Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Состав законодательства о налогах и сборах определяет арбитражный суд ("Налоги и налогообложение", 2005, N 10)



"Налоги и налогообложение", 2005, N 10

СОСТАВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

ОПРЕДЕЛЯЕТ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Проблемы в применении норм Налогового кодекса Российской Федерации начинаются уже с первой его статьи. В ст. 1 НК РФ законодатель настолько неудачно сформулировал определение "законодательства о налогах и сборах", одного из фундаментальных понятий российского налогового законодательства, что этот недостаток были вынуждены признать даже представители высших судебных инстанций. Так, в Письме заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда РФ О.В. Бойкова от 3 июня 1999 г. N С5-5/уп-618 на запрос Министерства РФ по налогам и сборам было прямо указано, что понятие "законодательство о налогах и сборах" не вполне раскрыто, так как Налоговый кодекс не дает определения понятия "принятые в соответствии с Налоговым кодексом федеральные законы" <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> В настоящее время это Письмо в большинстве российских справочно-правовых систем отсутствует. Однако текст Письма был опубликован, например, в сборнике: Судебная практика арбитражных судов: Сборник судебных актов по делам с участием образовательных учреждений, их учредителей в качестве истцов или ответчиков. / Сост. И.А. Рожков, Г.Т. Ермошин, Ю.Ф. Свирин, отв. ред. И.А. Рожков. - М.: Технопечать, 2001. С. 167.

Ссылки на вышеуказанное Письмо можно также встретить в Письме МНС России от 5 июля 1999 г. N 02-1-12.

Такая недоработка неизбежно должна была привести к возникновению многочисленных судебных споров, вызванных различным пониманием сторонами состава нормативных актов, признаваемых законодательством о налогах и сборах. За прошедшие 7 лет с момента принятия части первой НК РФ допущенная неточность так и не была устранена, и сегодня арбитражные суды вынуждены брать на себя ответственность в определении степени применимости того или иного акта для разрешения налогового спора и его принадлежности к законодательству о налогах и сборах.

Конечно, и налогоплательщик, и представитель налогового органа могут допустить ошибку и сослаться в суде на нормативный акт, не регулирующий спорные правоотношения. Однако такие ошибки должен устранять суд первой инстанции. Если же, как это произошло в случаях, о которых пойдет речь далее, окончательную ясность в деле (да и то не всегда) удалось установить только в порядке кассации, то очевидно, что поднятая нами проблема не так проста, как кажется, а норма, в применении которой затрудняются сами профессионалы-судьи, должна быть уточнена в первоочередном порядке.

Следует отметить, что суды при разрешении налогового спора, как правило, признают необоснованной и исключают из дела всю аргументацию сторон, апеллирующую к нормам законов, не составляющих массив законодательства о налогах и сборах.

Например, в ст. 8 Закона "О плате за землю" <2> налог на земли, занятые жилищным фондом, а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> О плате за землю: Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 // РГ. 30 окт.

По мнению представителей налоговой администрации, условием для применения такой льготной ставки земельного налога является наличие на земельном участке жилищного фонда. Соответствующее определение понятия "жилищный фонд" содержалось в ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, а в настоящее время оно есть в ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Об основах федеральной жилищной политики: Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 // РГ. 1993. 23 янв. N 15.

В ответ на подобную аргументацию суды вполне обоснованно обращали внимание, что норма абз. 5 ст. 8 Закона "О плате за землю" предусматривает представление пониженной ставки исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи жилищного фонда в эксплуатацию <4>. При этом все ссылки в кассационной жалобе на нормы жилищного законодательства суд признавал необоснованными, "поскольку в соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит исключительно из Налогового кодекса и принятых на его основе федеральных законов" <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См. также: Определение Президиума Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г. N 15пв04пр;

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 г. N 78-Впр03-3.

Примечание: тексты Определений официально опубликованы не были.

<5> См.: Постановления Федеральных арбитражных судов:

Московского округа от 6 мая 2004 г. N КА-А41/3319-04; от 31 августа 2004 г. N КА-А41/7648-04; от 11 июля 2005 г. N КА-А41/6057-05;

Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. N Ф04-7445/2004(5721-А45-31).

См. также:

Постановление Президиума Свердловского областного суда от 17 ноября 2004 г. N 44-Г-326.

Несмотря на столь натянутое обоснование невозможности ссылки на нормы жилищного законодательства при рассмотрении налогового спора, суды в данном конкретном случае с формальной точки зрения все равно правы. Напомним, что на основании п. 1 ст. 11 НК РФ в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации могут использоваться только непосредственно в Налоговом кодексе. Законодатель не распространяет это правило на иные федеральные законы, регулирующие порядок налогообложения, равно как относящиеся к законодательству о налогах и сборах, так и не признаваемые таковыми.

Не было отменено и решение суда, отказавшего налогоплательщику в праве на налоговую льготу в связи со строительством или приобретением жилого дома. Налогоплательщик считал, что "садовый дом" равнозначен понятию "жилой дом" и означает только то, что дом построен на садовом участке.

Суд посчитал, что перечень объектов, по которым предоставляются вычеты, является исчерпывающим. При этом садовые дома не входят в данный перечень, а ссылки заявителя на нормы жилищного законодательства необоснованны, поскольку п. 2 ст. 17 НК РФ предусмотрено, что налоговые льготы и основания для их использования устанавливаются законодательством о налогах и сборах, а нормы жилищного законодательства в силу п. 1 ст. 1 НК РФ таковыми не являются <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2003 г. N КА-А40/930-03.

Достаточно много различных норм, содержащих упоминания о налогообложении, можно встретить и в тексте Бюджетного кодекса. Однако при разрешении споров по вопросам, урегулированным законодательством о налогах и сборах, ссылки и на этот акт, по мнению судов, "являются необоснованными, поскольку Бюджетный кодекс РФ в соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ не относится к актам законодательства о налогах и сборах..." <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> См.: Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2003 г. N КА-А41/467-03; от 16 мая 2003 г. N КА-А41/3066-03.

Также известны случаи, когда суды признавали не относящимися к законодательству о налогах и сборах:

- Лесной кодекс Российской Федерации <8>;

- Трудовой кодекс РФ <9>;

- Кодекс торгового мореплавания РФ <10>;

- Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <11>;

- Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <12>;

- Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и изданные в соответствии с данным Законом Положения <13>;

- Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" <14>;

- Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" <15>;

- Закон РФ "Об основах обязательного социального страхования", а также Закон РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <16>;

- Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" <17>;

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2004 г. N А56-38098/03.

<9> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2003 г. N А66-1067-03.

<10> Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2003 г. N А56-22542/03; от 11 ноября 2003 г. N А56-19420/03.

<11> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2004 г. N Ф09-943/04АК; от 6 октября 2003 г. N Ф09-3247/03АК; от 8 июля 2003 г. N Ф09-1961/03АК; от 13 августа 2001 г. N Ф09-1858/01АК; от 5 июля 2001 г. N Ф09-1421/01АК.

<12> Постановления Федеральных арбитражных судов:

Московского округа от 15 января 2004 г. N КА-А40/10450-03;

Центрального округа от 8 апреля 2004 г. N А68-АП-329/12-448/12-03.

<13> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2002 г. N КА-А40/6135-02.

<14> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2002 г. N КА-А40/2524-02.

<15> Постановления Федеральных арбитражных судов:

Московского округа от 25 июня 2004 г. N КА-А40/5205-04;

Северо-Западного округа от 31 июля 2001 г. N А56-2031/01.

<16> Решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 октября 2001 г. N А56-27359/01; от 19 октября 2001 г. N А56-20283/01; от 19 октября 2001 г. N А56-20287/01; от 17 сентября 2001 г. N А56-21938/01; N А56-21979/01.

<17> Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2003 г. N КА-А41/6859-03; от 6 марта 2003 г. N КА-А40/777-03.

Но далеко не все законы поддаются однозначной классификации. До сих пор арбитражные суды разных округов не могут выработать единого мнения: относятся ли к законодательству о налогах и сборах федеральные законы о федеральном бюджете?

В судах Уральского округа, а также в Липецкой и Свердловской областях ответ на это отрицательный <18>.

     
   ————————————————————————————————
   
<18> Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2002 г. N Ф09-2641/02АК; от 10 сентября 2002 г. N Ф09-1864/02АК;

Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 25 декабря 2003 г. N А36-110/2-03;

Постановления Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2003 г. N А60-30432/02-С5; от 23 июля 2002 г. N А60-8470/2002-С5.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа вместе с федеральными законами о бюджете не признает в качестве законодательства о налогах и сборах также все правовые акты, устанавливающие земельные коэффициенты <19>.

     
   ————————————————————————————————
   
<19> Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2004 г. N Ф04-5551/2004(А46-3582-25); N Ф04-5571/2004(А46-3580-25); от 19 июля 2004 г. N Ф04/3888-888/А46-2004.

С ними не соглашается ФАС Северо-Западного округа, который считает, что в силу п. 1 ст. 1 НК РФ федеральные законы о федеральном бюджете относятся к законодательным актам о налогах и сборах, но только в части установления или отмены налоговых льгот <20>.

     
   ————————————————————————————————
   
<20> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2003 г. N А66-6987-02. О существующем правовом пробеле в отношении включения норм законодательства о налогах и сборах в текст иных актов более подробно см.:

Зрелов А.П. Современные проблемы применения понятия "законодательство о налогах и сборах". // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). 2005. N 1. С. 7 - 14.

Еще более интересным в этом плане является одно из Постановлений арбитражного суда Свердловской области <21>. В нем суд, признавая, что Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год", в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса РФ, относится к актам бюджетного законодательства, тем не менее указывает, что содержащиеся в нем нормы налогового законодательства подлежат применению с учетом правил действия актов законодательства о налогах и сборах, установленных в ст. 5 Налогового кодекса РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<21> Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2001 г. N А60-17264/2000-С5.

Также нам известны единичные случаи, когда судебные инстанции исходя из смысла ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации признавали частью законодательства о налогах и сборах Российской Федерации Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Такой прецедент был создан Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа <22>. Правда, этот казус не получил своего развития в судебной практике, и в своих более поздних решениях суды в отношении этого Федерального закона уже не делали столь вольных допущений <23>.

     
   ————————————————————————————————
   
<22> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2000 г. N А19-1736/00-38-Ф02-1580/00-С1.

<23> См.: Постановления Федеральных арбитражных судов:

Московского округа от 24 декабря 2001 г. N КА-А40/7519-01; от 26 августа 2003 г. N КА-А40/6059-03;

Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. N А42-4921/01-27;

Дальневосточного округа от 7 июля 2004 г. N Ф03-А37/04-2/1599;

Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2003 г. N А58-700/2003-Ф02-2570/03-С1;

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 октября 2000 г. N А56-21004/00.

А.П.Зрелов

Налоговый юрист,

заместитель заведующего кафедрой

гражданского процесса

и социальных отраслей права

Российского государственного университета

нефти и газа им. И.М. Губкина

Подписано в печать

20.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как уменьшить налоговый штраф? ("Налоги и налогообложение", 2005, N 10) >
Статья: Новый порядок применения упрощенной системы налогообложения ("Налоговое планирование", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.