Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особые экономические зоны ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 11

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

28 августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В настоящей статье мы расскажем о том, что такое особые экономические зоны, где они будут создаваться и кто будет их резидентами.

Что такое ОЭЗ?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

У нас в России будут создаваться особые экономические зоны двух типов - промышленно-производственные и технико-внедренческие. Первые будут создаваться для производства высокотехнологичной продукции, а вторые - для разработки и внедрения новых технологий.

По своим размерам ОЭЗ будут совсем небольшими. Так, промышленно-производственные ОЭЗ будут иметь площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие займут не больше 2 кв. км. При этом любая ОЭЗ будет располагаться на территории только одного муниципального образования, и в то же время она не сможет включать в себя полностью территорию этого образования.

На территории ОЭЗ нельзя будет размещать объекты жилищного фонда, а также запрещено внутри зоны заниматься такими видами деятельности, как:

1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;

2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Размещаться ОЭЗ будут только на тех землях, которые находятся в государственной и (или) муниципальной собственности и на которых нет объектов, находящихся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов образовательных и (или) научно-исследовательских организаций).

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны будут создаваться там, где этого захотят местные региональные и муниципальные власти. Последние, для того чтобы создать у себя в регионе ОЭЗ, должны будут направить заявку на ее создание в Правительство РФ и обосновать целесообразность и эффективность создания (Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, а также примерная форма такой заявки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564).

Получив заявки от соискателей, Правительство РФ будет решать, где создавать ОЭЗ, а где - нет. Если в Правительство РФ поступит несколько заявок на создание ОЭЗ одного типа, то тогда будет проведен открытый конкурс по отбору заявок.

Организатором подобных конкурсов будет выступать Минэкономразвития России. Именно это ведомство Правительство РФ наделило полномочиями принимать решение о проведении конкурса, утверждать его результаты и конкурсную документацию, а также организовывать сам конкурс. А вот отбирать заявки на участие в конкурсе будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Для проведения конкурсов будут образованы специальные комиссии, которые и будут выбирать победителя среди поданных заявок на создание ОЭЗ. (Узнать о том, как будут проводиться указанные конкурсы, можно из Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563.)

Если Правительство РФ примет решение о создании ОЭЗ, то оно издаст соответствующее постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, должны будут подписать соглашение о создании ОЭЗ.

В этом соглашении фиксируются все основные вопросы "жизнедеятельности" ОЭЗ, а именно:

- объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;

- план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;

- комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;

- размеры принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;

- порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;

- порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны и многие другие вопросы.

Любая ОЭЗ создается на двадцать лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование. До истечения двадцатилетнего срока ОЭЗ может прекратить свое существование только в случаях, если:

1) это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Резидент ОЭЗ

Резидент ОЭЗ - это лицо, которое осуществляет на территории ОЭЗ промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность и может в связи с этим пользоваться установленными льготами. Резидентом ОЭЗ может быть любая коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования, где расположена ОЭЗ. Стоит отметить, что Закон N 116-ФЗ не содержит никаких исключений для предприятий с участием иностранного капитала. Они также могут быть резидентами ОЭЗ.

Чтобы стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, лицу придется подписать с органом управления такой ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, не менее 10 млн евро.

Для заключения этого соглашения лицо, желающее получить статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, должно представить в орган управления ОЭЗ заявку с указанием в ней информации:

- о деятельности, которой заявитель собирается заниматься на территории ОЭЗ;

- площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности;

- предполагаемых объемах капитальных вложений.

К заявлению придется приложить также копии всех учредительных документов заявителя и свидетельств из налогового органа, а также бизнес-план с положительным заключением на него, подготовленным банком или кредитной организацией.

Стать резидентом технико-внедренческой ОЭЗ немного проще, поскольку миллионных инвестиций, как в первом случае, не потребуется. Лицу необходимо только подписать с органом управления этой ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.

Для этого ему надо представить в орган управления ОЭЗ заявку с указанием в ней сведений о предполагаемой деятельности и о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности. К заявке прикладываются копии учредительных документов и свидетельств из налоговой инспекции, а также бизнес-план.

Если орган управления ОЭЗ заключит соглашение с претендентом на получение статуса резидента ОЭЗ, то можно говорить о том, что лицо получило этот статус. Но полноценным резидентом ОЭЗ оно станет только тогда, когда информация о нем будет включена в Реестр резидентов особой экономической зоны, о чем лицу выдадут соответствующее свидетельство (на сегодня формы такого свидетельства еще нет).

Резиденты ОЭЗ могут вести на территории ОЭЗ только ту деятельность, которая предусмотрена в соглашении о ведении деятельности. То есть резидент промышленно-производственной ОЭЗ может заниматься только производством и (или) переработкой высокотехнологичной продукции и ее реализацией, а резидент технико-внедренческой ОЭЗ - созданием и реализацией научно-технической продукции, а также доведением ее до промышленного применения.

Лишить субъекта статуса резидента ОЭЗ может только суд. Если это произойдет, то соглашение о ведении деятельности на территории ОЭЗ, заключенное между бывшим резидентом и органом управления ОЭЗ, автоматически прекратит свое действие.

Контролеры

Управлять всеми ОЭЗ и контролировать их деятельность будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами совместно со своими территориальными подразделениями (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530). Ему, в частности, предоставлено право проводить проверки резидентов ОЭЗ, причем как плановые, так и внеплановые.

Если в ходе проверки со стороны резидента ОЭЗ будут выявлены факты нарушения действующего законодательства, то проверяющие выдадут ему предписание об устранении нарушений. Лицу, не исполнившему предписание, будет грозить лишение статуса резидента. Проверять резидентов ОЭЗ могут еще налоговые и таможенные органы. При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства его также могут лишить указанного статуса.

Как уже было отмечено выше, лишение статуса резидента ОЭЗ возможно только в судебном порядке. Поэтому, чтобы добиться этого, контролирующему органу придется обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Кроме того, при каждой ОЭЗ будет создан наблюдательный совет, который, так же как и вышеупомянутое агентство, будет осуществлять функции контролера и координатора деятельности участников соглашения о создании ОЭЗ.

Налоговые и таможенные льготы

Территория любой ОЭЗ является свободной таможенной зоной. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории будут производиться с разрешения таможенных органов. Для этого резиденту ОЭЗ до начала каждого календарного года надо будет представить в таможню сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию ОЭЗ, о совершаемых с ними операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций. Один раз в квартал резидент может вносить изменения в перечень ранее представленных сведений.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ установлены Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2006 г.

Во-первых, товары, помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны, будут освобождаться от налогообложения НДС и акцизами.

Во-вторых, для организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов технико-внедренческих ОЭЗ установлена пониженная ставка единого социального налога (14%).

В-третьих, резиденты промышленно-производственных ОЭЗ получили право применять ускоренную амортизацию в отношении собственных основных средств, используя повышающий коэффициент, но не более 2.

В-четвертых, организации, зарегистрированные и работающие на территориях ОЭЗ, получают право учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на НИОКР (в том числе и не давшие положительного результата) в том налоговом периоде, в котором они осуществлены, без всяких ограничений. Напомним, что для всех остальных налогоплательщиков срок списания таких расходов составляет от двух до трех лет (в зависимости от полученного результата).

В-пятых, в отношении резидентов промышленно-производственных ОЭЗ сняты ограничения по переносу сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде. Так, в 2006 г. все организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли текущего года. Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ такого ограничения нет.

В-шестых, организации - резиденты ОЭЗ не будут платить налог на имущество в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества.

В-седьмых, организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту ОЭЗ.

В.Мешалкин

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

19.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: К аттестации будь готов! ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11) >
Статья: Лицензий становится все меньше ("Новая бухгалтерия", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.