Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Аренда госсобственности ("Бюджетный учет", 2005, N 11)



"Бюджетный учет", 2005, N 11

АРЕНДА ГОССОБСТВЕННОСТИ

Вопрос, платить или нет налог на прибыль с доходов, полученных от сдачи в аренду бюджетными учреждениями госсобственности, волнует многих бухгалтеров.

Попробуем с этой проблемой разобраться.

Создавая бюджетное учреждение, государство закрепляет за ним технику, транспортные средства, здания, мебель и прочие основные средства, необходимые для его функционирования. То есть имущество, которое находится на балансе бюджетного учреждения, является собственностью государства. Это может быть как федеральная собственность, так и собственность субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Если основные средства принадлежат городским и сельским поселениям, то на балансе бюджетного учреждения может быть и муниципальная собственность. Об этом сказано в п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса.

Такое имущество ни продать, ни сдать в аренду без согласия собственника, то есть государства, нельзя, поскольку основные средства находятся, как правило, лишь в оперативном управлении учреждения (подробнее об оперативном управлении читайте в журнале "Бюджетный учет", N 10, с. 48. - Прим. редакции). И распоряжаться таким имуществом можно только в соответствии со ст. ст. 296 - 298 Гражданского кодекса.

Нередко бюджетные учреждения сдают имущество в аренду и для этого заручаются согласием собственника. Поэтому при подписании договора аренды госимущества участвуют три стороны: арендатор, балансодержатель - бюджетное учреждение, которое обеспечивает оперативное управление, и арендодатель - орган государственной власти или местного самоуправления, в чьей собственности находится сдаваемое имущество. В соответствии со ст. ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса доходы от аренды имущества, которое находится в государственной и муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами бюджетов и арендная плата зачисляется в соответствующие бюджеты после уплаты налогов и сборов.

Одновременно такое правило сформулировано в каждом законе о федеральном бюджете и в законах городов о бюджете на год. Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Это правило также касается образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных учреждений федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, государственных учреждений культуры и искусства, государственных архивных учреждений, имеющих государственный статус и финансируемых на основании смет доходов и расходов. Об этом сказано в ст. ст. 7 и 29 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год".

Дословное прочтение указанных выше статей Бюджетного кодекса и Закона о бюджете свидетельствует о нестыковках в законодательных актах. Так, в Кодексе сказано, что доходы от аренды учитываются за минусом налогов, а в Законе речь идет о перечислении арендной платы в полном объеме. Налоговые инспекторы же с уверенностью требуют заплатить налог на прибыль с арендных платежей.

Конечно, спор - вещь малоприятная, и поэтому многие учреждения платят сумму налога на прибыль с арендных платежей из прибыли, полученной от предпринимательской деятельности. Ведь, как было сказано выше, бюджетное учреждение может распоряжаться госимуществом лишь с согласия собственника, а доходы от сдачи имущества в аренду зачисляются на специальные лицевые счета учреждений, открытые в органах Федерального казначейства. Фактически доходы от аренды государственного имущества минуют бюджетные учреждения, отправляясь прямиком в бюджет.

Таким образом, если бюджетное учреждение не получает доходов от предпринимательской деятельности, то денег на уплату налога на прибыль у него просто-напросто нет. С другой стороны, учитывая противоречия Кодекса и Закона, непонятно: платить все-таки или нет налог на прибыль.

Минфин разъясняет

Расставить точки над i взялся Минфин России в Письме от 4 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/4/33 "О доходах бюджетных учреждений от сдачи имущества в аренду". Финансистов не смутили противоречия в нормативных документах. Напротив, между ними нашли логическую цепочку, идентичную мнению налоговых инспекторов. Минфин России указал, что в соответствии с п. 4 ст. 250 Налогового кодекса доходы от сдачи имущества в аренду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются ими в составе доходов от реализации. Поэтому такие доходы должны учитываться при определении налогооблагаемой базы по прибыли в общеустановленном порядке. При этом разрешено включать в состав расходов "налог на имущество и арендную плату за земельный участок, занимаемый вашей организацией, в части, приходящейся на имущество, сдаваемое в аренду, а также амортизацию по этому имуществу и расходы по его содержанию, не оплачиваемые арендатором".

Мнение, высказанное специалистами Минфина России, очень важно, но оно небесспорно, и вот почему. Согласно ст. 3 Налогового кодекса при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги не должны ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности учреждений.

Если у бюджетного учреждения основным видом деятельности является сдача государственного имущества в аренду, то при перечислении арендных платежей в соответствующий бюджет полностью учреждение фактически не имеет возможности уплатить налог на прибыль с этих сумм. При этом сама уплата налога ведет к невозможности дальнейшего осуществления учреждением своей основной хозяйственной деятельности.

Стоит отметить, что на сегодняшний день арбитражная практика по данному вопросу отсутствует. Но при наличии судебного спора о налогообложении доходов от сдачи госимущества в аренду и перечисленных напрямую в бюджет можно ставить вопрос о признании такого требования налоговой инспекции незаконным и противоречащим основным началам законодательства, установленным в ст. 3 Налогового кодекса.

Коммунальные заботы

С арендной платы в бюджет необходимо перечислить и налог на добавленную стоимость. Здесь все просто. В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса при сдаче в аренду органами государственного управления и органами местного самоуправления государственного имущества налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества. То есть арендатор должен сам начислить, удержать и уплатить НДС в бюджет.

Сдавая в аренду имущество, бюджетные учреждения несут дополнительные затраты, которые связаны с содержанием этих основных средств. Так, при сдаче в аренду помещений учреждение должно оплачивать коммунальные услуги. При этом, как отмечено выше, сделать это фактически невозможно, ведь учреждение денег не получает - они сразу перечисляются в бюджет.

Для учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства, федеральной почтовой связи, Федерального агентства связи, архивных учреждений предусмотрено, что доходы от сдачи имущества в аренду, поступившие на лицевые счета в казначействе, направляются этим учреждениям в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на содержание и развитие их материально-технической базы. То есть эти учреждения увеличивают арендную плату на стоимость коммунальных услуг и затем получают средства в виде дополнительного бюджетного финансирования. Это положение прописано в ст. 29 Федерального закона о бюджете на 2005 г.

Однако такое преимущество предусмотрено только для упомянутых учреждений, а как быть остальным или тем, кто не хочет ждать этого дополнительного финансирования? К тому же со следующего года и сами коммунальные хозяйства не захотят долго ждать платы за свои услуги. Ведь НДС с таких услуг они должны будут заплатить в бюджет сразу, не дожидаясь, когда поступит плата от бюджетных учреждений.

В Письме Минимущества России от 31 октября 2000 г. N НГ-15/7301 сказано, что в арендную плату стоимость коммунальных услуг включаться не должна. Следовательно, договор аренды можно разделить на два самостоятельных договора. По одному арендатор будет перечислять арендную плату непосредственно в бюджет, а по другому - плата за содержание объекта будет поступать бюджетному учреждению. В этом случае плату за содержание объекта необходимо включить в налогооблагаемую прибыль (ст. 321.1 НК РФ).

Стоит отметить, что оплачивать коммунальные услуги по сданному в аренду имуществу необходимо за счет средств, полученных только от предпринимательской деятельности, поскольку учреждение может использовать бюджетные средства строго по их целевому назначению. А возмещение затрат по аренде не является бюджетной деятельностью, и поступившая оплата коммунальных услуг от арендатора зачисляется учреждениями на лицевые счета, которые открываются в казначействе для предпринимательства.

Перевыставляем счета

Рассмотрим ситуацию, когда частью договора аренды является предоставление арендатору коммунальных услуг: освещения, отопления, водоснабжения, газоснабжения, услуг телефонной связи, Интернета и т.д. Заметим, что само бюджетное учреждение эти услуги не оказывает, оно лишь является посредником между арендатором и снабжающими организациями, с которыми у учреждения заключен договор на предоставление коммунальных и прочих услуг, связанных с эксплуатацией сдаваемого в аренду помещения.

Итак, бюджетное учреждение не потребляет и не поставляет коммунальные услуги, а только возмещает свои расходы по их оплате. Получая от снабжающих организаций счета на оплату коммунальных услуг, бюджетное учреждение перевыставляет их арендатору, чтобы он смог включить такие затраты в расходы при расчете налога на прибыль. Для этого арендодателю необходимо от своего имени выписать первичные документы (счет, счет-фактуру), аналогичные полученным от снабжающих организаций, на сумму фактически полученных арендатором услуг.

Стоит отметить, что учреждение может взимать плату за так называемые посреднические услуги, например в виде какого-то процента от стоимости услуг. В этом случае посредническое вознаграждение будет увеличивать налогооблагаемую базу по прибыли бюджетного учреждения. На сумму вознаграждения отдельно нужно составить счет-фактуру и зарегистрировать ее в книге продаж.

Нередко имущество сдается в аренду нескольким организациям, при этом само бюджетное учреждение может также находиться в этом здании. Стоимость потребляемых коммунальных услуг каждой из сторон нужно определять расчетным способом, как стоимость потребляемых арендатором ресурсов к общей площади здания. Такой алгоритм расчета должен быть согласован между бюджетным учреждением и арендатором и закреплен в договоре. Ведь по требованиям ст. 252 Налогового кодекса расходы должны быть экономически обоснованными.

Имущество за счет предпринимательских средств

В соответствии с п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность. А имущество, купленное на "коммерческие" деньги, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе. Поэтому, сдавая в аренду такое имущество, договор заключают две стороны: арендатор и арендодатель (бюджетное учреждение). То есть госорган в этой сделке не участвует. Значит, сумму арендных платежей получает не бюджет, а само учреждение.

Эти доходы будут полностью учитываться при налогообложении прибыли. А коммунальные платежи или другие расходы, связанные с содержанием этого имущества, при расчете налога на прибыль отражаются в расходах. НДС с суммы арендной платы бюджетному учреждению придется перечислять в бюджет самому.

Н.А.Викторова

Налоговый консультант

Подписано в печать

21.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Безвозмездная передача основных средств ("Бюджетный учет", 2005, N 11) >
Интервью: От каждого - по способностям, каждому - по труду ("Бюджетный учет", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.