Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет ГСМ ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 42)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 42

УЧЕТ ГСМ

Казалось бы, ничто не может быть проще, чем процедура заправки автомобиля на АЗС. Но бухгалтерский учет - это такая интересная вещь, которая может сделать простое действие сложным, а сложное - простым (естественно, с точки зрения организации и отражения этого действия в учетных регистрах). Предметом рассмотрения этой статьи является анализ некоторых особенностей бухгалтерского учета и налогообложения ГСМ как розничными продавцами (автозаправочными станциями), так и потребителями (владельцами и пользователями автотранспорта).

Особенность учета ГСМ (как для АЗС, так и для покупателя) в том, что при переходе права собственности на топливо сам товар все время практически скрыт от глаз субъектов сделки. Перевозка топлива цистернами, закачка его в хранилища, отпуск потребителю - все это происходит при минимальном визуальном контроле. Качество подтверждается разнообразными сертификатами, результатами анализа проб и тому подобными "косвенными" способами. Количество же фиксируют первичная учетная документация и показатели счетчиков. Конечно, можно полюбоваться бензином, вылив его на землю. Но это, мягко говоря, нестандартное действие вряд ли вызовет одобрение у персонала АЗС и коллег-водителей. А отпуск топлива в стеклянную и пластиковую тару на большинстве заправок категорически запрещен Минэнерго России.

Таким образом, процесс движения ГСМ к потребителю частично протекает, так сказать, в "виртуальной" форме, что влияет на организацию и ведение учета ГСМ.

Учет на АЗС

Для автозаправочной станции реализуемое топливо является товаром, поскольку приобретено или получено от других юридических лиц и предназначено для продажи (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н)). При учете надлежит руководствоваться порядком, предписанным п. 3 указанного ПБУ, и установить в учетной политике единицу учета МПЗ, каковыми могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и тому подобное. В данном случае необходимо учитывать особенности товара, а именно:

- его физическое состояние (легко испаряемая жидкость);

- наличие четко определенных критериев отнесения бензина к определенному виду (сорту);

- невозможность полностью отделить новую партию от остатков предыдущей (и связанные с этим колебания характеристик).

Представляется, что учет целесообразно организовать сортовым методом (см. п. п. 136 - 140 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н)). Отдельно учитываются получение и движение каждого сорта топлива. Заметим, что на этапе реализации использование для каждого сорта бензина и дизтоплива собственного резервуара, а также отдельных топливораздаточных устройств (колонок) автоматически обеспечивает безупречный раздельный учет. Следовательно, на всех предшествующих этапах движения отражение поступления и хранения ГСМ в указанном разрезе является обязательным.

В учетных регистрах необходимо также накапливать информацию о поставках каждого вида товара с отражением соответствующих количественных показателей. Это обеспечит надлежащее состояние расчетов АЗС с поставщиками. Здесь необходимо обратить особое внимание на следующий момент: при закупке топлива, доставляемого на АЗС в цистерне, его количество в документации поставщика выражается в тоннах. А при отпуске потребителям, как известно, счетчики показывают количество залитого в автомобиль бензина в литрах. При этом количество литров, соответствующее единице массы, зависит, в частности, не только от характеристик самого топлива (его плотности и сорта), но даже и от погодных условий (температуры, давления).

Факт приемки соответствующего количества товара может быть подтвержден на основании показателей объемных жидкостных счетчиков, а также исходя из уровня топлива в резервуаре АЗС и (или) из уровня оставшегося в цистерне несливаемого количества - с учетом полной вместимости данных емкостей (объемно-массовым методом измерений). Надо заметить, что и остатки на каждую дату (например, при инвентаризации, при передаче смены одним материально-ответственным лицом другому, на последний день отчетного периода и т.п.), и отпускаемое потребителям количество товара также измеряются в литрах, при этом надлежит делать систематическую поправку на погодно-климатические условия.

Между тем настоятельные рекомендации для АЗС вести учет товара именно в литрах (а нефтебазам, напротив, в тоннах) содержатся в Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госнефтепродукта СССР N 06/21-8-446 (утв. Госкомнефтепродуктом СССР 15.08.1985). Документа, достойного полностью заменить ее, с тех пор так и не выпустили. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций, принятые и введенные в действие с 1 ноября 2001 г. (Приказ Минэнерго России от 01.08.2001 N 229), в большей степени посвящены именно техническим вопросам эксплуатации и оборудования автозаправочных станций, пожарной безопасности, приема и отпуска нефтепродуктов, чем методологическому и документарному обеспечению учетных процедур. А Приказ Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 "Об утверждении Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения" в первую очередь регламентирует вопросы обеспечения качества топлива, приобретаемого и реализуемого АЗС.

В упомянутой Инструкции Госнефтепродукта СССР содержится ряд очень важных положений, которые необходимо иметь в виду при организации и ведении учета ГСМ в качестве товара. Например, в п. 2.7 указано, что водитель автоцистерны обязан иметь (и предъявлять по требованию грузополучателя) свидетельство, подтверждающее объем цистерны и выданное органами Госстандарта. Измерение уровня нефтепродуктов, залитых в резервуар, осуществляется с учетом слоя подтоварной воды, величина которого определяется с помощью использования водочувствительной ленты или пасты (п. п. 2.12 и 2.17). Помимо этого, измеряются фактическая плотность жидкости и ее температура в момент залива, на основании чего и определяется соответствие полученного количества товара данным первичных документов поставщика. Современное оборудование АЗС позволяет заменить утомительные измерительно-расчетные процедуры считыванием показателей измерительных установок, объединяющих счетчики объема, плотномеры и термометры. Главная задача при этом - обеспечить исправное состояние и точность настройки данного оборудования.

Для многих владельцев АЗС большим подарком стали положения Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Наконец, за налогоплательщиками признали право использовать нормы естественной убыли, установленные не Правительством РФ (в порядке, упомянутом в пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ), а федеральными органами исполнительной власти в периоды, предшествующие вступлению в силу гл. 25 Кодекса. А поскольку автомобильное топливо в силу своих физико-химических характеристик, а также особенностей условий и средств транспортировки в значительной степени подвержено естественной убыли, то потери могут быть учтены при исчислении налога на прибыль задним числом начиная с 1 января 2002 г.

Ранее организации, осуществляющие операции с нефтепродуктами, использовали нормативный акт, утвержденный Госснабом СССР, - Постановление от 26.03.1986 N 40 "Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании". Применяя данный документ за прошлые периоды, необходимо быть весьма аккуратным. Дело в том, что согласно пп. "п" п. 7 "Порядок применения норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании" указанного выше Постановления (далее - Порядок) к естественной убыли не относятся потери нефтепродуктов, вызванные нарушениями требований стандартов, технических условий, правил технической эксплуатации, хранения. В нормы естественной убыли также не включаются потери нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, потери при их переоборудовании (дооборудовании), все виды аварийных потерь, а также потери при внутрискладских перекачках (п. 1.3 Порядка). То есть при пересчете расходов за 2002 - 2005 гг. необходимо документально доказать, что в этом периоде не допускалось нарушения условий хранения ГСМ, а все потери, которые не вошли в нормы естественной убыли, учтены отдельно и надлежащим образом актированы.

Внимание! Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи нефтепродуктов.

То есть если организация в период с 1 января 2002 г. не отражала в учете фактические недостачи, то пересчитать расходы, увеличив их на установленные нормы естественной убыли, не получится. Списание нефтепродуктов в пределах норм естественной убыли до установления факта недостачи прямо запрещено п. 1.6 Порядка.

Учет у потребителя

При отпуске топлива потребителям автозаправочными станциями применяется объемный метод измерения, то есть учет литража ГСМ, залитых в баки автомобилей через топливораздаточные колонки (ТРК). Нужно отметить, что именно использование ТРК квалифицируется налоговым законодательством для целей исчисления и уплаты акцизов как безусловный признак розничной торговли, осуществляемой АЗС (п. 8 ст. 200 НК РФ, п. 8.3 Методических рекомендаций по применению гл. 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары), утвержденных Приказом МНС России от 18.12.2000 N БГ-3-03/440).

Для организации-автовладельца ГСМ в учете квалифицируются как материалы, используемые в производстве продукции (оказании услуг), либо применительно к служебному автотранспорту для управленческих нужд (п. 2 ПБУ 5/01). Таким образом, в учетной политике следует установить, какой способ (из перечисленных в п. 16 указанного ПБУ) при этом применяется. Практика показывает, что учет ГСМ обычно ведется по себестоимости единицы. Этот вариант наилучшим образом согласуется с механизмом их оприходования по чекам, полученным на АЗС при заправке. Мало кому приходит в голову пересчитывать запасы и стоимость топлива, которое остается неизрасходованным на последний день отчетного периода, по методу ФИФО или ЛИФО. А ведь практически не бывает такого, чтобы на этот момент в баках принадлежащих предприятию автомобилей было совсем сухо. Вспомните, часто ли данный аспект принимается во внимание при формировании отчетности?

После того как топливо поступило в бак автомобиля, единственным показателем его наличия является датчик уровня топлива. То есть достоверность бухгалтерского учета этого вида МПЗ в организации зависит исключительно от его исправности. Другим фактором, определяющим правильность показателя объема ГСМ, находящихся в собственности организации, является, как ни странно это звучит, сохранение топливным баком штатной конфигурации. Любая вмятина на топливном баке в этом смысле критична, поскольку датчик позволяет определить объем топлива по его уровню. Изменение, например, формы нижней части бака может дать весьма существенную погрешность соответствующего показателя. Количество горючего при выезде автомобиля с территории предприятия и при его возвращении регулярно отражается в путевом листе (формы N 3, 3спец, 4-С, 4-П, утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78). Следовательно, погрешность этого показателя, накапливаясь, влияет на расчетную величину расходования ГСМ при эксплуатации автотранспорта компании.

Ю.Гладышева

Аудитор

Подписано в печать

20.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Счета-фактуры: практика применения ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 42) >
Статья: Налог на имущество и ЕНВД ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 42)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.