Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: "Бывший" не лишний ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 11

"БЫВШИЙ" НЕ ЛИШНИЙ

Внесение в реестр юридических лиц сведений о новом руководителе - дело непростое. Особенно если прежний руководитель и знать ничего не хочет об организации, в которой он раньше работал.

Смена руководителя организации - дело непростое, хлопотное. Очень часто случается, что в результате такой "маленькой революции" отношения с прежним руководителем портятся, а то и вовсе прекращаются.

А вот налоговые органы настаивают на поддержании дружественных отношений с прежним руководителем...

Объясним, почему.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - Государственный реестр) содержатся, в частности, сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица (т.е. сведения о руководителе организации). В Государственный реестр вносятся фамилия, имя, отчество и должность имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством России, и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при его наличии.

При назначении или избрании нового руководителя организации в Государственный реестр необходимо внести соответствующие изменения. Организация представляет в налоговую инспекцию заявление по форме N Р14001 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439). Новый руководитель подписывает документ и представляет его в налоговую инспекцию.

И тут-то выясняется, что налоговая инспекция не примет заявление до тех пор, пока оно не будет подписано прежним руководителем организации.

Если прежний руководитель болен или уехал отдыхать в неизвестном направлении, если он, наконец, зол на "неблагодарную" организацию, не желающую находиться "под его опекой", и поэтому не может или не хочет подписывать заявление, то "на бумаге" (то есть в Государственном реестре) он так и останется руководителем организации.

Такой, безусловно, неприятный сюрприз преподносит Письмо ФНС России от 26.10.2004 N 90-0-10/4223 "К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц".

Цель у налоговых органов при составлении Письма была, как и всегда, весьма благородная - пресечь возможность "захвата" организаций путем фиктивной смены их руководителей.

Но вот в осуществлении этой цели налоговые органы не погнушались никакими средствами.

Налоговики учли "важность правовых последствий", которые влечет внесение записи в Государственный реестр об изменении руководителя организации, и сделали все возможное для того, чтобы внесение этой записи превратилось для организаций в настоящую головоломку.

Итак, посмотрим, каким образом налоговые органы пришли к столь знаменательному выводу.

Аргументация чиновников такова.

Государственный реестр имеет правоустанавливающее значение - это раз.

Согласно ст. 8 ГК РФ акты государственных органов являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей - это два.

Правоспособность и дееспособность юридического лица в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ реализуется его органами - это три.

Органам юридического лица, в том числе и его руководителю, доверенность для совершения сделок не нужна - это четыре.

Изменение сведений Государственного реестра о руководителе организации осуществляется путем представления заявления по форме, утвержденной Правительством РФ, - это пять.

Заявителем при представлении заявления об изменении сведений, содержащихся в Государственном реестре, может быть руководитель организации или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации (ст. 9 Закона N 129-ФЗ), - это шесть.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ при несоответствии сведений Государственного реестра сведениям, содержащимся в документах, представленных для государственной регистрации, сведения, содержащиеся в Государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений - это семь.

Следовательно, при смене руководителя организации заявление о внесении изменений должно быть подписано лицом, сведения о котором уже содержатся в Государственном реестре, - это восемь.

Таким образом, по сути налоговые органы настаивают на том, что до внесения изменений в Государственный реестр руководителем организации признается лицо, сведения о котором уже содержатся в Государственном реестре.

Поэтому придется идти на поклон к прежнему руководителю или спорить с налоговыми органами и решать данную проблему в суде.

Самые большие сомнения в представленной цепочке рассуждений вызывает седьмой тезис, который, кажется, вообще не относится к делу, но который, скорее всего, имеет решающее значение для приведенного вывода.

Составители вышеуказанного Письма ФНС России исходили, наверное, из того, что сведения Государственного реестра важнее всех других сведений и, уж конечно, важнее того, что есть на самом деле. То есть пока в Государственный реестр изменения не внесены, этих изменений в действительности нет.

Такая логика, на наш взгляд, не выдерживает критики.

Во-первых, тезис о правоустанавливающей роли Государственного реестра ссылками на какие-либо нормативные правовые акты не подтвержден и, следовательно, не может рассматриваться как доказанный. Ссылка же на ст. 8 ГК РФ в данном случае вообще неправомерна, поскольку Государственный реестр не является актом государственного органа. Кроме того, не всякий акт государственного органа является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, а только такой, который предусмотрен законом в качестве основания для возникновения таких прав и обязанностей.

Во-вторых, даже если считать, что сведения Государственного реестра во всех случаях важнее, чем любые другие сведения, и даже важнее самой действительности, то и это не дает оснований делать умозаключения вышеуказанным образом.

Полномочия руководителя организации основываются не на сведениях, включенных в Государственный реестр, а на решениях органов управления юридического лица.

Если органами управления юридического лица в соответствии с его уставом принято решение о смене руководителя, то такое решение не может считаться недействительным только потому, что данные Государственного реестра еще не изменены. Наоборот, данные Государственного реестра должны быть изменены на основании таких решений в целях обеспечения достоверности реестра.

Если организация, которая столкнулась с описываемой проблемой, готова оспаривать решение налогового органа в суде, то ей необходимо предпринять следующее.

Вновь избранный руководитель подписывает заявление по форме N Р14001 и представляет его в налоговый орган. Вместе с заявлением в налоговый орган следует представить документ, подтверждающий его полномочия (например, решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, решение совета директоров или общего собрания акционеров акционерного общества).

При отказе налогового органа в принятии заявления организация обращается в суд с жалобой на незаконные действия чиновников.

В данном споре суд, скорее всего, поддержит организацию. Утверждать это можно почти наверняка, ознакомившись с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2005 N А42-1686/05-31.

Суд удовлетворил требования организации и признал незаконным отказ налогового органа принять заявление о смене руководителя организации. Как указал суд, заявление по форме N Р14001, утвержденной Постановлением Правительства РФ, не содержит требования о подписании такого заявления лицом, сведения о котором уже содержатся в Государственном реестре.

А кроме того, Закон N 129-ФЗ не связывает возникновение правоспособности юридического лица и полномочий его руководителя с фактом регистрации сведений о руководителе.

Косвенно данную позицию подтверждает также и Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2004 N А56-2554/04. В нем, правда, суд встал на сторону налоговых органов, но указал, что если бы организация вместе с соответствующим заявлением представила в налоговую инспекцию и документы, подтверждающие полномочия нового руководителя, решение было бы иным.

Однако "судебный" путь долог и, как правило, непредсказуем. Поэтому хочется иметь "запасной вариант".

Итак, если организации по каким-либо причинам спор с налоговыми органами нежелателен, то для выхода из сложившейся ситуации можно воспользоваться рекомендациями самих налоговых органов, которые содержатся в Письме ФНС России от 20.04.2005 N ЧМ-6-09/328.

Чиновники налоговых органов предлагают действовать следующим образом.

Заинтересованные лица (участники, члены совета директоров, акционеры, учредители, члены коллегиального органа некоммерческой организации) сообщают в налоговый орган о невозможности представления заявления, подписанного прежним руководителем.

Налоговый орган возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении прежнего руководителя.

По данной статье наказанию подвергаются должностные лица, которые не представили или представили с опозданием сведения об организации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, если представление этих сведений предусмотрено Законом.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении налоговый орган устанавливает лицо, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности. Статьей 29.6 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается соответствующим государственным или муниципальным органом или должностным лицом в 15-дневный срок с момента получения протокола об административном правонарушении.

После того как полномочия нового руководителя организации подтверждены документально в рамках производства по делу об административном правонарушении, он представляет заявление в налоговый орган о внесении изменений в Государственный реестр, подписанное им самим. На основании этого заявления изменения вносятся в Государственный реестр.

От себя отметим, что возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении бывшего руководителя, на наш взгляд, является неправомерным, поскольку на этот момент он уже не является должностным лицом организации (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

И.Михайлов

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

19.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости. Мониторинг законодательства от 19.10.2005> ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11) >
Статья: Истина в суде ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.