![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налогообложение вневедомственной охраны при органах МВД России ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 11)
"Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 11
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПРИ ОРГАНАХ МВД РОССИИ
Организации часто пользуются в целях сохранения их имущества услугами охраны, в том числе услугами вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрим, как учитывались, учитываются и будут учитываться для целей налогообложения прибыли расходы по охранной деятельности в виде платы за услуги, оказанные подразделениями вневедомственной охраны в 2004 - 2006 гг.
2002 - 2004 гг.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон) подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 35 названного Закона подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе заключенных договоров. В связи с тем что плата, получаемая организациями за оказание услуг другим лицам на возмездной основе, в соответствии со ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) является выручкой от реализации товаров, работ, услуг, она может учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Из этого следует, что денежные средства в виде платы за услуги, оказанные подразделениями вневедомственной охраны, могут быть также доходами от реализации и могут учитываться при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса. Так, в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, поименованных в ст. 270 Налогового кодекса). Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса расходы на услуги по охране имущества относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при условии, что они должны быть обоснованы соответствующими документами, подтверждающими их экономическую целесообразность.
2004 г.
Однако Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда (далее - ВАС) Российской Федерации от 21.10.2003 N 5953/03 было принято решение о том, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в том смысле, в котором квалифицирует их ст. 41 Налогового кодекса (экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой Налогового кодекса "Налог на прибыль (доход) организаций"), и, следовательно, данные средства не подлежат обложению налогом на прибыль организаций. Президиум ВАС исходил из того, что доходы в качестве платы за услуги вневедомственной охраны являются средствами целевого финансирования, основываясь на положении пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса, а значит, не подлежат налогообложению. При этом Президиум ВАС Российской Федерации также руководствовался положениями ст. ст. 1, 2 и 9 Закона "О милиции", ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации "Отношения, регулируемые гражданским законодательством" и п. 2 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, об основных задачах вневедомственной охраны. Исходя из определения и задач вневедомственной охраны, если указанные средства признаны целевым финансированием, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 251 Налогового кодекса, это означает, что организации, осуществившие указанные расходы, не вправе будут их учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку в п. 17 ст. 270 Налогового кодекса предусмотрено, что расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, не учитываются для целей налогообложения прибыли. Из формулировки положений ст. 270 Налогового кодекса следует, что понесенные налогоплательщиком расходы, которые впоследствии для другой стороны являются в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса целевым финансированием, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. Под это определение и подпадают налогоплательщики, осуществляющие плату за оказание услуг по вневедомственной охране имущества. Таким образом, расходы налогоплательщиков в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны с момента принятия решения Президиумом ВАС Российской Федерации (распространяемого на правоотношения в 2004 г.) и согласно п. 17 ст. 270 Налогового кодекса не учитывались для целей налогообложения прибыли как полученные подразделениями вневедомственной охраны в рамках целевого финансирования. Об этом сообщалось Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 04.07.2005 N 03-03-02/7 и более ранними редакциями Писем от 21.12.2004 N 03-03-01-02/58 и от 24.03.2005 N 03-06-05-04/71.
С 2005 г.
Что касается 2005 г., то ранее указанная норма признания расходов, осуществляемых в качестве платы за услуги вневедомственной охраны по пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса, претерпела изменения, касающиеся правоотношений, возникших и действующих с 1 января 2005 г. В частности, п. 16 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) в п. 1 ст. 264 Налогового кодекса введена норма, согласно которой в состав прочих расходов включаются, в частности, затраты на оплату услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим Закон N 58-ФЗ дает право налогоплательщикам учесть вышеуказанные расходы, ранее не учитываемые при формировании налоговой базы. Кроме того, налогоплательщики, пользуясь разъяснениями налоговых органов, до внесения изменений по Закону N 58-ФЗ в гл. 25 Налогового кодекса с 1 января 2005 г. могли не учитывать расходы по услугам вневедомственной охраны, в связи с чем, учитывая порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения сведений, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 Налогового кодекса). В случае принятия к налоговому учету в 2005 г. расходов по услугам вневедомственной охраны налогоплательщик должен это учесть при составлении декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 г. (или за истекшие периоды текущего налогового периода представить уточненные декларации в части корректировки налоговой базы по налогу на прибыль). (Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.2005 N 03-03-02/18.) В 2006 г. расходы на оплату услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ, осуществляются в установленном Законом N 58-ФЗ порядке, аналогично текущему налоговому периоду - 2005 г.
И.Н.Сбитнева Советник налоговой службы II ранга, Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России Подписано в печать 21.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |