|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Акцизы и сборы как элемент искусства налогообложения ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11)
"Новая бухгалтерия", 2005, N 11
АКЦИЗЫ И СБОРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ИСКУССТВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Целым рядом федеральных законов внесены поправки в регулирование налогообложения и оборота подакцизных товаров, напрямую касающиеся не только производителей и продавцов данной продукции, но и остальных потребителей. Ведь с ростом акцизов, сборов, увеличением дополнительных мер контроля неизбежно растут и цены на такие товары.
Государственное регулирование алкогольной продукции
Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". С 1 января 2006 г. действие названного Закона не будет распространяться на деятельность по производству и обороту пива, а также натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6%, изготовленных из натуральных виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Кроме того, Закон N 102-ФЗ конкретизирует и уточняет отдельные понятия, а также определяет дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики. Определение водки теперь такое: это спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции.
С определениями все ясно, а вот с мерами контроля возникли проблемы. Ведь Закон N 102-ФЗ предусматривает, в частности: - отмену механизма квотирования закупок этилового спирта; - выдачу лицензий на пять лет; - исключение из перечня лицензируемых видов деятельности импорта и экспорта алкогольной продукции; - отмену системы акцизных складов и маркировки алкогольной продукции региональными специальными марками; - отмену других избыточных мер государственного регулирования (регистрации оборудования, наименования продукции); - создание единой государственной информационной системы учета алкогольной продукции. Вот по поводу последнего мероприятия производители и продавцы алкоголя высказали Правительству РФ твердое мнение, что до нового года с реализацией нововведений они не успеют. Так что, может быть, министры пойдут на некоторые уступки по срокам. Кроме этого Закон N 102-ФЗ установил монополию организаций на рынке розничной продажи алкогольной продукции. Это теперь смогут делать только организации при наличии лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции. Предпринимателям фактически запрещено заниматься розничной продажей алкоголя.
Лицензионный сбор
Федеральный закон от 21.07.2005 N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" направлен на устранение противоречий между нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, лицензировании, законодательством о налогах и сборах. Однако вместе с тем в разы увеличен размер лицензионного сбора, а также изменен порядок его уплаты. Так, с нового года сбор за выдачу лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) составит 3 млн руб. Для вина сумма сбора составит 250 тыс. руб.
Прямогонный бензин
Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 107-ФЗ) внесены изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на спирт этиловый и пиво, а также проиндексированы ставки акцизов почти на все виды подакцизных товаров. Изменения, внесенные Законом N 107-ФЗ, вводятся в действие с 1 января 2006 г. Больше всего нововведения должны порадовать владельцев автотранспортных средств. На фоне безудержного роста мировых цен на нефть законодатели решили ставки акцизов на горюче-смазочные материалы не поднимать. Особняком, правда, стоит прямогонный бензин, ставка акциза на который поднялась с нулевой отметки, применявшейся в прошлые годы, сразу до 2657 руб. за 1 тонну. Несмотря на то что данный вид бензина не является автомобильным, его дешевизна подталкивала недобросовестных продавцов к тому, чтобы все же продавать его автовладельцам в качестве автомобильного топлива, примешивая в него различные присадки, которые портят двигатель автомобиля. Так что мы видим редкий случай, когда значительная часть населения приветствует рост ставок акцизов на этот товар, надеясь, что теперь прямогонный бензин с присадками продавать будет невыгодно. Однако, поскольку основная часть прямогонного бензина используется все-таки в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, налогоплательщикам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании этого бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии предоставлено право вычета суммы уплаченного акциза (п. 9 ст. 200 НК РФ). Для получения свидетельства на переработку прямогонного бензина организация или индивидуальный предприниматель должны теперь выполнить целый перечень условий, которые специально для этого случая вводятся в ст. 179.1 НК РФ. К ним относятся, в частности, наличие договора на оказание услуг по переработке прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии, и наличие в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного капитала ООО либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии.
Денатурированный этиловый спирт
Свидетельство о регистрации, но уже при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом с нового года необходимо получать и организациям. При этом согласно новой ст. 179.2 НК РФ, для операций по производству денатурированного этилового спирта будет выдаваться одно свидетельство, а для производства неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - другое. Наличие свидетельства также будет давать возможность для получения налогового вычета по суммам акцизов, предусмотренного вводимыми п. п. 11 и 12 ст. 200 НК РФ. Статья 179.2 НК РФ устанавливает перечень требований, необходимых для получения свидетельства. К ним, в частности, относятся наличие в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного капитала ООО либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску денатурированного этилового спирта или мощностей по производству, хранению и отпуску неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт. В п. 5 ст. 179.2 НК РФ установлены случаи, когда действие свидетельства приостанавливается или аннулируется. Для приостановки свидетельства организации достаточно не представить в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 201 НК РФ, реестр счетов-фактур или нарушить работу и условия эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования на оборудовании по производству, хранению и реализации денатурированного этилового спирта. Аннулировать свидетельство налоговые органы обязаны, например, при утрате права собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства, изменении места нахождения или наименования организации.
Акцизные склады
С 1 января 2006 г. утрачивают силу ст. ст. 196 и 197 НК РФ. В них определялись налоговые режимы и устанавливался режим налогового склада в отношении алкогольной продукции. Вероятно, налогоплательщики за последние годы выработали ряд эффективных схем ухода от налогообложения, в том числе с использованием фирм-"однодневок", при реализации алкогольной продукции с акцизных складов одного региона на акцизные склады другого. Использовались также краденые региональные специальные марки. Видимо понимая, что жить этим схемам осталось недолго и налогоплательщики постараются до конца года их максимально использовать, ФНС России издала Письмо от 19.07.2005 N ШТ-6-07/599@, в котором потребовала от налоговых органов на местах усилить контроль за деятельностью организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции через акцизные склады. При выявлении факта внесения изменений в учредительные документы, предусматривающие смену учредителей, организациями, имеющими статус акцизного склада, налоговым органам необходимо направлять информацию об этом в МВД России и другие контролирующие органы. Кроме того, управлениям ФНС по субъектам Российской Федерации предписано решение о выдаче разрешения на учреждение акцизных складов принимать только при полном соответствии представленных документов и наличии условий, соответствующих установленным требованиям на территории данного субъекта Российской Федерации. Потребовала ФНС России и усилить контроль за выдачей региональных специальных марок. При принятии заявок на изготовление и выдачу марок следует учитывать информацию о среднемесячном использовании региональных специальных марок организацией, не допускать образования больших остатков марок на акцизных складах. ФНС России даже потребовала выдавать марки организациям только при отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет. На особый контроль налоговое ведомство потребовало взять безусловную и своевременную (в течение двух дней) передачу информации об обмене организациями уведомлениями об отгрузке алкогольной продукции с акцизного склада отправителя и поступлении ее на акцизный склад получателя, а также информации о штрихкодировании региональных специальных марок, передаваемую организацией по системе ПИК "ЕСУДАП".
Ставки акцизов
—————————————————T—————————————————————————————————————————————————————¬ | Наименование | Ставки акцизов | | +—————————————————T—————————————————T—————————————————+ | | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ | Алкогольная продукция | +————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————+ |Алкогольная |135 руб. 00 коп. |146 руб. 00 коп. |159 руб. 00 коп. | |продукция с |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |объемной долей |безводного |безводного |безводного | |этилового спирта|этилового |этилового |этилового | |свыше 25% (за |спирта, |спирта, |спирта, | |исключением вин)|содержащегося в |содержащегося в |содержащегося в | |и |товарах |товарах |товарах | |спиртосодержащая| | | | |продукция | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Алкогольная |100 руб. 00 коп. |108 руб. 00 коп. |118 руб. 00 коп. | |продукция |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |с объемной долей|безводного |безводного |безводного | |этилового спирта|этилового |этилового |этилового | |свыше 9 и до 25%|спирта, |спирта, |спирта, | |включительно |содержащегося в |содержащегося в |содержащегося в | |(за исключением |товарах |товарах |товарах | |вин) | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Алкогольная |70 руб. 00 коп. |76 руб. 00 коп. |83 руб. 00 коп. | |продукция |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |с объемной долей|безводного |безводного |безводного | |этилового спирта|этилового |этилового |этилового | |до 9% |спирта, |спирта, |спирта, | |включительно |содержащегося в |содержащегося в |содержащегося в | |(за исключением |товарах |товарах |товарах | |вин) | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Вина |88 руб. 00 коп. | — | — | |нетрадиционные |за 1 л | | | |крепленые |безводного | | | | |этилового | | | | |спирта, | | | | |содержащегося в | | | | |товарах | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Вина |52 руб. 00 коп. | — | — | |(за исключением |за 1 л | | | |натуральных |безводного | | | |нетрадиционных, |этилового | | | |вин шампанских |спирта, | | | |и игристых) |содержащегося в | | | | |товарах | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Вина натуральные|4 руб. 00 коп. | — | — | |нетрадиционные |за 1 л | | | |некрепленые | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Вина | — |95 руб. 00 коп. |112 руб. 00 коп. | |(за исключением | |за 1 л |за 1 л | |натуральных, | |безводного |безводного | |в том числе вин | |этилового |этилового | |шампанских, | |спирта, |спирта, | |игристых, | |содержащегося в |содержащегося в | |газированных, | |товарах |товарах | |шипучих) | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Вина натуральные|2 руб. 20 коп. |2 руб. 20 коп. |2 руб. 20 коп. | |(за исключением |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |шампанских, | | | | |игристых, | | | | |газированных, | | | | |шипучих) | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Вина шампанские,|10 руб. 50 коп. |10 руб. 50 коп. |10 руб. 50 коп. | |игристые, |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |газированные | | | | |и шипучие | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Спирт этиловый |18 руб. 00 коп. |19 руб. 50 коп. |21 руб. 50 коп. | |из всех видов |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |сырья (в том |безводного |безводного |безводного | |числе этиловый |спирта этилового |спирта этилового |спирта этилового | |спирт—сырец из | | | | |всех видов | | | | |сырья) | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Пиво |0 руб. 00 коп. |0 руб. 00 коп. |0 руб. 00 коп. | |с нормативным |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |(стандартизиро— | | | | |ванным) | | | | |содержанием | | | | |объемной доли | | | | |спирта | | | | |этилового | | | | |до 0,5% | | | | |включительно | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Пиво |1 руб. 55 коп. |1 руб. 75 коп. |1 руб. 91 коп. | |с нормативным |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |(стандартизиро— | | | | |ванным) | | | | |содержанием | | | | |объемной доли | | | | |спирта этилового| | | | |свыше 0,5 и | | | | |до 8,6% | | | | |включительно | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Пиво |5 руб. 30 коп. |6 руб. 28 коп. |6 руб. 85 коп. | |с нормативным |за 1 л |за 1 л |за 1 л | |(стандартизиро— | | | | |ванным) | | | | |содержанием | | | | |объемной доли | | | | |спирта этилового| | | | |свыше 8,6% | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ | Табачные изделия | +————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————+ |Табак трубочный |574 руб. 00 коп. |620 руб. 00 коп. |676 руб. 00 коп. | | |за 1 кг |за 1 кг |за 1 кг | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Табак |235 руб. 00 коп. |254 руб. 00 коп. |277 руб. 00 коп. | |курительный, |за 1 кг |за 1 кг |за 1 кг | |за исключением | | | | |табака, | | | | |используемого | | | | |в качестве сырья| | | | |для производства| | | | |табачной | | | | |продукции | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Сигары |14 руб. 00 коп. |15 руб. 00 коп. |16 руб. 35 коп. | | |за 1 шт. |за 1 шт. |за 1 шт. | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Сигариллы |157 руб. 00 коп. |170 руб. 00 коп. |200 руб. 00 коп. | | |за 1000 шт. |за 1000 шт. |за 1000 шт. | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Сигареты |60 руб. 00 коп. |65 руб. 00 коп. |78 руб. 00 коп. | |с фильтром |за 1000 шт. + 5% |за 1000 шт. + 8% |за 1000 шт. + | | |от отпускной |от отпускной |8%, но не менее | | |цены |цены, но не |25% от отпускной | | | |менее 20% от |цены (от суммы, | | | |отпускной цены |полученной в | | | | |результате | | | | |сложения | | | | |таможенной | | | | |стоимости и | | | | |подлежащей | | | | |уплате | | | | |таможенной | | | | |пошлины) | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Сигареты |23 руб. 00 коп. |28 руб. 00 коп. |35 руб. 00 коп. | |без фильтра, |за 1000 шт. + 5% |за 1000 шт. + 8% |за 1000 шт. + | |папиросы |от отпускной |от отпускной |8%, но не менее | | |цены |цены, но не |25% от отпускной | | | |менее 20% от |цены (от суммы, | | | |отпускной цены |полученной в | | | | |результате | | | | |сложения | | | | |таможенной | | | | |стоимости и | | | | |подлежащей | | | | |уплате | | | | |таможенной | | | | |пошлины) | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ | Автомобили | +————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————+ |Автомобили |0 руб. 00 коп. |0 руб. 00 коп. |0 руб. 00 коп. | |легковые |за 0,75 кВт |за 0,75 кВт |за 0,75 кВт | |с мощностью |(1 л. с.) |(1 л. с.) |(1 л. с.) | |двигателя | | | | |до 67,5 кВт | | | | |(90 л. с.) | | | | |включительно | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Автомобили |14 руб. 00 коп. |15 руб. 00 коп. |16 руб. 50 коп. | |легковые |за 0,75 кВт |за 0,75 кВт |за 0,75 кВт | |с мощностью |(1 л. с.) |(1 л. с.) |(1 л. с.) | |двигателя | | | | |свыше 67,5 кВт | | | | |(90 л. с.) и | | | | |до 112,5 кВт | | | | |(150 л. с.) | | | | |включительно | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Автомобили |142 руб. 00 коп. |153 руб. |167 руб. 00 коп. | |легковые |за 0,75 кВт |за 0,75 кВт |за 0,75 кВт | |с мощностью |(1 л. с.) |(1 л. с.) |(1 л. с.) | |двигателя | | | | |свыше 112,5 кВт | | | | |(150 л. с.), | | | | |мотоциклы | | | | |с мощностью | | | | |двигателя | | | | |свыше 112,5 кВт | | | | |(150 л. с.) | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ | ГСМ | +————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————+ |Бензин |2460 руб. 00 коп.|2657 руб. 00 коп.|2657 руб. 00 коп.| |автомобильный |за 1 т |за 1 т | за 1 т | |с октановым | | | | |числом до 80 | | | | |включительно | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Бензин |3360 руб. 00 коп.|3629 руб. 00 коп.|3629 руб. 00 коп.| |автомобильный |за 1 т |за 1 т |за 1 т | |с иными | | | | |октановыми | | | | |числами | | | | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Дизельное |1000 руб. 00 коп.|1080 руб. 00 коп.|1080 руб. 00 коп.| |топливо |за 1 т |за 1 т |за 1 т | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Прямогонный | — | — |2657 руб. 00 коп.| |бензин | | |за 1 т | +————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Масло |2732 руб. 00 коп.|2951 руб. 00 коп.|2951 руб. 00 коп.| |для дизельных |за 1 т |за 1 т |за 1 т | |и (или) | | | | |карбюраторных | | | | |(инжекторных) | | | | |двигателей | | | | L————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————— Как видим, по большинству товаров изменение ставок акцизов сопоставимо с темпами роста инфляции. Так, на алкогольную продукцию и пиво они вырастут на 8 - 9%. По винам, за исключением натуральных и шампанских, ставка поднята почти на 18%. Для остальных вин все осталось по-прежнему. Для легковых автомобилей ставки вырастут на 9 - 10%. Рекордсменами повышения стали ставки на сигареты с фильтром (на 20%) и сигареты без фильтра и папиросы (на 25%). Если посчитать ставки за последние два года, то по самым массовым табачным изделиям они увеличились более чем в полтора раза. Никола Фуке, министр финансов Франции при Людовике ХIV, говорил, что искусство налогообложения состоит в том, чтобы ощипать гуся так, чтобы он при этом поменьше шипел. Наши финансисты, наверно, решили, что гусь с сигаретой во рту шипеть не будет вовсе.
В.Егоров АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 19.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |