Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: От каждого - по способностям, каждому - по труду ("Бюджетный учет", 2005, N 11)



"Бюджетный учет", 2005, N 11

ОТ КАЖДОГО - ПО СПОСОБНОСТЯМ, КАЖДОМУ - ПО ТРУДУ

На главбуха все чаще возлагаются функции финансового менеджера. Особенно когда речь идет о финансовых службах крупных структур, министерств и ведомств. Устоявшийся образ консервативного бухгалтера-бюджетника мгновенно рушится под влиянием энергии молодых и инициативных финансистов.

- Минпромэнерго России является сгустком экономических вопросов. Поэтому особенности нашей работы лежат в большей степени в области экономики, нежели бухгалтерии, и касаются эффективности осуществленных вложений, - сразу предупредила нас Е.В. Гангало, главный бухгалтер Министерства промышленности и энергетики России.

- Елена Викторовна, расскажите о структуре финансовой службы Минпромэнерго России.

- Это будет сделать достаточно проблематично. Дело в том, что в период реструктуризации нашего ведомства Бюджетный департамент был сформирован из сотрудников департаментов объединяющихся министерств - Министерства промышленности и науки и Министерства энергетики.

Нужно признать, что до сих пор одна из бед любого государственного учреждения, да и вообще управленческого менеджмента в целом заключается в том, что штатное расписание составляется под конкретных людей, а не исходя из функциональных особенностей. Достаточно быстро мы пришли к выводу, что существующая структура департамента не соответствует тенденциям времени. Поэтому решили ее выстроить исходя из потребностей министерства по функциональному признаку. В настоящее время проект модернизации находится на рассмотрении у руководства.

Еще одним подтверждением того, что функциональная структура Бюджетного департамента не соответствует поставленным задачам, является факт создания многочисленных рабочих групп по решению различных проблем. Членами этих групп становятся сотрудники разных отделов. Причина же кроется в том, что при назначении сотрудника на ту или иную должность не всегда учитываются его способности и склад ума. Поэтому сейчас мы занимаемся реализацией программы переподготовки кадров, которая поможет нам оптимально распределить сотрудников по отделам с учетом их способностей и навыков.

- Эта программа связана с переходом на новую Инструкцию по бюджетному учету?

- Отчасти. После анализа деятельности департамента мы поняли, что одна из причин возникновения трудностей в процессе работы - низкая квалификация сотрудников. Оказалось, что даже на своем участке работы они иногда не в состоянии принимать грамотные решения. Мы осознали, что проблема не просто в нехватке специальных знаний, но и в недостаточном уровне общей профессиональной подготовки, в непонимании происходящих процессов. У многих большие пробелы в знании нормативной базы, в знании специальной терминологии и т.д.

В связи с этим руководство департамента решило вплотную заняться подготовкой кадров по программе "Оптимизация и организация деятельности финансово-экономических подразделений бюджетных учреждений в условиях реформирования бюджетной системы РФ". В учебный курс вошли практически все дисциплины общеэкономической подготовки: от основ психологии до права.

При выборе преподавателей мы старались идти по принципу "первоисточника". То есть если речь идет о бюджетном учете, то лекторы - авторы Инструкции N 70н, если речь идет о бюджетном законодательстве, то лектор, к примеру, - один из разработчиков Бюджетного кодекса.

Для удобства занятия было решено проводить в здании министерства. Причин, по которым мы не пошли по более легкому пути переподготовки кадров в специализированных образовательных учреждениях, несколько. Во-первых, там мы не имели бы возможности контролировать образовательный процесс. Обучение - дело добровольное: кто хочет - учится, кто не хочет - нет. А в министерстве при помощи зачетной системы мы знаем уровень подготовки каждого сотрудника, принявшего участие в программе.

Во-вторых, при реализации данной программы мы преследуем еще одну цель: проверить способности и уровень обучаемости каждого из сотрудников финансовой службы, чтобы наиболее грамотно реализовать их возможности в отделах, сформированных по функциональному признаку.

- То есть ваши сотрудники теперь полностью подготовлены к переходу на новую Инструкцию?

- Признаться, мы не обременяем своих специалистов трудностями перехода. В их должностные обязанности вопросы методики не входят. За каждым сотрудником финансовой службы закреплен определенный очень узкий участок работ. Штат финансовой службы (почти 60 человек) позволяет это сделать. Мы постарались весь учет раздробить на достаточно мелкие шаги. К примеру, подготовкой платежных поручений у нас занимаются три человека - группа. В этой группе есть руководитель, более опытный, чем остальные. Он может проверить и правильность заполнения платежки, и правильность отнесения платежа к коду экономической классификации, комплектность документов, которые направляют в казначейство. В этой группе есть куратор, который проверяет соответствие документов.

Далее бумаги поступают начальнику отдела, который контролирует соответствие документа правовой базе: правильно ли отражен акт, переходящий контракт или нет, все ли верно с точки зрения налогообложения... На каждом этапе документ визируется и передается мне, главному бухгалтеру. Я же его рассматриваю с точки зрения всех процедур. Только после такого многоступенчатого контроля документ попадает на подпись к руководителю. По такой схеме подписываются все документы.

Вопросы перехода на новые правила бюджетного учета лежат в ведении начальников отделов, заместителей главного бухгалтера, главного бухгалтера. Для себя мы определили лишь две причины возможных затруднений. Первая - недостаточная квалификация специалистов, о которой я уже говорила. Вторая - практическая квалификация операций, осуществленных упраздненными органами власти. Но эти вопросы больше лежат в правовом поле, нежели в бухгалтерском.

- Вы пришли работать во вновь созданную структуру, в каком состоянии вы принимали "хозяйство"?

- Конечно, 2004 г. было завершать очень сложно. Это касалось не только отчетности новой структуры. Мы были отягощены балансами упраздненных органов власти, судебными исками и прочими ликвидационными процессами. В итоге все экономические нюансы, сложности, связанные с "дырами" в действующем законодательстве, слились в неком документе под названием "Баланс".

Тем не менее ликвидационные мероприятия мы завершили достаточно успешно. У нас недавно была проверка, которую проводили сотрудники Счетной палаты, и существенных нарушений с нашей стороны они не установили.

- Вы затронули тему проверок. Кто кроме Счетной палаты может вас проверять?

- Росфиннадзор, органы прокуратуры и дознания, различные специальные контролирующие органы, например, управления федеральной налоговой службы.

Нужно отметить, что мы являемся крупным налогоплательщиком. Дело в том, что внебюджетная финансово-хозяйственная деятельность министерств построена таким образом, что возникает объект налогообложения. Но насколько нашу деятельность можно трактовать как предпринимательскую - вопрос достаточно спорный. Однако мы исправно платим налоги.

С момента создания Минпромэнерго каких-либо трудностей с проверками не было. Все возникавшие недоразумения при ревизиях лежали в правовом, а не в бухгалтерском поле. Многоступенчатая система внутреннего контроля позволяет нам проводить финансовые операции без технических ошибок.

- Когда вы начали работать по новому Плану счетов?

- На новый План счетов мы перешли с первого января. Сначала были небольшие недоработки, связанные в основном с большим массивом перевода основных средств, материалов и малоценных предметов. Но у нас сформирована группа материального учета, руководитель которой - опытный бухгалтер с большим стажем работы в министерстве.

К тому же у нас существует такой принцип: когда необходимо обработать большой объем информации в короткие сроки и одновременно генерировать новые идеи, мы собираемся все вместе и достаточно быстро справляемся с поставленной задачей. Это еще одна из причин переподготовки наших кадров: специалисты не должны замыкаться на выполнении одной операции, все сотрудники должны быть взаимозаменяемыми. Чтобы в любой момент их можно было подключить к решению любых задач департамента.

- В министерстве создан методсовет?

- Да, методологический совет создан. Проект переподготовки кадров и есть первый результат его деятельности.

Признаться, пока что мне видится весьма затруднительной его работа, поскольку членами совета стали специалисты не только министерства, но и подведомственных ему агентств. Между тем схема нашего взаимодействия пока не определена нормативно. Поэтому на данном этапе сложно представить не только то, как будут распространяться рекомендации, но и каким образом они будут написаны. Ведь агентства являются прямыми получателями бюджетных средств. В соответствии с Бюджетным кодексом они не отчитываются перед нами. Следовательно, мы не можем знать специфики их учета. Взаимодействие происходит лишь в рамках бюджетного планирования.

Это еще один недостаток существующей системы взаимодействия: закладывая плановые цифры, мы не имеем возможности сравнить их с результатами предыдущего года, потому что агентства отчитываются только перед Минфином России.

- Что бы вы лично хотели изменить в Инструкции N 70н?

- Бухгалтерский отчет, который будет составляться в соответствии с новой Инструкцией, в большей степени носит управленческий характер. Правительство задало определенные критерии, необходимые для анализа результативности происходящих в стране процессов. Финансово-хозяйственная деятельность главных распорядителей по расходованию средств федерального бюджета укладывается в эти критерии. У меня есть опасения: если будут внесены дополнительные критерии результативности в отчетность, то мы не сможем предоставить такую информацию, потому что она не собиралась в таком контексте.

Хотелось бы также получить ряд разъяснений по вопросам окрашивания расходов по источникам финансирования. Дело в том, что, когда открывается целевая программа, вложенные в нее средства трансформируются в некие активы: основные средства, материалы, зарплату. Но в России очень часто проводятся реформы и еще чаще закрываются целевые программы. Что делать, если целевая программа закрылась, а источники были окрашены? Кто становится распорядителем и правопреемником этих активов?

Допустим, в этом году у нас были одни целевые программы, на следующий год целевые программы изменились, мы вынуждены открывать новые счета для новых целевых программ. Схемы закрытия и переноса сальдовых остатков со старых целевых счетов сегодня не существует. В результате мы можем оказаться в ситуации, когда постоянно увеличивающийся объем информации можно будет обрабатывать только с помощью софта.

- Какими программными продуктами пользуются ваши бухгалтеры?

- До слияния в Министерстве промышленности и науки учет был автоматизирован лишь на некоторых участках. Финансовая служба работала на небольших авторских продуктах. Министерство энергетики работало на другой программе. И там и там информатизация носила лишь блочный характер и не имела единой платформы. После слияния мы приняли решение перейти на единый программный продукт. На базе этой платформы мы решили построить другие необходимые для работы Бюджетного департамента Минпромэнерго модули: финансовый и договорной.

На сегодня задача-максимум для нас - автоматизация работы департамента от первичного документооборота до анализа Баланса. Сейчас в процессе разработки находится система штрихкодирования, которая будет позволять отслеживать документооборот. Благодаря подобной системе объем обрабатываемых документов не будет играть большой роли.

- Елена Викторовна, где вы учились?

- Достаточно долго я жила в Казахстане и окончила там Карагандинский педагогический университет по специальности "математика, информатика, вычислительная техника".

В 1998 г. я переехала в Тверь и училась там в Политехническом институте по специальности "экономика и управление". Окончила я его не так давно - всего два года назад. Там же, в Твери, работала в системе Министерства природных ресурсов. Так получилось, что меня перевели в Москву. А в 2004 г. пригласили работать в Минпромэнерго.

- Вы всегда работали в бюджетной сфере?

- Нет. Я достаточно долго работала в страховой компании. Не могу сказать, что в министерстве работа сложнее. Главные бухгалтеры в большей степени специализируются на организации учета (хотя знают, как осуществить любую операцию). Поэтому разницы, в какой сфере работать, нет. Ведь принципы организации везде однотипны, несмотря на специфику учета в целом.

В министерстве финансовые службы не перегружены кропотливой работой - это скорее особенность агентств. Мы больше занимаемся нормотворчеством. У нас крупноблочное финансирование, отсутствуют специфические особенности, нет подведомственных учреждений как таковых. Мы минимально взаимодействуем с другими организациями. Поэтому здесь работа более творческая по сравнению с "рабским" трудом главных бухгалтеров агентств и служб.

- Я так понимаю, что работа вам оставляет свободное время и есть возможность заниматься собой. У вас есть какие-либо увлечения?

- Вы заблуждаетесь. Специфика государственной службы заключается в том, что рабочий день не нормирован. Поэтому времени на какие-либо пристрастия остается немного. Но мы с сотрудниками любим ходить в бассейн, совместные занятия спортом очень сплачивают коллектив!

- Вы карьеристка?

- Нет, что вы?! Я никогда не ставила перед собой такой цели. Я просто люблю делать свою работу качественно. И для меня важно, чтобы любой труд оплачивался соответственно прилагаемым усилиям и мере ответственности, возлагаемой на сотрудника. Как мне кажется, тем, у кого далеко идущие планы, - место в партиях и на митингах.

Беседу вела

корреспондент журнала

"Бюджетный учет"

И.В.Заховаева

Подписано в печать

21.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аренда госсобственности ("Бюджетный учет", 2005, N 11) >
Статья: Без недоимки пеней не бывает ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 39)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.