы через раздатчиков, оплату наличными деньгами по заключенным договорам, оплату пособий, приобретение ценных бумаг и др. Приведем пример учета расчетов по авансам, выданным на иные расходы.
Пример 2. Михайлову И.И. выданы под отчет для оплаты услуг связи 500 руб. Оплачено согласно авансовому отчету услуги связи в сумме 500 руб.
Операции по этим видам расходов оформляются в том же порядке, что и операции по командировочным и хозяйственным расходам.
————————————————————————T—————————————T—————————————T————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб.| +———————————————————————+—————————————+—————————————+————————————+ |Выдано из кассы для | 0 208 02 560| 0 201 04 610| 500 | |оплаты услуг связи | Увеличение | Выдано | | | | дебиторской | из кассы | | | |задолженности| | | | | подотчетных | | | | |лиц по оплате| | | | | услуг связи | | | +———————————————————————+—————————————+—————————————+————————————+ |Оплачены услуги связи | 0 401 01 221| 0 208 02 660| 500 | | | Расчеты с | Уменьшение | | | | подотчетными| дебиторской | | | | лицами |задолженности| | | | по оплате | по оплате | | | | услуг связи | услуг связи | | L———————————————————————+—————————————+—————————————+————————————— От редакции. В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение статьи. Вниманию читателей предлагается порядок учета командировочных расходов, в том числе расходов по зарубежным командировкам.
(Окончание см. "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 12)
А.Беляев Редактор журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 21.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |