Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Лицензий становится все меньше ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 11

ЛИЦЕНЗИЙ СТАНОВИТСЯ ВСЕ МЕНЬШЕ

Организации и предприниматели давно говорили о том, что административные барьеры, такие как лицензирование, надо устранять. Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ как раз и предусматривает значительное сокращение количества лицензируемых видов деятельности и упрощает процедуру получения и переоформления лицензий.

Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ (далее - Закон N 80-ФЗ) в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) внесен комплекс изменений, которые существенным образом корректируют механизм лицензирования в России. Фактически в период с настоящего момента по 1 января 2007 г. многие вопросы лицензирования будут значительно изменены.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Основное, что сразу можно отметить, - это существенное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию.

С 14 июля 2005 г. прекратилось лицензирование следующих видов деятельности:

- выдача сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрация владельцев электронных цифровых подписей, оказание услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей и подтверждением подлинности электронных цифровых подписей (впрочем, фактически из-за отсутствия соответствующего положения о лицензировании разрешения на осуществление данного вида деятельности не выдавались и раньше);

- эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;

- эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

- переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

- транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

- хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

- эксплуатация электрических сетей;

- эксплуатация газовых сетей;

- эксплуатация тепловых сетей;

- распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения (эта деятельность также не лицензировалась и раньше из-за отсутствия соответствующего положения о лицензировании - см. Письмо Минздравсоцразвития России от 02.07.2004 N 01/329-04-32);

- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте;

- перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

- перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т;

- техническое обслуживание воздушного движения;

- техническое обслуживание воздушных судов;

- ремонт воздушных судов;

- применение авиации в отраслях экономики;

- публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;

- производство табачных изделий;

- хранение зерна и продуктов его переработки;

- ветеринарная деятельность;

- деятельность арбитражных управляющих;

- предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок (эта деятельность также не лицензировалась и раньше из-за отсутствия соответствующего положения о лицензировании).

С 1 января 2006 г. прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

- сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

- техническое обслуживание и ремонт подвижного состава на железнодорожном транспорте;

- техническое обслуживание и ремонт технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

- оценочная деятельность;

- разведение племенных животных;

- производство и использование племенной продукции (материала);

- аудиторская деятельность;

- производство элитных семян;

- приемка в море и транспортировка уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.

А с 1 января 2007 г. прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

- туроператорская и турагентская деятельность;

- проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

- строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Кроме того, в Законе N 80-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов прекращается лицензирование нижеперечисленных видов деятельности:

- разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

- эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

- эксплуатация химически опасных производственных объектов;

- проведение экспертизы промышленной безопасности;

- производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- производство маркшейдерских работ;

- геодезическая деятельность;

- картографическая деятельность;

- производство медицинской техники;

- техническое обслуживание медицинской техники;

- изготовление и ремонт средств измерений. Кроме того, с 14 июля 2005 г. внесены изменения в следующие виды деятельности.

     
   —————————————————————T—————————————————————T—————————————————————¬
   |     Прежний вид    |    Измененный вид   |      Примечания     |
   |    деятельности    |     деятельности    |                     |
   +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Деятельность по     |Изготовление         |Как следует из Письма|
   |оказанию протезно—  |протезно—            |Росздравнадзора      |
   |ортопедической      |ортопедических       |от 26.07.2005        |
   |помощи              |изделий по заказам   |N 01И—372/05,        |
   |                    |граждан              |лицензирование нового|
   |                    |                     |вида деятельности    |
   |                    |                     |будет осуществляться |
   |                    |                     |на основании         |
   |                    |                     |отдельного положения |
   |                    |                     |о лицензировании. До |
   |                    |                     |его утверждения      |
   |                    |                     |Росздравнадзор уже   |
   |                    |                     |приступил к приему   |
   |                    |                     |документов на        |
   |                    |                     |получение лицензии   |
   +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Организация         |Производство и       |Согласно новой       |
   |и содержание        |реализация           |редакции Закона о    |
   |тотализаторов       |специального игрового|лицензировании (см.  |
   |и игорных           |оборудования,        |пп. 1, 2 п. 2)       |
   |заведений           |предназначенного для |Правительству РФ еще |
   |                    |осуществления        |предстоит определить,|
   |                    |игорного бизнеса.    |какие подвиды        |
   |                    |Организация и        |деятельности в       |
   |                    |проведение азартных  |последних двух видах |
   |                    |игр и (или) пари, в  |будут лицензироваться|
   |                    |том числе с          |                     |
   |                    |использованием       |                     |
   |                    |игровых столов и     |                     |
   |                    |иного игрового       |                     |
   |                    |оборудования, в      |                     |
   |                    |помещениях казино    |                     |
   |                    |(деятельность        |                     |
   |                    |казино).             |                     |
   |                    |Организация и        |                     |
   |                    |проведение азартных  |                     |
   |                    |игр и (или) пари, в  |                     |
   |                    |том числе с          |                     |
   |                    |использованием       |                     |
   |                    |игрового оборудования|                     |
   |                    |(кроме игровых       |                     |
   |                    |столов)              |                     |
   +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Проектирование,     |Проектирование,      |Обратим внимание, что|
   |строительство,      |строительство,       |положение о          |
   |а также инженерные  |инженерные изыскания |лицензировании по    |
   |изыскания для       |для строительства    |новым видам          |
   |строительства зданий|зданий и сооружений, |деятельности еще не  |
   |и сооружений I и    |за исключением       |разработано. При этом|
   |II уровней          |сооружений сезонного |в соответствии с     |
   |ответственности     |или вспомогательного |новой редакцией      |
   |в соответствии      |назначения           |Закона о             |
   |с государственным   |                     |лицензировании (см.  |
   |стандартом          |                     |пп. 5, 6, 7 п. 2)    |
   |                    |                     |Правительству РФ     |
   |                    |                     |также предстоит      |
   |                    |                     |определить, какие    |
   |                    |                     |виды работ и услуг   |
   |                    |                     |все же будут         |
   |                    |                     |лицензироваться      |
   +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Деятельность        |Деятельность по      |Ранее согласно       |
   |по обращению        |сбору, использованию,|Положению о          |
   |с опасными отходами |обезвреживанию,      |лицензировании       |
   |                    |транспортировке,     |деятельности по      |
   |                    |размещению опасных   |обращению с опасными |
   |                    |отходов              |отходами,            |
   |                    |                     |утвержденному        |
   |                    |                     |Постановлением       |
   |                    |                     |Правительства РФ от  |
   |                    |                     |23.05.2002 N 340,    |
   |                    |                     |фактически           |
   |                    |                     |лицензировалась      |
   |                    |                     |именно эта           |
   |                    |                     |деятельность (см.    |
   |                    |                     |п. 4.1 Методических  |
   |                    |                     |рекомендаций по      |
   |                    |                     |организации          |
   |                    |                     |лицензирования       |
   |                    |                     |деятельности по      |
   |                    |                     |обращению с опасными |
   |                    |                     |отходами на          |
   |                    |                     |территории Российской|
   |                    |                     |Федерации,           |
   |                    |                     |утвержденных         |
   |                    |                     |Распоряжением МПР    |
   |                    |                     |России от 02.12.2002 |
   |                    |                     |N 483—р). В этой     |
   |                    |                     |связи мы полагаем,   |
   |                    |                     |что каких—либо       |
   |                    |                     |изменений в          |
   |                    |                     |лицензировании       |
   |                    |                     |данного вида         |
   |                    |                     |деятельности не      |
   |                    |                     |произошло            |
   L————————————————————+—————————————————————+——————————————————————
   

По всем этим видам деятельности Правительство РФ вплоть до настоящего момента еще не разработало специальных положений о лицензировании. Фактически складывается ситуация, когда старые положения о лицензировании уже не действуют, а новые еще не появились.

Кроме того, поскольку каких-либо специальных переходных положений в Законе N 80-ФЗ не предусмотрено, возникает вопрос о том, должны ли лицензиаты, обладавшие старыми лицензиями, вновь обратиться за получением новых лицензий в общеустановленном порядке.

Ответы на данные вопросы содержатся в Письме Минэкономразвития России от 26.07.2005 N 11268-АШ/Д05, в котором чиновники указали, что:

- положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденные Правительством РФ до вступления в силу Закона N 80-ФЗ, действуют в части, ему не противоречащей. Иными словами, пока все же необходимо пользоваться старыми положениями о лицензировании;

- лицензии, выданные лицензирующими органами до вступления в силу Закона N 80-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока.

Отметим, что аргументы данного Письма, обосновывающие эти выводы, достаточно спорны, а само Письмо вообще не было официально опубликовано, поэтому правомерность его использования неоднозначна. Тем не менее фактически на настоящий момент это чуть ли не единственный официальный документ, который разрешает возникшие вопросы.

Наряду с этим появились и дополнительные основания лицензирования следующих видов деятельности:

- разработка и производство составных частей боеприпасов;

- утилизация составных частей боеприпасов.

Новый порядок приостановления и аннулирования лицензии

Данный порядок вводится с 1 июня 2006 г. С этого момента лицензии будут приостанавливаться и аннулироваться только в судебном порядке. Для этого предусмотрена следующая процедура.

Лицензирующий орган сначала добивается привлечения лицензиата к административной ответственности за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией. Если суд установит наказание в виде административного приостановления деятельности (см., в частности, новую редакцию ст. ст. 8.40, 9.1, 13.12, 14.1, 18.3, 19.20 КоАП РФ) на срок до 90 дней (в качестве альтернативы возможно взыскание штрафа), то в этом, и только в этом случае лицензирующий орган выносит решение о приостановлении действия лицензии на срок, не превышающий срок административного приостановления деятельности.

Действие лицензии возобновляется в двух случаях:

- лицензирующим органом - со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности;

- с наступлением дня досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Для этого будет необходимо обратиться с соответствующим заявлением к судье.

Если же в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Упрощенный порядок лицензирования

Упрощенный порядок лицензирования вступил в силу с 3 октября 2005 г. Его смогут применять как организации и предприниматели, уже осуществляющие лицензируемую деятельность (лицензиаты), так и организации и предприниматели, желающие заняться лицензируемой деятельностью (соискатели лицензии).

Суть упрощенного порядка лицензирования для лицензиата состоит в том, что он лишь представляет в лицензирующий орган заявление о переходе на упрощенный порядок лицензирования с приложением нотариальной копии договора страхования гражданской ответственности или копии сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Переход на упрощенную систему носит уведомительный характер. В последующем лицензиат освобождается от плановых проверок выполнения им лицензионных требований и условий лицензирующим органом.

Для соискателя лицензии суть упрощенного порядка лицензирования состоит в том, что он для получения лицензии представляет ограниченный перечень документов:

1) заявление;

2) учредительные документы;

3) квитанцию об уплате госпошлины;

4) нотариальную копию договора страхования гражданской ответственности.

При этом решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в 15-дневный (а не в 45-дневный) срок. Соискатель лицензии будет также освобожден от проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при принятии решения о выдаче лицензии. Кроме того, он также освобождается от плановых проверок выполнения им лицензионных требований и условий лицензирующим органом.

Упрощенный порядок лицензирования можно будет применять в отношении следующих видов деятельности:

- эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

- реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

- перевозки грузов морским транспортом;

- перевозки грузов внутренним водным транспортом;

- перевозки грузов воздушным транспортом;

- перевозки грузов железнодорожным транспортом;

- перевозки грузобагажа железнодорожным транспортом;

- транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

- буксировки морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Новые правила получения и переоформления лицензий

Для получения лицензии необходимо подать заявление о предоставлении лицензии с приложением документов, указанных в Законе о лицензировании и соответствующем положении о лицензировании. При этом законодатели, во-первых, сочли необходимым более подробно описать, что должно быть указано в этом заявлении, а во-вторых, откорректировали перечень документов, подлежащих представлению.

Так, помимо того, что указывалось ранее, организация в заявлении указывает:

- сокращенное (в случае, если имеется) наименование, в том числе фирменное наименование;

- адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который она намерена осуществлять;

- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения этих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Предприниматель помимо того, что указывалось ранее, указывает:

- адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который он намерен осуществлять;

- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Как физические, так и юридические лица указывают свой ИНН, а также данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе. Кроме того, в заявлении указывается и лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

Сокращен срок для принятия решения о выдаче лицензии. Теперь он будет составлять не 60, а 45 дней.

Урегулирован ряд вопросов переоформления лицензий.

Законодатели закрепили, что помимо случаев преобразования юридического лица, изменения его наименования, места его нахождения (изменения имени или места жительства предпринимателя) переоформление лицензии можно осуществить также в случаях изменения адресов мест осуществления организацией или предпринимателем лицензируемого вида деятельности либо слияния двух юридических лиц, каждое из которых имеет лицензии на один и тот же вид деятельности.

При этом из числа случаев, когда лицензия подлежит переоформлению, исключена утрата документа, подтверждающего наличие лицензии. Очевидно, что в случае потери этого документа лицензиату будет необходимо обратиться за выдачей дубликата.

Законодателем уточнено, что 15-дневный срок для переоформления лицензии исчисляется со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления ими лицензируемого вида деятельности.

Обратим внимание, что теперь Законом о лицензировании будет предусмотрена обязанность мотивировать отказ в переоформлении лицензии. При этом данная мотивировка должна быть приведена в письменном уведомлении об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Прочие изменения

В Закон о лицензировании внесены и иные коррективы, которые носят во многом технический характер и не нуждаются в специальном комментарии. Обратим внимание лишь на следующее.

В части порядка проведения лицензионного контроля вместо определения какого-либо особенного объема полномочий лицензирующих органов (как это было в предыдущей редакции Закона о лицензировании) законодатель указал, что лицензионный контроль осуществляется по правилам Федерального закона от 08.12.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

На каждого лицензиата будет заводиться лицензионное дело. В нем будут храниться заявление соискателя лицензии или лицензиата и прилагаемые к нему документы, акты лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, о приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, один экземпляр документа, подтверждающего наличие лицензии, копии актов проведенных лицензирующим органом проверок соискателя лицензии или лицензиата и другие документы.

Интересным нововведением является положение новой ст. 17.1 Закона о лицензировании. В ней в числе прочего указано, что о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства России должностных лиц лицензирующих органов, лицензирующие органы в течение 30 дней обязаны сообщить организации или предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

А.Шершнев

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

19.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особые экономические зоны ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11) >
Статья: <Бизнес-прогноз от 19.10.2005> ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.